КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология философских систем
Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
1. Как я понимаю философию? 2. Философия и наука: характер взаимодействия. 3. Философия в духовном наследии современной цивилизации. 4. Взаимодействие философии и идеологии в современных условиях. 5. Роль философии в естественнонаучном познании. 6. Философия в теоретической и практической деятельности человека. 7. Роль философии в системе профессионального образования. 8. Философия и мировоззрение человека. 9. Философия как методология научного познания и практики. 10. Философские проблемы социальной работы. Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: Проспект, 2006. 2. Введение в философию: Учеб. пособие / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2004. 3. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., Мн., 2001. 4. Каратини Роже. Введение в философию. – М.: Эксмо, 2003. 5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? – М.: Прогресс: Культура, 1992. 6. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999. 8. Рузавин Г.И., Ляшенко В.П., Митрошенков О.А. Философия – М.: Перспектива, 2007. 7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. 8. Тейчман Дж., Эванс К. Философия: Руководство для начинающих. – М.: Весь мир, 1997. 9. Философия социальной работы. Монография / Под ред. В.И. Митрохина. – М.: Изд-во МГСУ Союз, 1998.
Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ... Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии. Ф. Энгельс
Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах Древнего мира - Индии, Китае, Египте. Совершенства и классических форм она достигла позднее, в Древней Греции и Риме. Впервые философом себя назвал древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки одним из первых философию выделил Платон. Вследствие неразвитости наук вначале философия представлялась как все совокупное знание, однако позднее из нерасчлененного (синкретического) протознания выделились математика, астрономия, медицина и другие специальные науки. Философия же все больше превращается в систему наиболее общих знаний о мире, о природе, обществе и человеке. Процесс зарождения, становления и развития философской мысли изучает история философии. Одной из важнейших проблем истории философии является проблема периодизации философского процесса и типологии философских систем. Выделение основных типов философских систем возможно по двум направлениям. Первое - историческое направление, в рамках которого выделяются исторические типы философии в соответствии с периодизацией мирового исторического процесса. Здесь каждый тип философии, по Гегелю, есть «эпоха, схваченная в мысли». Второе направление типологии - проблемно-ментальное, которое рассматривает многообразные философские системы не по исторической «вертикали», а по философской «горизонтали», т.е. по преимущественному способу философствования и характеру разрешения философских проблем. Оно позволяет различить типы философствования на каждом историческом этапе и тем самым обогащает решение проблемы типологии философских систем. Исторические типы философских систем будут рассмотрены в дальнейшем. Что же касается проблемно-ментальных типов философствования, то они в известной мере носят исторически сквозной характер и поэтому нуждаются в исходном рассмотрении.
Рис. 5. Проблемная классификация философских систем.
По субстанциональному основанию (субстанция – то, что лежит в основе мироздания, от лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) философские системы различаются на материалистические, идеалистические и дуалистические. Первые из них кладут в основу мироздания материально-вещественные элементы, вторые - объективные или субъективные духовные начала, третьи - одновременно и то, и другое. Все они, особенно материализм и идеализм, представлены великими творцами и многочисленными философскими школами. Материалистическая философия нашла выражение в системах Демокрита, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Дидро, Л. Фейербаха, К. Маркса и др. Философия идеализма представлена Сократом и Платоном, Августином и Ф. Аквинским, Д. Беркли и И. Фихте, Ф. Шеллингом и Г.В.Ф. Гегелем. Философия дуализма наиболее ярко выражена в теоретических воззрениях Р. Декарта. По гносеологическому основанию выделяются философские системы агностицизма, позиция которых состоит в утверждении непознаваемости мира (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант), и философия познавательного оптимизма, утверждающая принципиальную возможность и способность познания мира человеком. Гносеологический оптимизм характерен для многих материалистических и идеалистических философских систем. Философские системы различаются и по методологическому основанию: каким исходно рассматривать мир - развивающимся, находящимся в движении, взаимосвязи и обусловленности, или воспринимать его в неподвижности, односторонне, локализованно, упрощенно? Метафизическая философия (такое понимание утвердилось со времен Гегеля) давала однозначное, завершенное изображение мира в неизменных понятиях, поскольку сущность вещей считала вечной и неизменной. Диалектическая методология исходит из признания подвижности, текучести философских понятий, поскольку в мире все течет, изменяется в силу действия внутренних источников движения. По принципиальным взглядам на роль и значение основных форм и видов познания (чувственного, рационального или внерационального) различаются философские системы сенсуализма, отводящие главную роль в познании органам чувств, рационализма (главная роль отводится разуму) и иррационализма, когда приоритет в познании отдается подсознательным, неосознаваемым механизмам - магическим, мистическим, интуитивным, алогичным. В соответствии с решением и пониманием проблемы человека, как основной проблемы философии, философские системы могут быть: * космоцентрическими - человек как часть космоса, мира; * теоцентрическими - человек божественный, верующий; * антропоцентрическими - человек как средоточие мироздания; * социоцентрическими - человек как совокупность общественных отношений; * техноцентрическими - человек как подобие машины, техники; * эгоцентрическими - человек как неповторимая индивидуальность; * биоцентрическими - человек как представитель биологической природной реальности. На различных исторических этапах имело место преобладающее рассмотрение тех или иных сторон проблемы человека. Существуют и иные критерии проблемной типологизации философских учений. Так, философские системы могут быть атеистическими или религиозно-идеалистическими по отношению к религии, сциентистскими или антисциентистскими по отношению к науке, оптимистическими или пессимистическими по отношению к смыслу и перспективам жизни человека, созерцательно-умозрительными или социально-преобразующими по отношению к практической деятельности людей. Принято выделять также классические философские системы, в которых представлено системно содержание всех философских проблем - онтологических, гносеологических, логических и социальных, и неклассические школы, в которых такой системности нет. История философии исследует и конкретные исторические этапы развития философской мысли, которые в целом совпадают с общепринятой периодизацией мирового процесса. В данном аспекте принято выделять такие исторические типы философии, как философия Древнего мира, философия эпохи Средневековья, философия эпохи Возрождения и Нового времени, философия XIX века, а также философия XX века. В рамках каждого исторического типа существовали и развивались философские системы различных очагов цивилизации. Например, философия Древнего мира включает в себя философские системы Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Древнего Рима. Особого рассмотрения заслуживает отечественная философия, которая развивалась под влиянием преимущественно западной философии, хотя и сохранила свое лицо на фоне мирового философского процесса.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |