КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое общество?
Предмет социальной философии Понятие «общество» иногда заменяют на синоним латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - на «социальный»). Как мы уже знаем, социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличие от специальной науки об обществе - социологии, которая занимается изучением конкретных обществ). Предметом социальной философии выступают общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. К ключевым темам социальной философии обычно относят: определение основных факторов развития общества; проблемы системной и структурной организации общества; особенности социального бытия и социального познания; динамику социального развития; особенности функционирования гражданского общества. Общество - это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Однако общество объединяет в себе не просто отдельных людей, оно объединяет их в составе народа, нации и государства. Народ -это все население, живущее в системе какого-либо общества. Нация -это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом. Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства. Государство -это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа. Общество включает в себя не только нацию, народ и государство, но и все бесчисленные отношения, которые существуют как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях. Движущие силы развития общества В истории философии представлены различные варианты понимания движущих сил развития общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают решающими в развитии общества материальные факторы, а второй - духовные. При материалистическом понимании подразумевается, что общество развивается под воздействием объективных, независимых от сознания людей факторов - особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д. Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 -ок. 370 до н.э.) ведущим фактором образования и развития общества считал природу. В марксизме основным фактором развития общества считается экономика. Ряд учений XX - начала XXI в. ведущую роль отдает технике. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на состояние общества. При идеалистическом понимании природы общества на первое место ставятся духовные факторы. Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Мы уже при изучении темы 4.2. «Философия и научная картина мира» рассмотрели сциентизм, представители которого, например Огюст Конт (1798-1857), абсолютизируют роль науки в социальном развитии. Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор социального развития в политике и государственном регулировании. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти равно понятию «политический», а английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного государственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в «войну всех против всех», т.е. распадается на части. В противовес всем перечисленным концепциям, где приоритет отдается какому-то одному фактору, обществоможет рассматриваться и как сложная система, где важность различных факторов, как материальных, так и духовных, в разных ситуациях разная: иногда на первое место выходит природа, иногда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу. Сферы общественной жизни Как и любая сложная система, общество состоит из подсистем - сфер общественной жизни. Сфера общественной жизни – это крупную, устойчивую, относительно самостоятельную подсистему человеческой деятельности. В ыделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Она делится на структуры. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Кении и т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и экономисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру. Центральное место человека символично: это основной элемент социальной сферы общества. Экономическая сфера - область производства, обмена, потребления товаров. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления, люди вступают в разнообразные отношения друг к другу и к товару - производственные отношения (отношения собственности, распределения, потребления, обмена). Производственные отношения и производительные силы в совокупности и составляют экономическую сферу жизни общества. Политическая сфера - одна из наиболее важных для социальной философии. Греческое слово politike (от polis - государство, город), первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Политика - это вид общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Схематично структура политической сферы включает в себя: 1)политические потребности и интересы; 2)политические институты и организации; 3)политическую деятельность;4)политические отношения; 5)политическое сознание. Духовная сфера - область идеальных, нематериальных образований. Структура духовной сферы жизни общества в общих чертах такова:1) религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; 2) мораль - система нравственных норм, оценок, поступков; 3) искусство - художественное освоение мира; 4) наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира; 5) право - совокупность норм, поддерживаемых государством. Общество в целом предстает как комплексная система, т.е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют социальные, экономические, политические, духовные отношения, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д. Общественное бытие. Общественное сознание Под общественным бытием понимают объективную сторону жизни общества - все то, что существует независимо от человека и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, например природные условия жизни общества, такие, как климат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрезвычайно важная техническая реальность (станки, компьютеры, телевизоры и т.д.). Не менее объективны социальные отношения, такие, как отношения производственные: распределения, обмена, потребления и собственно самого производства. Под общественным сознанием понимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общественное сознание нематериально и включает в себя всю совокупность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом.
Общественное бытие и общественное сознание противопоставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с одной стороны, общественное бытие влияет на сознание, практически формирует его, а с другой - сознание не только отражает бытие, но и оказывает на него существенное влияние. Направленность социального развития и п роблема «конца истории» Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны - устойчивой, или статической. Для объемного представления об обществе необходимо проанализировать его динамику, т.е. рассмотреть общество в движении, уловить закономерности в его изменении и развитии, попытаться предугадать перспективы. Все эти проблемы традиционно рассматриваются философией истории (не путайте с историей философии). Развитие - это закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progressus -движение вперед) - поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus - движение назад), представляющий противоположный тип изменения. Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообразное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, войны, перевороты, ко второму - реформы, естественное политическое и экономическое развитие. История - это наука о человеческом прошлом. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О. Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития. И чем смысл исторического развития человечества? Возможно, история закончится, когда люди достигнут идеала общественного устройства, т.е. общества всеобщего благоденствия. Эта мысль не бесспорна, можно говорить лишь о различных вариантах решения проблемы «конца истории». Согласно средневековой философии, история имеет конечный пункт - наступление Царства Божьего. Согласно Г.Гегелю, «конец истории» связан с устранением национальной розни. Русский эмигрант Александр Кожев (1902-1968, настоящая фамилия Кожевников) видит решение этой проблемы в устранении политических разногласий. Американский философ и политолог Френсис Фукуяма (р.1952) опубликовал в 1989 году статью “Конец истории”. По его мнению, после отказа СССР от марксисткой идеологии у человечества остался всего один путь - либеральный. Конец историческому движению полагается концом культурной обособленности. С победой либеральной демократии «Запад» побеждает и как тип культуры. Время показало, что выводы Ф. Фукуямы были слишком благодушны. Западное общество раздираемо противоречиями, и далеко не все люди планеты желают жить по указке США и его союзников. Всякий раз, когда провозглашается очередной «конец истории», очередная «окончательная победа» того или иного порядка, заявляют о себе тенденции и движения, доказывающие, что это пока еще не так. Гражданское общество Гражданским обществом называют сферу свободного самовыражения людей, защищенную от произвола государства. Это все негосударственные объединения и сообщества граждан, а также совокупность нравственных, религиозных, культурных и других отношений, не зависящих от диктата государственных органов. Сообщества и отношения между ними формируют структуру гражданского общества.
В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства. С социальной точки зрения, гражданское общество выступает как открытое общество, т.е. общество демократического типа, где граждане свободно изъявляют свою волю. С экономической точки зрения гражданское общество выступает в качестве общества «свободного рынка». Основа экономики - свобода выбора и неприкосновенность частной собственности. С точки зрения духовной, гражданское общество обнаруживается в структурах общественности. Граждане объединяются с единомышленниками, активно высказывают свое мнение по ряду важных проблем общества, спорят с оппонентами и в итоге оказывают влияние на решение этих проблем. С точки зрения политической сферы, гражданское общество дополняется идеей правового государства, вкотором запрещаетсялюбой произвол власти в отношении личности. В целом гражданское общество представляет собой сферу свободного волеизъявления граждан во всех вопросах, которые не требуют прямой заботы государства. В случае, если государство начинает вмешиваться в личную жизнь, диктовать религиозные предпочтения, определять духовный выбор человека, контролировать деятельность средств массовой информации, общество постепенно становится закрытым, тоталитарным, а человек – совершенно бесправным, несвободным и незащищенным от произвола всякого, имеющего над ним власть.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |