КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Джинни Джеффрис
Выбор Игра Ролевой тренинг Перемены
Вторая стадия выздоровления для взрослых детей алкоголиков включает работу с базовыми проблемами: способы поведения, усвоенные в детстве и ставшие проблемой во взрослой жизни; отношение к алкоголю и наркотикам; проблемы доверия, зависимости и контроля; проблемы близости и сексуальности, вопросы построения границ (Gravitz and Bowden 1985). В этот период ВДА уже значительно меньше охвачены эмоциями, и им самое время стать протагонистами в полной психодраматической сессии. Классическая психодрама такого рода продолжается около полутора часов, что позволяет работать над базовой проблемой, выбранной протагонистом. Вместо разговоров о трудностях своей жизни, ВДА погружаются в собственную реальность, проживая и прочувствуя ее как будто в первый раз. В том и состоит истинная сила психодрамы: эмоциональный катарсис и осознавание собственных переживаний так ярки и глубоки, что оказывают воздействие на дальнейшую жизнь человека.
В начале терапевтического процесса для ВДА необязательно, а иногда и нежелательно напрямую взаимодействовать с другими членами семьи, которые находятся в прежнем состоянии - отрицания, агрессии, отсутствия границ. Однако наступает момент, когда просто необходимо съездить домой, сверить свои воспоминания с воспоминаниями братьев и сестер или просто посетить семейное торжество, свадьбу или похороны. Такие встречи очень пугают ВДА, им необходима определенная подготовка и поддержка. Для репетиции жизненных ситуаций мы используем ролевой тренинг. Он помогает клиентам отработать новые для них способы поведения и реакции на определенные реальные события. В процессе проведения тренинга применяются различные психодраматические техники, включая и “зеркало”. Например, на сессии, готовясь к встрече с родителями, клиент ведет себя агрессивно, нервно или испуганно, не осознавая при этом, что сам провоцирует нежелательную реакцию. С помощью техники “зеркала” можно показать ВДА их привычное поведение, а затем помочь изменить его.
Жесткие правила алкогольной семьи и постоянная необходимость защищаться, “сохранять лицо” задерживают развитие спонтанности, креативности, способности получать от жизни удовольствие. В таких семьях дети вынуждены выступать в роли “маленьких взрослых”, брать на себя ответственность и контроль за ситуацией. Они не имеют возможности расслабиться, не успевают научиться играть. Для освобождения “внутреннего ребенка” очень помогают упражнения на спонтанность и разыгрывание историй. Упражнения на спонтанность вызывают много шуток и смеха, помогают ВДА почувствовать себя играющими детьми, объединяют группу. Можно предложить участникам изобразить с помощью пантомимы исторические события, времена года, разные города и страны. Разыгрывание историй - это групповое упражнение, где каждый участник играет роль в сказке, басне, рассказе. Особенно поощряется принятие на себя ролей, не характерных в обычной жизни. Некоторые клиенты, боясь проявить свои чувства, сопротивляются вовлечению в игру. Задача ведущего - помочь им принять хотя бы минимальное участие. Следует помнить и о физической безопасности группы. Пусть несколько участников группы расскажут различные истории, сказки, басни и т.д. Группа останавливается на одной из них, сделав социометрический выбор или путем голосования. Иногда необходимо набросать краткий план инсценировки. Определяются главные действующие лица, можно ввести роль рассказчика, роли неодушевленных предметов, а также новых персонажей. Роли распределяет ведущий или сами участники; они строят сцену и разыгрывают действие. Необходимо дать возможность группе представить свой самостоятельный вариант выбранной истории. Затем следует обмен переживаниями и чувствами из роли. Важно понять, отличались ли роли участников от привычных им жизненных ролей.
Наконец-то у ВДА появляется возможность делать выбор. Они начинают принимать на себя ответственность за собственные решения, обязательства и личностный рост. На этом этапе им необходима структура и перспектива на будущее, чтобы и дальше идти по пути духовного исцеления. Для финальной сессии мы часто используем “волшебный магазин”, который позволяет затронуть многие проблемы, стоящие перед ВДА, и в то же время является прекрасным завершением работы группы. Этот “магазин” действует на бартерной основе: там можно приобрести такие качества, как мужество, доверие, надежду, терпение, способность выражать свои чувства, - в обмен на страх, гнев, безнадежность, отсутствие доверия и другие специфические черты характера ВДА. Здесь приходится делать выбор, принимать решения и быть ответственным за себя. Итак, мы открываем специальный “магазин”, знакомим группу с хозяином и его помощником, объясняем принципы работы “магазина”. В рамках этого упражнения ВДА сталкиваются с выбором, сделанным в прошлом, и с тем, который направлен в будущее. Например, участник группы хочет приобрести способность проявлять свои чувства, но хоэяин “магазина” готов “продать” ему свой товар только в случае, если “покупатель” откажется от созданной им вокруг себя стены недоверия. Эта техника берет начало в воображении, но в процессе торга происходит переход от фантазий к символам и, наконец, к реальности.
Заключение
Самооценка является краеугольным камнем структуры психики. Поэтому вполне понятно, что ВДА, чье развитие проходило в атмосфере постоянного напряжения, стресса, хаоса и непредсказуемости, а самооценка страдала, постоянно борются за психическое выживание. Морено как-то сказал: “Люди ставят перед собой два главных вопроса: кто я? где и с кем я?” От того, как мы отвечаем на эти вопросы, зависит полнота нашего жизненного опыта и личных взаимоотношений. Борьба ВДА ведется вокруг этих базовых проблем. Их попытка обрести идентичность, прочное чувство себя и своих границ - поиск ответа на вопрос: “Кто же я? ” Стремление найти свою нишу, развивать отношения, чувство сопричастности и принадлежности - это их поиск благоприятной среды, которой человек соответствует, где он получает заботу, возможность раскрыться и реализовать себя. Если нам удастся помочь взрослым детям алкоголиков в их борьбе и поиске, возможно, они придут к доверию, открытости, честности, смогут поверить в себя. Через психодраму и ее активные техники ВДА включаются в этот поиск на всех уровнях: эмоциональном, интеллектуальном, физическом и духовном. Литература
Black, C. (1981) It Will Never Happen To Me, Denver, Colorado: M.A.C. Publishers, Chapter 3 pp. 31-52. Gravitz, H. and Bowden, J. (1985) Guide to Recovery: A Book for Adult Children of Alcoholics, Homes Beach, Florida: Learning Publications Inc., p.29. Lerner, R. (1987) Speech, Seattle, Washington, 31 July. Wegscheider, S. (1981) Another Chance: Hope and Health for the Alcoholic Family, Palo Alto, California: Science and Behavior Books, Inc., p.76.
МЫ ЗДЕСЬ ЗАНИМАЕМСЯ ТЕМ,
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |