Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судьба античной философии




Неоплатонизм является последним всплеском ан­тичной философии. Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христиан­ства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма), то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году император Юстини­ан закрыл платоновскую Академию в Афинах и запретил сторонникам античной философии препо­давать и иметь школы. Всем было предписано под стра­хом ссылки вернуться «в лоно нашей святой церкви». На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век, т.е. около 1000 лет.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Рождение античной философии связано с переходом от веры в мифы к само­стоятельному поиску основ мира. Досократовская философия занималась исследованием природ­ного мира, задаваясь вопросами: из чего все произошло? Что лежит в основе вещей?

Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравствен­ности (Сократ). Согласно Платону, окружающий нас мир - всего лишь тень истин­ного идеального мира. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а крат­чайший путь человека к цели (благу) состоит в избегании крайностей и излишеств.

Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении пра­вильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какой период времени охватывает античная философия?

2. Назовите причины появления древнегреческой философии и ее ос­новные понятия. Выделите наиболее важные из этих понятий.

3. Перечислите философские школы досократовского периода. Дай­те их общую характеристику.

4. Каковы основные идеи философии Платона?

5. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в философии Аристотеля. Опишите какой-либо предмет, используя эти основания.

6. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? Почему?


Тема 1.4. Философия Средних веков

Краткое содержание: Источники формирования средневековой философии. Этапы развития средневековой философии. Патристика: Аврелий Августин (Блаженный). Схоластика: Фома Аквинский. Спор реалистов и номиналистов. Философия эпохи Возрождения.

Источники формирования средневековой философии

Античная философия оказалась не в состоянии решить задачу достижения человеком счастья, внутренней независимости и добродетели при помощи познания. Отсюда вывод: опираясь на собственный разум, человек не может добиться ни знания, ни счастья. Необходима какая - то опора извне, нужен божественный авторитет. Путь к Богу лежит не через познание мира, а через религиозную веру. Поэтому античный мир был внутренне готов к восприятию христианства.

Средневековой философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V-XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир - его творением. Но начала зарождаться эта философия еще в Римской им­перии в I -V вв. н. э., поэтому временные характеристики у нее иные, чем в учебниках истории.

Средневековая философия имела два источника своего формирования. Первый из них - античная философия, а второй - Священное писание. Церковь была в те времена монополистом в области культуры и образования. Большинство философов этого времени - священники.

Этапы развития средневековой философии

Средневековую философию можно условно разделить на 4 основных этапа: апостольский, патристика, схоластика и философия Возрождения, которое мы, по примеру голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872-1945) относим к «осени Средневековья».

Этапы развития средневековой философии Исторический период Основной философский интерес
Апостольский I - середина II вв. Разработка и освоение идей Евангелия и Посланий апостолов.
Патристика Тертуллиан Карфагенский (160 - 220) Августин Блаженный (354 - 430) Боэций (480-524) Середина II-VIII вв. Философствование в вере (Августин) Монотеизм Теоцентризм Креационизм Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля
Схоластика Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) Пьер Абеляр (1079 - 1142) Уиль­ям Оккам (1285 – 1350) Роджер Бэкон (1214 - 1294) IX - XIV вв. Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Совесть Духовность человека Символизм
Философия Возрождения Николай Кузанский (1401-1464) Марсилио Фичино (1433 - 1499) Николай Коперник (1473 - 1543) Джордано Бруно (1548 - 1600) XIV - XVI вв. Антропоцентризм Пантеизм Гуманизм Антисхоластика

Апостольский - начальный период распространения христианства, связан с деятельностью учеников Иисуса Христа - святых апостолов.

Патристика (от лат. pater - отец) представляет собой ранний этап развития христианства. Основные идеи патристики:

· Люби Бога, и тогда делай, что хочешь.

· Сущностью личности является воля.

· Свобода - черта воли, а не разума.

Наиболее авторитетным представителем этого направления средневековой философии был Аврелий Августин (Блаженный) (354 -430). Основные положения его философии:

· жизнь общества - это борьба двух царств - Земного (грешного) и Божественного;

· Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

· в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

· смысл жизни - быть праведником и после смерти в награду от Бога получить за­гробную жизнь.

Схоластика - более развитый этап средневековой философии. Название происходит (от от лат. schola - школа), т. к данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким обра­зом, схоластика представляла собой не столько науку, зани­мающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину. Цель схоластики - философски обос­новать христианское религиозное учение.

Основные идеи схоластики:

· Вера управляет разумом, а разум укрепляет веру.

· Философия - служанка богословия.

· Свобода - это разумная воля человека в его движении к Богу.

Наиболее выдающимся представителем схоластики был Фома Аквинский (1225 -1274) - доминиканский монах, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви. Им были:

· систематизирована схоластика;

· разделены философия и теология, причем философия подчинена теологии;

· доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, выдвинуты 5 доказательств существования Бога;

· выдвинута идея об истинности знания, полученного рационально, с помощью разума, только в случае соответствия выводов разума догматам веры.

В конце Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев. Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1294) призывал отказаться от сле­пой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 - ок. 1350) считал, что все понятия, не самоочевидные или не подда­ющиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущно­сти не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи франци­сканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.

Спор реалистов и номиналистов

В средневековой философии возникают два направления: реализм и номинализм.

Реализм - от слова «реалии», так назывались в христианской философии общие понятия: человек как таковой, птица как таковая и т.д. Согласно реализму, общие понятия, или реалии, выражают сущность отдельных предметов. Представители реализма: Платон, Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский. Умеренным реалистом, признававшим относительную самостоятельность отдельных вещей, был Фома Аквинский.

Противоположным течением был номинализм, (лат. nominalis, - относящийся к названиям, именам). Согласно номинализму, общие понятия существуют лишь в уме человека в качестве полезных сокращений. Например, чтобы не перечислять всех людей: Иванов, Петрова, Наполеон, Иван Грозный и т.д., используют в качестве сокращения слово “человек”. Реально существуют лишь отдельные вещи, которые можно чувствовать: осязать, увидеть, услышать и т.д.

Номинализм подрывал важнейшие каноны христианства. Например, в соответствии с догматом Святой Троицы, Бог един и в то же время существует в трех лицах. А согласно номинализму, необходимо выбирать: либо Бог един, либо должны существовать три Бога. Но первое - это ислам: Аллах един и нет никого кроме Аллаха. Второе - многобожие, т.е. язычество. Поэтому церковь преследовала номиналистов. Его представители: Росцелин, Оккам, Буридан, Иоанн Дунс Скотт.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения или Ренессанса в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с ХIV по ХVI вв. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к Античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское, свободное от церковных канонов знание.

Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. В центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм - это широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Это было время титанов и универсальных гениев - Леонардо да Винчи, Микеланджело, которые были одновременно художниками, учеными, поэтами, инженерами. То была «эпоха гигантов» в литературе (Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль Санти, Тициан и др.) Человек теперь сам творец, а потому именно фигура художника - творца становится символом Ренессанса. Человек создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя.

Это время становления опытных наук, которые считаются единственными из тех, что дают истинные знания о природе (Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Джордано Брунои др.). Но понимание природы имеет новую специфику: пантеизм. Суть пантеизма состоит в идее растворения Бога в природе, во всех ее вещах и процессах. Бог внутри природы, а не вне ее, - так кратко может быть выражена суть пантеизма.

Еще одна характерная черта Возрождения - антисхоластика: стремление развенчать мнимые церковные авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Ян Гус, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.

Таким образом, для философии Возрождения характерно: широкое, свободное чувство гуманизма; освобождение человеческого разума от непреклонных догм. Эпоха Возрождения наложила глубокий отпечаток на характер всего последующего мышления в науке и философии. Происходит становление и укрепление университетской науки наряду с монастырскими школами. Возрождение дало мощный импульс гуманитарным и естественным наукам, положило начало естествознания Нового времени.

Философские идеи Возрождения отличались от идей патристики и схоластики, но не стали качественным шагом вперед по сравнению с идеями античности. В новое время, начиная с XVII века, начинается третья духовная формация по сравнению с античностью и средневековьем. Были выдвинуты принципиально новые идеи.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме - прин­ципе, согласно которому все в мире определено богом. Основные этапы средневековой философии - патристика и схола­стика. Выдающимся представителем первой был Августин Аврелий, второй - Фома Аквинский.

Философия Возрождения основана на антропоцентризме - прин­ципе, согласно которому в центре мироздания находится человек. В философии Возрождения основное внимание уделяется проблеме соотноше­ния человека и природы, политического устройства и творчества.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Почему философию Средних веков часто называют религиозной?

2. Какие формы мировоззрения господствовали в философии Средних веков?

3. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

4. В чем заключается суть спора номиналистов и реалистов?

5. Перечислите основные черты философии Возрождения. В чём Вы видите их основные отличия от характеристик средневековой философии?

6. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Воз­рождения.


Тема 1.5. Философия Нового и новейшего времени

Краткое содержание: Философия Нового времени. Спор эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов: Френсис Бэкон и. Рене Декарт. Философия эпохи Просвещения. Немецкая философия XIX века. Немецкая классическая философия: Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейербах. Классический материализм XIX в.: Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Иррационализм: волюнтаризм Артура Шо­пенгауэра и «философия жизни» Фридриха Ницше.

Основные направления современной философии. Позитивизм и аналитическая философия. Феноменология. Экзистенциализм. Герменевтика. Прагматизм. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.