Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология философских систем




Тематика докладов, рефератов, научных сообщений

 

1. Как я понимаю философию?

2. Философия и наука: характер взаимодействия.

3. Философия в духовном наследии современной цивилизации.

4. Взаимодействие философии и идеологии в современных условиях.

5. Роль философии в естественнонаучном познании.

6. Философия в теоретической и практической деятельности человека.

7. Роль философии в системе профессионального образования.

8. Философия и мировоззрение человека.

9. Философия как методология научного познания и практики.

10. Философские проблемы социальной работы.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: Проспект, 2006.

2. Введение в философию: Учеб. пособие / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2004.

3. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., Мн., 2001.

4. Каратини Роже. Введение в философию. – М.: Эксмо, 2003.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? – М.: Прогресс: Культура, 1992.

6. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.

8. Рузавин Г.И., Ляшенко В.П., Митрошенков О.А. Философия – М.: Перспектива, 2007.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2008.

8. Тейчман Дж., Эванс К. Философия: Руководство для начинающих. – М.: Весь мир, 1997.

9. Философия социальной работы. Монография / Под ред. В.И. Митрохина. – М.: Изд-во МГСУ Союз, 1998.

 

 

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

... Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии.

Ф. Энгельс

 

 

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах Древнего мира - Индии, Китае, Египте. Совершенства и класси­ческих форм она достигла позднее, в Древней Греции и Риме. Впервые философом себя назвал древнегреческий мыслитель Пи­фагор, а в качестве особой науки одним из первых философию выделил Платон. Вследствие неразвитости наук вначале филосо­фия представлялась как все совокупное знание, однако позднее из нерасчлененного (синкретического) протознания выделились математика, астро­номия, медицина и другие специальные науки. Философия же все больше превращается в систему наиболее общих знаний о мире, о природе, обществе и человеке.

Процесс зарождения, становления и развития философской мысли изучает история философии. Одной из важнейших проблем истории философии является проблема периодизации философского процесса и типологии философских систем. Выделение основных типов философских систем возможно по двум направлениям. Пер­вое - историческое направление, в рамках которого выделяются исторические типы философии в соответствии с периодизацией мирового исторического процесса. Здесь каждый тип философии, по Гегелю, есть «эпоха, схваченная в мысли».

Второе направле­ние типологии - проблемно-ментальное, которое рассматривает многообразные философские системы не по исторической «верти­кали», а по философской «горизонтали», т.е. по преимуществен­ному способу философствования и характеру разрешения философских проблем. Оно позволяет различить типы философ­ствования на каждом историческом этапе и тем самым обогащает решение проблемы типологии философских систем.

Исторические типы философских систем будут рассмотрены в дальнейшем. Что же касается проблемно-ментальных типов философствования, то они в известной мере носят исторически сквозной характер и поэтому нуждаются в исходном рассмотрении.

 

Материалистические философии   По субстанциональному основанию   Идеалистические и дуалистические философии
Философский агностицизм   По гносеологическому основанию   Познавательный оптимизм
Метафизическая философия   По методологическому основанию   Диалектическая философия
Сенсуализм, иррационализм   По роли форм и видов познания   Рационалистическая философия
Атеистическая философия   По отношению к религии   Религиозная философия
Философия сциентизма   По отношению к науке   Философия антисциентизма
Созерцательная философия   По отношению к практике   Активно-преобразующая философия
Философия космоцентризма   По решению проблемы человека   Философия теоцентризма
       
Философия антропоцентризма   Философия техноцентризма   Философия социоцентризма
       
Философия психоцентризма   Философия эгоцентризма   Философия биоцентризма

 

Рис. 5. Проблемная классификация философских систем.

 

По субстанциональному основанию (субстанция – то, что лежит в основе мироздания, от лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) философские системы раз­личаются на материалистические, идеалистические и дуалистичес­кие. Первые из них кладут в основу мироздания материально-вещественные элементы, вторые - объективные или субъективные духовные начала, третьи - одновременно и то, и другое. Все они, особенно материализм и идеализм, представлены великими творцами и многочисленными философскими школами.

Материалистическая философия нашла выражение в системах Демокрита, Ф. Бэ­кона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Дидро, Л. Фейербаха, К. Маркса и др. Философия идеализма представлена Сократом и Платоном, Августи­ном и Ф. Аквинским, Д. Беркли и И. Фихте, Ф. Шеллингом и Г.В.Ф. Гегелем. Философия дуализма наиболее ярко выражена в теоретических воззрениях Р. Декарта.

По гносеологическому основанию выделяются философские системы агностицизма, позиция которых состоит в утверждении непознаваемости мира (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант), и философия познавательного оптимизма, утверждающая принципиальную воз­можность и способность познания мира человеком. Гносеологи­ческий оптимизм характерен для многих материалистических и идеалистических философских систем.

Философские системы различаются и по методологическому основанию: каким исходно рассматривать мир - развивающимся, находящимся в движении, взаимосвязи и обусловленности, или воспринимать его в неподвижности, односторонне, локализованно, упрощенно? Метафизическая философия (такое понимание утвердилось со времен Гегеля) давала однознач­ное, завершенное изображение мира в неизменных понятиях, по­скольку сущность вещей считала вечной и неизменной. Диалекти­ческая методология исходит из признания подвижности, теку­чести философских понятий, поскольку в мире все течет, изме­няется в силу действия внутренних источников движения.

По принципиальным взглядам на роль и значение основных форм и видов познания (чувственного, рационального или внерационального) различаются философские системы сенсуализма, отводящие главную роль в познании органам чувств, рационализма (главная роль отводится разуму) и иррационализма, когда приоритет в познании отдается подсознательным, неосознаваемым механизмам - магическим, мистическим, интуитивным, алогичным.

В соответствии с решением и пониманием проблемы человека, как основной проблемы философии, философские системы могут быть:

* космоцентрическими - человек как часть космоса, мира;

* теоцентрическими - человек божественный, верующий;

* антропоцентрическими - человек как средоточие мироздания;

* социоцентрическими - человек как совокупность общественных отношений;

* техноцентрическими - человек как подобие машины, техники;

* эгоцентрическими - человек как неповторимая индивидуальность;

* биоцентрическими - человек как представитель биологической природной реаль­ности. На различных исторических этапах имело место преобла­дающее рассмотрение тех или иных сторон проблемы человека.

Существуют и иные критерии проблемной типологизации философских учений. Так, философские системы могут быть атеистическими или религиозно-идеалистическими по отношению к религии, сциентистскими или антисциентистскими по отноше­нию к науке, оптимистическими или пессимистическими по отноше­нию к смыслу и перспективам жизни человека, созерцательно-умозрительными или социально-преобразующими по отношению к практической деятельности людей. Принято выделять также классические философские системы, в которых представлено системно содержание всех философских проблем - онтологичес­ких, гносеологических, логических и социальных, и некласси­ческие школы, в которых такой системности нет.

История философии исследует и конкретные исторические этапы развития философской мысли, которые в целом совпадают с общепринятой периодизацией мирового процесса. В данном аспекте принято выделять такие исторические типы философии, как философия Древнего мира, философия эпохи Средневековья, философия эпохи Возрождения и Нового времени, философия XIX века, а также философия XX века. В рамках каждого историчес­кого типа существовали и развивались философские системы различных очагов цивилизации. Например, философия Древнего мира включает в себя философские системы Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Египта и Месопотамии, Древней Гре­ции и Древнего Рима.

Особого рассмотрения заслуживает отечественная философия, которая развивалась под влиянием преимущественно западной философии, хотя и сохранила свое лицо на фоне мирового философского процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.