Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое общество?




Предмет социальной философии

Понятие «общество» иногда заменяют на синоним латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - на «социальный»). Как мы уже знаем, социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличие от спе­циальной науки об обществе - социологии, которая занимается изуче­нием конкретных обществ).

Предметом социальной философии высту­пают общество, социальные связи в нем, закономерности его развития. К ключевым темам социальной философии обычно относят: определение основных факторов развития общества; проблемы системной и структурной организации общества; особенности социального бытия и социального познания; динамику социального развития; особенности функционирования гражданского общества.

Общество - это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Однако общество объединяет в себе не просто отдельных людей, оно объединяет их в составе народа, нации и государства.

Народ -это все население, живущее в системе какого-либо общества. Нация -это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом. Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства. Государство -это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа. Общество включает в себя не только нацию, народ и государство, но и все бесчисленные отношения, которые существуют как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.

Движущие силы развития общества

В истории философии представлены различные варианты понимания движущих сил развития общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают реша­ющими в развитии общества материальные факторы, а второй - духовные.

При материалистическом понимании под­разумевается, что общество развивается под воздействием объ­ективных, независимых от сознания людей факторов - особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д.

Древне­греческий врач Гиппократ (ок. 460 -ок. 370 до н.э.) ведущим фактором образования и развития общества считал природу. В марксизме основным фактором развития об­щества считается экономика. Ряд учений XX - начала XXI в. ведущую роль отдает технике. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на со­стояние общества.

При идеалистическом понимании природы общества на пер­вое место ставятся духовные факторы. Ведущую роль религии подчеркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Мы уже при изучении темы 4.2. «Философия и научная картина мира» рассмотрели сциентизм, представители которого, например Огюст Конт (1798-1857), абсолютизируют роль науки в социальном разви­тии. Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор соци­ального развития в политике и государственном регулирова­нии. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти равно понятию «политический», а английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного госу­дарственного контроля над людьми (в том числе с помощью силовых методов) человеческое общежитие превращается в «войну всех против всех», т.е. распадается на части.

В противовес всем перечисленным концепциям, где при­оритет отдается какому-то одному фактору, обществоможет рассматриваться и как сложная система, где важность различ­ных факторов, как материальных, так и духовных, в разных си­туациях разная: иногда на первое место выходит природа, ино­гда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.

Сферы общественной жизни

Как и лю­бая сложная система, общество состоит из подсистем - сфер общественной жизни. Сфера общественной жизни – это крупную, ус­тойчивую, относительно самостоятельную подсистему челове­ческой деятельности. В ыделяют четыре основные сферы общест­венной жизни:

Сферы жизни общества
Социальная Экономическая Политическая Духовная
Народы Нации Классы Половозрастные группы Производитель­ные силы Производствен­ные отношения Государство Партии Общественно-политические движения. Религия Мораль Наука Искусство Образование

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Она делится на структуры. Пол, возраст, семейное положение определяют демографи­ческую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Ке­нии и т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и эконо­мисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворя­нин и др.) определяют сословно-классовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру.

Центральное место человека символично: это основной элемент социаль­ной сферы общества.

Экономическая сфера - область производства, обмена, по­требления товаров. Для того чтобы произвести нечто, необхо­димы люди, инструменты, станки и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределе­ния, потребления, люди вступают в разнообразные отноше­ния друг к другу и к товару - производственные отношения (отношения собственности, распределе­ния, потребления, обмена). Производственные отношения и производительные силы в совокупности и составляют экономическую сферу жизни об­щества.

Политическая сфера - одна из наиболее важных для социальной философии. Греческое слово politike (от polis - государство, город), первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Политика - это вид общественной дея­тельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, ис­пользования и удержания власти. Схематично структура поли­тической сферы включает в себя: 1)политические потребности и интересы; 2)политические институты и организации; 3)политическую деятельность;4)политические отношения; 5)политическое сознание.

Духовная сфера - область идеальных, нематериальных об­разований. Струк­тура духовной сферы жизни общества в общих чертах такова:1) религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъ­естественные силы; 2) мораль - система нравственных норм, оценок, поступков; 3) искусство - художественное освоение мира; 4) наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира; 5) право - совокупность норм, поддерживаемых государст­вом.

Общество в целом предстает как комплексная система, т.е. система систем, где переплетаются и взаимодействуют со­циальные, экономические, политические, духовные отноше­ния, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д.

Общественное бытие. Общественное сознание

Под общественным бытием понимают объективную сторону жизни общества - все то, что существует независимо от челове­ка и его сознания. В широком аспекте общественное бытие включает в себя весь окружающий нас материальный мир, на­пример природные условия жизни общества, такие, как кли­мат, ресурсы и т.д. Помимо природы человека окружает чрез­вычайно важная техническая реальность (станки, компьюте­ры, телевизоры и т.д.). Не менее объективны социальные отношения, такие, как отношения производствен­ные: распределения, обмена, потребления и собственно са­мого производства.

Под общественным сознанием понимают соответственно субъективную сторону жизни общества. По своей сути общест­венное сознание нематериально и включает в себя всю сово­купность идей, теорий, чувств, оценок, характерных не просто для отдельного человека, а для общества в целом.

Сторона жизни общества Общественное бытие Общественное сознание
Окружающий мир Природное и материально-техническое окружение Религия, искусство, наука
Социальные отношения Производственные отношения Политика, право, мораль

Общественное бытие и общественное сознание противо­поставлены как объективное и субъективное, материальное и духовное. Тем не менее они тесно связаны друг с другом: с од­ной стороны, общественное бытие влияет на сознание, прак­тически формирует его, а с другой - сознание не только отра­жает бытие, но и оказывает на него существенное влияние.

Направленность социального развития и п роблема «конца истории»

Природа общества и его структура, социальное бытие и социальное познание характеризуют общество с одной стороны - устойчивой, или статической. Для объемного пред­ставления об обществе необходимо проанализировать его дина­мику, т.е. рассмотреть общество в движении, уловить закономерности в его изменении и развитии, попы­таться предугадать перспективы. Все эти проблемы традици­онно рассматриваются философией истории (не путайте с историей философии).

Развитие - это закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progressus -движение вперед) - поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному и регресс (от лат. regressus - движение на­зад), представляющий противоположный тип изменения. Кроме того, по характеру изменений выделяют революционное (скачкообраз­ное) и эволюционное (постепенное) развитие общества. К первому можно отнести революции, войны, перевороты, ко второму - реформы, естественное политиче­ское и экономическое развитие.

История - это наука о человеческом прошлом. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О. Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития.

И чем смысл исторического развития человечества? Возможно, история закончится, когда люди достигнут идеала общественного устройства, т.е. общества всеобщего благоденствия. Эта мысль не бесспорна, можно говорить лишь о различных вариантах решения проблемы «конца истории».

Согласно средневековой философии, история имеет конечный пункт - наступление Царства Божьего. Согласно Г.Гегелю, «конец истории» связан с устранением национальной розни. Русский эмигрант Александр Кожев (1902-1968, настоящая фамилия Кожевников) видит решение этой проблемы в устранении политических разногласий. Американский философ и политолог Френсис Фукуяма (р.1952) опубликовал в 1989 году статью “Конец истории”. По его мнению, после отказа СССР от марксисткой идеологии у человечества остался всего один путь - либеральный. Конец историческому движению полагается концом культурной обособленности. С победой либеральной демократии «Запад» побеждает и как тип культуры.

Время показало, что выводы Ф. Фукуямы были слишком благодушны. Западное общество раздираемо противоречиями, и далеко не все люди планеты желают жить по указке США и его союзников. Всякий раз, когда провозглашается очередной «конец истории», очередная «окончательная победа» того или иного порядка, заявляют о себе тенденции и движения, доказывающие, что это пока еще не так.

Гражданское общество

Гражданским обществом называют сферу сво­бодного самовыражения людей, защищенную от произвола го­сударства. Это все негосударственные объединения и сообще­ства граждан, а также совокупность нравственных, религиоз­ных, культурных и других отношений, не зависящих от диктата государственных органов. Сообщества и отношения между ними формируют структуру гражданского об­щества.

Сфера общества Социальная сфера Экономическая сфера Духовная сфера Политическая сфера
Объединения и сообщества граждан Семья, органы самоуправления, неправительст­венные общественные организации Частные пред­приятия, фирмы, акционерные общества Церковь, религи­озные и атеисти­ческие организа­ции, СМИ, науч­ные объединения Негосударствен­ные политиче­ские объедине­ния и движения, политические партии
Основания гражданского общества Приоритет лич­ности перед госу­дарством Свободная реали­зация частных интересов Самореализация Рыночная эконо­мика Ограничение государственного вмешательства в экономику Признание раз­личных форм собственности Свобода совести Свобода слова Толерантность Плюрализм Инициативность Приоритет мора­ли над политиче­скими интересами Подчинение вла­сти праву Разде­ление властей Реализация прав и свобод Равенство граж­дан перед зако­ном

В гражданское общество входят все возможные структурные элементы общества, кроме государства.

С соци­альной точки зрения, гражданское общество выступает как от­крытое общество, т.е. общество демократического типа, где граждане свободно изъ­являют свою волю.

С экономической точки зрения гражданское общество вы­ступает в качестве общества «свободного рынка». Основа экономики - свобода выбора и неприкосновенность частной собственности.

С точки зрения духовной, гражданское общество обнаружи­вается в структурах общественности. Граждане объединяются с единомышленниками, актив­но высказывают свое мнение по ряду важных проблем общества, спорят с оппонентами и в итоге оказывают влияние на решение этих проблем.

С точки зрения политической сферы, гражданское общест­во дополняется идеей правового государства, вкотором запрещаетсялюбой произвол власти в отношении личности.

В целом гражданское общество представляет собой сферу свободного волеизъявления граждан во всех вопросах, которые не требуют прямой заботы государства. В случае, если государ­ство начинает вмешиваться в личную жизнь, диктовать религиозные предпочтения, определять духовный выбор человека, контролировать дея­тельность средств массовой информации, общество постепен­но становится закрытым, тоталитарным, а человек – совершенно бесправ­ным, несвободным и незащищенным от произвола всякого, имеющего над ним власть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.