Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Индии




В древнеиндийской цивилизации сформирова­лось несколько оригинальных и тщательно разработанных фи­лософских систем. Их фундаментом во многом являются «Ве­ды» (в переводе с санскрита - «знания») - сборники древних религиозных текстов, складывавшихся с начала III тысячеле­тия до н.э. Философская часть «Вед» называется «Упанишады» (санскр. - «сидеть у ног учителя»). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием «Упанишад». Приведем некоторые из них:

· сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни; учение о реинкарнации, т.е. переселении души из тела в тело;

· карма - закон воздаяния;предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравст­венного развития - мокши. (Для этого душа может пройти много земных жизней.)

· ахимса - единство всех форм жизни на земле (человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда никому, отказ от убийства.

Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь на­полнена страданием. Поскольку существует сансара, страда­ния будут продолжаться вечно, если не будет найден путь из­бавления от них. Соответственно поиск такого пути был ко­нечной целью каждой философской теории.

Древнеиндийские философские школы обычно подразде­ляют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Каждая школа предлагает свой путь избавления от страда­ний.

Древнеиндийские философские школы
Ортодоксальные (признающие авторитет «Вед») Неортодоксальные (не признающие авторитет «Вед»)
веданта йога вайшешика ньяя миманса санкхья локаята (чарвака) джайнизм буддизм

Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»:

· веданта (санскр.- «завершение «Вед»)предлагает тщательно изучать тексты «Вед», поскольку в них уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непони­мания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать непонятные места и выявлять скрытый в них смысл;

· йога добавляет к этому систему физических и духовных упраж­нений, целью которых является освобождение от мира, полное отре­шение от боли и страданий;

· вайшешика (санскр. - «особенный») считает: для того чтобы избежать страданий, следу­ет принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна - в ней разработаны общие катего­рии познания и бытия, правила логики, учение об атомах.

· ньяя (санскр. - «правило») близка вайшешике. Мир существует независимо от сознания, и без его правильного познания нельзя добиться освобождения человека от желаний и страстей Освобождение, мокша - это свобода от оков тела и чувств.

· миманса (санскр.- «размышление»), как и веданта, главное внимание уделяет защите и оправданию ведийских ритуалов, многие из которых становились с веками все непонятнее. Подлинным источником знания является слово, авторитет ведийского текста, не созданного человеком или божеством. Только соблюдение ведического ритуала вырабатывает энергию, которая так необходима для освобождения от страданий.

· санкхья (санскр. - «перечисление») стоит на позициях дуализма. Основной идеей этой школы является противопоставление двух вечных начал: пракрити (материи) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Человек может избавиться от земных страданий, освободив пуруши от пракрити.

Неортодоксальные школы предлагают более нетрадицион­ные способы освобождения от тягот и лишений жизни и обязательно связанного с этим страдания:

§ локаята стоит на позициях материализма,отрицает законы кармы, сансары, жизнь после смерти. Со страданием может справиться лишь удовольствие. Смерть неизбежна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться. Чарвака - более поздняя разновидность этой школы.

§ джайнизм, напротив, говорит, что тело - темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело - к греху. Путь из­бавления от тирании тела - аскетизм и ахимса;

§ буддизм - наиболее развитое в философском отношении уче­ние Древней Индии - видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (санскр. - «угасание») - блаженное небытие, идеальное состоя­ние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страда­ний).

Буддизм основал Сиддхартха Гаутама (ок. 623-544 до н.э.), на­званный Буддой (т.е. достигшим просветления). Согласно легенде, он был сыном правителя небольшой области в северо-восточной Индии. Гаутама воспиты­вался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пре­делы дворца, он поочередно увидел старика, больного и похоронную про­цессию. Осознав всю глубину страданий человека, Гаутама решил посвя­тить жизнь поиску истины. Он покинул дворец и 6 лет жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провел, проповедуя свое учение, которое с каждым годом приобретало все большее число сторонников, становилось все более и более популярным.

Будда полагал, что к избавлению от страданий - нирване - ведет «восьмеричный путь». У этого пути есть несколько обязательных этапов:

· праведное знание есть знание «четырех истин»: 1) жизнь - это стра­дание; 2) причина страданий - наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшают­ся, если во всем и всегда следовать «восьмеричному пути»;

· праведное отношение есть понимание того, что нужно отре­шиться от суеты окружающего мира и со всей строгостью следовать путем, предначертанным Буддой;

· праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов;

· праведное поведение есть неуклонное и беспрекословное подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкого­ля и наркотиков»;

· праведное занятие - это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

· праведное усилие есть упорная и постоянная борьба с соблазнами;

· праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

· праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для земной жизни и постоянно сопутствующих ей нескончаемых человеческих страданий.

Из знакомства с «восьмеричным путем», который пред­ставляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отда­ющая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждени­ям и теориям. Главное - указать путь для спасения человека и избавления его от страданий, а не размышлять о причинах и основаниях бытия.

Таким образом, в древнеиндийской философии пред­ставлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значи­тельному обогащению мировой философской мысли. Евро­пейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного само­погружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.