КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностное освоение пространства
Юрий Лотман обратил внимание на то, что народная культура ориентирована парадигматически на изоморфизмы, а не синтагматически, т.е. в ней больше выражен пространственный элемент, чем временной. С нашей точки зрения это распределительно-тонические отношения, организующие предпонимание. Этнический образ в его интра- и экстравариантах порождается именно изоморфизмом членов этноса. Это можно принять с поправкой: временные отношения биологически субстантивируются, скрываются в изоморфизмах. Но линейное, «синтагматическое» время здесь действительно выражено слабо. Проблема же парадигматичности (заменяемости) для нас исключительно важна, ибо проявление нрава, немотивированных импульсов не может дать одномерного пространства. У каждого человека свой радиус пространства. Сферы пересекаются, искривляются. Павел Флоренский вносил уточнения: для индивидов нужно говорить о среде ощущений, а пространство — это уже продукт общественной деятельности и в этом качестве служит мерой человеческой жизни. Мысль Михаила Бахтина та же: «Автосозерцание еще не дает окружающего пространства». Поэтому имеющееся общественное пространство (территория) выступает источником жизни, хранилищем ее зародышей. «Первобытное сознание не ставит резкого водораздела не только между отдельными индивидами, но и между человеком и природой вообще. Силы природы еще не противопоставлены человеку, а находятся с ним в таинственной связи. Он принадлежит к ним, а они как бы продолжают его. В ряде древних религий душа, этот прообраз активного Я, выступает как внеиндивидуальная «жизненная сила», соединяющая человека с миром, а не обособляющая его Некоторые элементы ее даже мыслятся находящимися вне человека».
У австралийцев в окружающем пространстве — в земле — находятся эмбрионы людей Человек сотворен из праха — библейская концепция. Рождающая земля Моунямы — у нганасан, земля — женское существо у кетов «Мать — сыра земля» — древнерусское языческое представление. В древнеиндийском языке само понятие пространства выражено через обозначение женского принципа, имеющего смысл «расширяться», «распространяться». Древнейшее представление о пространстве соединено с идеей начала или центра — это нераздельное пространство-время. Хотя выразить пространственные категории первоначально было легче, чем временные. Люсьен Леви Брюль был прав в том отношении, что первоначальное восприятие пространства было скорее ощущением, а не представлением — это качественно неравномерное пространство. Оно воспринимается эмоционально и через моторику. Это пространство бывает не только лучше или хуже, своим или чужим, но в него можно вселяться насильно или по согласию, приходить в гости. Это пространство и внешнее, и одновременно оно есть выражение внутренних свойств человека, его нрава. Идея этнического распространения в разных ее вариантах вы селение из какого-то центра, переселение с одной территории на другую, приход правящей династии и т.п. — глубоко коренится в особенностях восприятия пространства. Этногонические мифы и изыскания специалистов обыкновенно расходятся в этом пункте часто все скрупулезно проанализированные данные доказывают автохтонность этноса, этногенетический же миф настаивает на миграции. В огромном регионе Юго-Восточной Азии этнические предки и основатели династий приходят из Индии В одних случаях это скорее миф, в других может быть исторической реализацией мифа. Не способствовала ли эта сторона этнического сознания решению Гостомысла призвать Рюрика? Этнос должен «переселятъся», ибо он стоит в особом дистанцированном и распределительно-тоническом отношении к территории.
Эта территория, становящаяся палладиумом, средством защиты, должна быть устроена. Устройство состоит в прокладывании путей, ритуальном обиходе, в утверждении святынь и определении границ. Это не просто сакрализация. Упорядоченная территория цельна и дифференцирована. Она имеет центр и периферию, места для живых и мертвых, культовые центры. Это земля, предназначенная не только для богов, но и для людей, их пояс безопасности. Для поддержания порядка нужны усилия вплоть до вооруженной защиты. У англов радиус усадьбы равен тому расстоянию, на которое хозяин может с порога бросить копье. В иранской мифологии границы страны определяла мифическая стрельба из лука.
народом. Первые обстоятельные сведения о них принадлежат Зигмунду Герберштейну. В своих «Записках о Московитских делах» (впервые издано в 1549 г.) он пишет «Русскими называются все народы, говорящие по славянски и исповедующие христианскую веру по обряду греческому, они так размножились, что вытеснили все жившие между ними чужие племена или распространили между ними свои обычаи. Область этих русских простирается от Сарматских гор, недалеко от Кракова, по Днестру до Днепра и Понта Эвксинского». земледельческими обществами. Это концентрическое пространство четко центрировано и ориентировано по странам света, оно формализовано и обезличено. Итак, в этическом образе пространство, как и время, биологизировано. В таком качестве время и пространство входят в этнический образ, сообщая ему способность отражать действительность и давать импульсы к ее реализации. Рассмотрим подробнее выявляющуюся структуру этнического образа.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |