КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ранний эллинизм
В IV веке до н.э. в греческом мире происходят важные политические и экономические события: возникновение империи Александра Македонского, которая после его смерти распадается на ряд государств, образуется Римская республика, которая превращается в Римскую империю. Греческое культурное наследие стало господствующей силой в Римской империи. Все пошло вширь, зато снизился общий уровень философствования. Эта эпоха стала позднее называться эллинизмом, что буквально означало “подражание грекам”. Теперь от философии ожидают практической пользы, она должна научить конкретного человека прожить с достоинством в этом нечеловеческом, сумасшедшем мире, сохранить себя как личность, опираясь исключительно на самого себя, ухитриться быть счастливым вопреки всему, что происходит в мире. От философии ожидают, что она будет руководством к житейской мудрости. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).
Киренаики. Основателем киренской школы был Apucmunn из Кирены (ок. 435-360 г.г. до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом. Единственное, о чем мы можем судить уверенно - наши чувства, приносящие нам или страдание, или наслаждение. Наслаждение - добро, а страдание - зло. Цель человека - достичь полного наслаждения. Такая точка зрения известна в философии как гедонизм. Киники. Представители этой школы - Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Название - от слова «Киносарг» - холм в Афинах, где Антисфен занимался с учениками. Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе. Древние римляне называли киников циниками. Постепенно слово «циник» приобретало все более и более негативное значение. Неприемлемым в цинизме обычно считают попрание общественных нравственных норм. В современную эпоху большое сходство с кинизмом имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др. Скептики. Основатель скептицизма - Пиррон (365-275 гг. до н.э.). Последователи - Тимон, Агриппа, Секст Эмпирик. Название школы в переводе с греческого означает «пребывать в нерешительности». Мир для скептика изменчив, относителен, непостоянен и полон иллюзий. Надо воздерживаться от не терпящих возражения выводов, ибо познание имеет вероятностный характер. Скептики не признают ни добра, ни зла. Счастье - это невозмутимость и отсутствие страданий. Скептицизм в дальнейшем развился в агностицизм Д. Юма и И.Канта, в современной философии эта линия присутствует в позитивизме. Философия Эпикура.Эпикур (341-270 гг. до н.э.) основал свою школу на окраине Афин – это был знаменитый “Сад Эпикура”. Школа просуществовала более восьми столетий, была центром античного материализма и атеизма. Эпикур, вслед за Демокритом, считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Цель познания - не знание того, каковы вещи сами по себе, а достижение счастья человеческого. Счастье состоит в удовольствии, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий. Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости. Стоики. Стоицизм происходит от греческого слова «стоя». Так назывался зал с колоннами, где помещалась школа стоиков. Основатель - Зенон из Кития (ок. 336-264 до н.э.). В период Римской империи в I веке стоиками были писатель Луций Анней Сенека и император Марк Аврелий. Стоики не согласны с Эпикуром. У Эпикура мудр тот, кто сумел уклониться от судьбы. Для стоиков мудрец тот, кто любит свою судьбу и сознательно ей следует. Мы либо добровольно, либо вынужденно, но все равно следуем тому, что неизбежно и необходимо. Судьба ведет того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и тащит насильно тех, кто ей противится. Поздний эллинизм (Римский период) Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или - неоплатонизм, основателем которого был Плотин (202-270 гг. до н.э.), а систематизатором и завершителем - Прокл (410-485 гг. н. э.). Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее материи, Мировой Ум (совокупность всех идей) прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое-Благо. Итак, есть иерархия: Единое-Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя. Будучи переполненным самим собой, Единое-Благо, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Материю. Там, где нет сущности (Единого - Блага), нет добра. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому - Благу (Плотин иногда называл его богом). Это возможно посредством мистического (таинственного) переживания и слияния с Единым-Благом.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |