КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автомат защиты от перенапряжения (АЗП)
Под перенапряжением понимают аварийный рост напряжения свыше 30÷31 В, происходящий из-за нарушений в работе регулятора напряжения (наиболее вероятны спекание угольного столба или обрыв цепи рабочей обмотки электромагнита). При росте напряжения в сети в 2÷2,5 раза согласно закона Ома во столько же возрастают токи во всех цепях, получающих это напряжение: I = Ввиду того, что на самолётах и вертолётах во всех электрических цепях сечение проводов выбирается минимально допустимым в соответствии с током в конкретной цепи, при увеличении фактически проходящего по проводу тока в 2÷2,5 раза количество тепловой энергии, выделяющейся на проводе, находится в квадратичной зависимости к току и составляет в 4÷6 раз больше расчётного, что может привести к обгоранию или оплавлению изоляции проводов, а затем – к короткому замыканию и пожару. Для предотвращения подобных ситуаций на самолётах и вертолётах совместно с каждым генератором постоянного тока работает автомат защиты от перенапряжения (АЗП), который осуществляет контроль напряжения соответствующего генератора. При росте U ген > 30÷31 В (для некоторых серий АЗП при U ген = 33 В) АЗП срабатывает и выполняет следующие функции: - разрывает цепь включения генератора, что приводит к срабатыванию ДМР, как при отключении генератора с помощью его выключателя; - расшунтирует резистор в цепи возбуждения генератора, что приводит к резкому уменьшению тока возбуждения и падению U ген < 10 В, то есть до единиц вольт; - отключает данный генератор от цепи параллельной работы. Состав АЗ П (см. рис. 4.6.) - Р1 – реле замедленного действия РЗД-М, – подключено на напряжение генератора и является чувствительным элементом АЗП, имеет воздушный демпфер, благодаря которому не срабатывает при кратковременных скачках напряжения. С увеличением приложенного к реле напряжения задержка срабатывания уменьшается. - Р2 – служит для подключения генератора на параллельную работу и для отключения от неё (на одногенераторных самолётах не задействуется); - Р3 –промежуточное реле - R 1, R 2 – входной делитель напряжения; R 2 является проволочным переменным сопротивлением, с помощью которого регулируется напряжение срабатывания РЗД-М - R 3, R 4 – дополнительные резисторы цепи лампочки или табло сигнализации перенапряжения (срабатывания АЗП), которые используются ограниченно на некоторых самолётах; - R 5 – дополнительное сопротивление, которое при нормальной работе генератора зашунтировано контактами кнопочного контактора КНК-М, а при перенапряжении подключается последовательно с обмоткой возбуждения генератора, вызывая резкое уменьшение тока возбуждения; - К – кнопочный контактор КНК-М – является силовым элементом схемы. Контактор имеет встроенную пружину, которая в исходном положении контактора сжата и фиксируется защёлкой. При подаче напряжения на обмотку контактора защёлка освобождает якорь, который усилием пружины перемещается, обеспечивая замыкание и размыкание связанных с ним контактов. Возврат КНК-М в исходное положение (взвод пружины) производится нажатием кнопки на корпусе контактора. Работа автомата защиты от перенапряжения (рис. 4.6.): В исходном положении плюс генератора поступает через шунт амперметра, угольный столб регулятора напряжения, клемму 3Ш2 АЗП, контакты 4-3 КНК-М и через клемму 3Ш1 АЗП – на шунтовую обмотку возбуждения генератора, обеспечивая возбуждение и работу генератора. Также после контактов 4-3 КНК-М плюс поступает через включенные последовательно резисторы R1, R2 на обмотку реле РЗД-М (Р1). На второй конец обмотки, а также к Р2 и к КНК-М минус поступает с клеммы 1Ш2. При нормальной работе генератора напряжения 27 В недостаточно для срабатывания РЗД-М за счёт падения напряжения на резисторах Р1 и Р2, включенных последовательно с обмоткой реле. Плюс с генератора также поступает через шунт амперметра, клемму «Ген» ДМР, перемычку, клемму «+», клемму1Ш1 АЗП на обмотку Р3 и через контакты 7-8 КНК-М, клемму 5Ш2 АЗП на выключатель генератора. При включении выключателя плюс (см. рис. 4.5.) поступает через клемму «В» ДМР на реле включения, которое срабатывает, обеспечивая включение генератора в сеть аналогично рассмотренному в п.4.2. Также плюс поступает через клемму 2Ш1 АЗП на Р2, которое срабатывает и включенными параллельно контактами 2-3 и 5-6 подключает к балластному сопротивлению в минусовой цепи генератора уравнительную обмотку его регулятора напряжения, то есть подключает данный генератор к схеме параллельной работы генераторов. Если напряжение генератора по какой-либо причине превысит 30÷31 В, напряжения, приложенного к обмотке Р1 (РЗД-М), окажется достаточно для его срабатывания. При этом его контакты 2-1 подают минус с клеммы 1Ш2 на обмотку Р3, на которую с другой стороны уже подан плюс. Р3 срабатывает и контактами 2-3 подаёт плюс с клеммы 1Ш1 АЗП на клемму «А» кнопочного контактора КНК-М. На его клемме «Б» уже присутствует минус с клеммы 1Ш2. Контактор срабатывает и своими контактами: - 3-4 расшунтирует резистор Р5 – если до этого момента цепь возбуждения генератора проходила через контакты 3-4 КНК-М, то есть в обход Р5, то после размыкания контактов 3-4 резистор Р5 оказался включенным последовательно с обмоткой возбуждения – ток возбуждения генератора резко уменьшается, уменьшается магнитный поток обмотки возбуждения, что приводит к падению напряжения генератора ниже 10 В (см.формулу для U ген.).
Рис 4.6. Принципиальная схема АЗП и его связь со схемой самолёта - 5-6 замыкает цепь включения сигнализации перенапряжения (срабатывания АЗП) – на большей части самолётов и вертолётов данная сигнализация не предусмотрена; - 7-8 разрывает цепь подачи плюса на выключатель генератора, что приводит к снятию плюса с клеммы «В» ДМР, с его реле включения и следовательно к отключению генератора. Также снимается плюс с Р2, что приводит к размыканию его контактов и к отключению генератора от параллельной работы; Возврат схемы АЗП в исходное положение в полёте производится нажатием кнопки на корпусе АЗП, при помощи которой взводится пружина контактора КНК-М. Если при нажатии кнопки её «выбивает», повторное нажатие на кнопку ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Перед нажатием на кнопку необходимо выключить выключатель отключившегося генератора. Если на нём в момент нажатия на кнопку сохранилось перенапряжение, то при включенном выключателе при нажатой кнопке это перенапряжение будет подано в бортсеть. Для возможности восстановления работоспособности генераторов в полёте после срабатывания АЗП, автоматы защиты от перенапряжения размещают в легко доступных для экипажа местах: на Ми-8Т(П) – на этажерке в кабине экипажа, на Ан-24 (26, 30) – за потолочной панелью переднего багажника, на Ту-134 – в центральной распределительной панели заднего багажника и т. д. После нажатия на кнопку на корпусе АЗП, если её не выбивает, экипаж должен проверить напряжение соответствующего генератора, при необходимости отрегулировать его, после чего включить его в бортсеть. Если после указанного произойдёт повторное срабатывание АЗП, необходимо выключить выключатель соответствующего генератора. Повторные попытки восстановления работоспособности ЗАПРЕЩАЮТСЯ! На некоторых самолётах и вертолётах предусмотрена наземная проверка срабатывания АЗП. Для этого предусмотрены соответствующие кнопки. При нажатии на кнопку 24 В (или 27 В) подаётся через клемму 5Ш1 АЗП, минуя R 1, через R 2 на РЗД-М. В этих условиях напряжения, подаваемого на РЗД-М, оказывается достаточно для срабатывания АЗП, как при перенапряжении. На самолётах Ан-24 (26, 30) предусмотрены кнопки аварийного отключения стартёр-генераторов. При нажатии на кнопку напряжение, как при проверке срабатывания АЗП, подаётся через клемму 5Ш1 АЗП, в обход R 1, через R 2 на РЗД-М. При этом срабатывает АЗП, отключая генератор от сети, понижая его напряжение и отключая генератор от параллельной работы.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |