Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность




Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать такое определение. Видимо, человека окончательно и однозначно определить нельзя: слишком он многогранен в делах и помыслах и ни под одно определение не подходит..

Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять «не» сви­детельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой при­роды, а об ее исключительном месте среди других предметов и явлений окружающего мира.

Несводимость. Человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет по повадкам волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не сводим ни к климату, ни к пище, - может жить почти в любом климате, в любых географических условиях, при­спосабливается к любой пище.

Че­ловек всегда пытается стать кем-то - бухгалтером, художником, программистом и т.д. Но постигнув все тонкости своей про­фессии, начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой - человеком. Несводимость означает: такого человека, как я, - с моими чувствами, переживаниями, воспоминаниями, с моими надеждами и мечтами - больше в мире нет. И это может сказать о себе каждый человек.

Невыразимость. Объяснить нечто можно лишь через другое: свет через длину вол­ны, звук через частоту колебаний. Но как объяснить, что такое человек? Поскольку человек не сводим ни к чему - ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, - то объяснить, вы­разить его через другое невозможно, только через самого себя. Познать себя советовал еще Сократ. Познание самих себя составляет основное содержание человеческой культуры.

Неповторимость. Каждый человек уникален и неповторим. Каждый может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувство­вал, и мои переживания, мое понимание мира так же дополняют Все­ленную, как переживания Шекспира или Пушкина, без моих пережива­ний мир был бы беднее, был бы незавершенным». И будет прав, потому что каждый, если он живой человек, а не робот, по-своему любит, чувствует, переживает и надеется.

Незаменимость выражается в том, что у каждого человека есть такое дело, которое за него никто не сделает. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую пози­цию. Если все будут повторять чужие дела и чужие мысли, не тратя собственного сердца, не пытаясь участвовать в творении мира, то он рухнет.

Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его от­ношение к окружающим. Зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Мы зави­сим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Если я выбрал свой путь - никакие препятствия меня не остановят.

Итак, человек - это великая тайна и для других, и для самого себя. С этой тайной в самом себе и для себя он родится и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Раздел философии, в котором изучается происхождение, сущность и предназначение человека называется философской антропологией. Существуют религиозная версия, а также космическая и эволюционная (дарвинизм)теории происхождения человека.Широкое распространение получила развивающая дарвинизм трудовая теория происхождения человека и общества. В решении биосоциальной проблемы выделяют биологизаторскую и социологизаторскую трактовки, а также избегающий их крайности третий подход.

Под индивидом понимается любой представитель человеческого ро­да независимо от его уникальных качеств. Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отлича­ющих одного человека от другого. Личность - уникальный человек, взятый в аспекте его социальных качеств. Личность обычно рассматривается в ролевом аспекте как система социальных ролей или в сущностном аспекте - как духовное богатство и неповторимость человека.

Внешнее «Я» - это совокуп­ность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления. Внутреннее «Я» - это скрытое глубоко в душе ядро личности. Обисключительном месте человека среди других предметов и явлений окружающего мира свидетельствуют такие его фундаментальные характеристики, как несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека?.

2. В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

3. В чем заключается философская проблема «Я»?

4. Почему философские характеристики человека называют фундаментальными?

5. Какие категории жизненного мира человека Вы бы отнесли к наиболее значимым в вашей жизни на данный ее период?


Тема 3.3. Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия

Краткое содержание: Счастье. Свобода Творчество. Любовь. Труд. Вера. Смерть. Смысл жизни.

Счастье - это ценностное понятие, обозначающее постоянное, полное и обоснованное удовлетворение жизнью, когда положительные переживания доминируют над отрицательными. Его можно рассматривать с четырех позиций:

1) Б лагосклонность судьбы, удача. 2) Состояние интенсивной радости. 3) Обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни. 4) Чувство удовлетворения жизнью.

Ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребно­стей, ни власть не приносят настоящего счастья. Единственно возможный вид счастья - это жизнь в согласии с са­мим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье - это внутренняя умиро­творенность, когда жизнь проникнута понимани­ем ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружаю­щего мира, которые отражаются в душе человека.

Свобода - это возможность личности мыслить и поступать не по принуждению, а согласно своим интересам и целям, при этом ответственно соотнося их с интересами и целями общества.

О свободе людимечтали с незапамятных времен. Веками за нее боролись. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Свобода часто выступает как основ­ная моральная ценность буржуазного общества. Пока­зательна в этом смысле позиция французского фило­софа Ж.-П. Сартра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был Н.А. Бердяев. Свобода как философская категория рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью.

Прорыв в этой области наступил после появления в 1979 году книги немецко-американского философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для тех­нической цивилизации». Г.Йонас,безусловно, учел уроки М.Хайдеггера: существуя в мире, человек вынужден не только спрашивать, но и отвечать.То есть быть ответственным перед миром.

Чтобы лучше понять соотношение свободы и ответственнос­ти, обратимся к проблемам техники. Физики, руковод­ствуясь идеалами свободного творчества, открыли, что в ядрах атомов заключена большая энергия. Она нахо­дится там в связанном состоянии, но ее можно из­влечь с помощью цепных ядерных реакций. Так воз­никла идея создания атомной бомбы. Политики США, преследуя «важные государственные цели», приказали летчикам сбро­сить бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Не правда ли, странная ситуация: все умны, все справедливы, все свободны, а в результате смерть и разрушение. И реальная угроза ядерной катастрофы! И предсказания ряда современных футурологов, что при таком развитии событий человеческая цивилизация самоуничтожится к середине нашего века! Выход, впрочем, есть. Об этом подробнее поговорим при изучении темы 4.5 «Философия и глобальные проблемы человечества».

Итак, свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Ответственность - это не отрицание свободы, а ее дополнение и условие реализации. У рабов не было свободы, так и ответственности от них ожидать было бы наивно и глупо!

И все-таки большинству людей, особенно молодых, очень хочется понимать свободу как возможность делать все по своему выбору. Например, не ходить на занятие, а выспаться после затянувшейся допоздна вечеринки. Но есть риск не сдать потом экзамен. Приходится выбирать из двух зол наименьшее. Так в повседневной жизни люди сталкиваются с конкретными, реально существующими условиями, социально-экономическими отношениями, которые обуславливают круг их интересов. Люди не могут выбирать объективные условиясвоей деятельности, но зато они свободны в выборе средств достижения цели.

Абсолютной свободы не бывает. Выбор любого, даже самого казалось бы свободного от мирской суеты человека ограничен. Чем? Хотя бы законами природы. Их нельзя изменить, но расширить выбор, в принципе, возможно. С помощью разума. Например, не дано человеку природой умение летать, но он изобрел самолет.

Значит, свобода не может быть аб­солютной, она не отменяет объективных законов природы, а лишь определяет возможности их использования и преобразования окружающей среды в интересах человека и общества. С обязательным учетом последствий этих преобразований! Незнание или пренебрежение ими может привести к необратимым послед­ствиям: деградации человечества, уничтожению культу­ры, цивилизации, самой жизни на нашей планете. Особенно катастрофичны по­следствия такого отношения могут быть для реформируе­мого общества, как, например, в России. Во имя сохране­ния человечества возникла необходимость сознательного и ответственного регулирования деятельности людей через систему нацио­нальных и международных организаций.

Чем больше свободы, тем человек лучше осознает свои реальные возможности, тем больше средств для достижения поставленных целей находится в его распоряжении. С вобода выражает взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор.

Творчество -это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Творчество неотрывно от свободы, так как только свободный человек может создавать совершенно новую жизнь общества и мира.

Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовер­шенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины чело­веческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится творцом.

Изучает природу творчества и создает различные модели творческой деятельности наука эвристика. Согласно эвристике,творческая деятельность содержит следующие основные фазы:

1. Замысел, т.е. выявление главной идеи, определение основной цели и этапов ее достижения.

2. Созревание идей, т.е. мысленное конструирование идеального образа результата деятельности.

3. Озарение, т.е. мгновенное решение проблемы, часто неожиданное и нелогичное.

4. Практическое воплощение замысла.

5. Проверка,т.е. экспериментальная или логическая оценка верности и новизны решения.

Само по себе воспитание, образование, культура не делают человека творцом. Творчество - величайшая загадка и одновременно великое счастье для людей, которым оно доступно. Творчество не имеет никаких общих рецептов и рекомендаций. Если бы человек знал, как можно заставить себя творить, все были бы гениями. Творчество – это максимальное выражение личности, поскольку в предметах творчества человек материализует состояния своей души и свой внутренний мир.

Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему.

Почти все люди хотят любить и быть любимыми. Но далеко не у всех это получается. Почему?

Может, слабо хотят? Нет, ежедневно люди даже кончают с собой из-за несчастной любви. А сколько великих дел ради любви совершает обыкновеннейший, на первый взгляд, человек!

Может, не все люди любви достойны? Тогда самые красивые, самые сильные, умные, богатые и энергичные уж точно должны быть в любви успешнее остальных. Тоже нет! В газетах полно новостей о неудачливых в любви олигархах, кинозвездах и топ-моделях, которые жалуются, разводятся, скандалят и не могут обрести желаемое. А ещё мы часто видим, как ничем внешне и интеллектуально не выдающиеся пары живут, подавая пример окружающим верности и счастья в любви.

Может, любовь - это великий труд, а неудачники просто мало стараются? Тогда почему у одних все складывается само собой, а другие всю жизнь терзаются, безуспешно меняя партнеров?

Можно пожертвовать ради своей любви всем на свете, совершить легендарные подвиги - и остаться у разбитого корыта. Почему любовь связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий? Для рождения детей и преуспевания в жизни любовь не обязательна. Так зачем она нужна?

Любовь - самый верный свидетель человеческого существования. Как пел В. Высоцкий: «Я дышу, и значит - я люблю! Я люблю, и значит - я живу!» С точки зрения философии, то, что я кого-нибудь люблю, объясня­ется не предметом любви, а моей способностью любить. Больше ника­кими причинами объяснить возникновение любви нельзя. Любят не за что-то, а просто потому, что не могут не любить. Для любви нет при­чин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для совести. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый или самый умный.

Любовь и счастье очень часто не совпадают. Почему?

· Любовь - очень противоречивая вещь. Во-первых, любовь часто возни­кает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Любовь всегда развивается в борьбе с внешними обстоятельствами, в борьбе с обществом, с судьбой.

· Отсюда второе противоречие - любовь часто связана со страданием, а также самой смертью: или оттого, что препятствия для нее оказываются непреодолимыми; или любящий человек осознает, как хрупко и недолговечно его чувство; или когда остро переживает тот факт, что он живет, дышит, радуется жизни и потому своим главным врагом считает небытие, распад, смерть. Поэтому некоторые стараются ни в кого не влюбляться, чтобы таким образом избежать волнений, тревог и страданий, связанных с любовью. «Я больше не хочу страдать», - вот обычный аргумент того, кто однажды уже обжегся на несчастной любви. Но природу не обманешь. Тот, кто хотел любовь без страдания, чаще всего получает страдание без всякой любви.

Любовь - это и стремление быть любимым. Человек без любви - жалкое неполноценное существо, не постигшее смысла своего существования. В сегодняшнем российском обществе состояние постоянной борь­бы всех против всех привело к неслыханному общему ожесточению, к забвению того, что любовь - это не сентиментальное чувство, не ка­приз настроения и не ослепляющая болезнь. Это вообще не только и не столько человеческое качество или способность, а, надо полагать, объективный закон существования человеческого мира.

Труд -это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни. Все животные приспосабливаются к природе, и только человек приспосабливает ее под себя, преобразуя природу посредством труда.

Можно не быть сторонником трудовой теории происхождения человека, но нельзя не признать, что труд стимулировал умственное развитие человека и выделение человека из животного мира.Благодаря труду человек постоянно приобретал новые знания, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление новых видов труда - скотоводства и земледелия. Вследствие этого трудовая деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д. Появились государства, развились право и политика, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций.

Таким образом, труд не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из этой природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики общества, поскольку общество и является в своей основе тем или иным совместным трудом.

Вера - это убежденность в чем-либо без непосредственной опоры на практику, принятие чего-либо за истину без эмпирической или логической проверки, вне личного опыта.

Обычно вера тесно связана в наших представлениях с религией, о чем мы будем говорить при изучении темы 4.3 «Философия и религия». Под религией понимается весь внешний комплекс проявлений веры: обрядовость, храм, догматы, институт священнослужения. При этом религия включает в себя веру: вера - тот внутренний духовный фундамент, на котором возвышается грандиозное здание религии. Любой религиозный человек обязательно является верующим. Любой человек обязательно во что-нибудь или в кого-нибудь верит. И не всегда это - вера в бога.

Вера и надежда часто ставятся рядом. Надежда означает: я не властен над какими-то факторами, но хочу, чтобы они сложились в мою пользу, и признаю это возможным. А там, где для надежды уже вовсе не остается места, она переходит в веру. Я знаю, что надежды нет - но я верю, что все может быть хорошо! Я знаю, что умру. Я знаю, что загробного мира нет. Но я не хочу умирать. И я верю в загробный мир - там все будет хорошо, там будет вечная любовь, и вечное счастье, и не будет разлук. Я в него верю, потому что очень хочется. Вопреки всему. Вера - это несмиряемость человека с существующим положением. Это воплощение желания - вопреки знанию, очевидности, вопреки всему.Так вера является противоположностью знания.

Сферы знания и веры - различные. Там, где человек уже не может никак переделывать окружающий, внешний, объективный мир - он переделывает мир внутренний, субъективный, воображаемый.

Верующий (верящий) человек всегда может перейти в свой личный, внутренний, собственный, воображаемый мир, который для него по-своему так же реален, как этот наш реальный, просто как бы находится в другом месте, в другом измерении, - и быть удивительно стоек, силен, непоколебим в этом мире - потому что в том, своем мире, он неуязвим и бессмертен, вечен и всемогущ, - так что ему становятся нипочем страдания в этом мире, временном, неглавном.

Вот так, через создание собственного внутреннего мира, он делается сильнее в мире внешнем, сильнее и значительнее. Верующий вытерпит любую муку и даже примет смерть во имя своей веры, истины, правоты. Я верую - и тем силен: могу делать то, что хочу (полагаю самым нужным для себя) - даже если это стоит мне ужасных лишений и самой жизни; могу презреть саму смерть.

Таким образом, вера укрепляет человеческий дух, придает решимости, - и тем самым увеличивает реальные возможности человека. Верующий сильнее и значительнее неверующего. У него есть дополнительный стимул к действиям - во имя веры. У него всегда наготове "индивидуальное убежище" - тот идеальный мир, куда нет входа ни одному земному врагу.

Смерть - это прекращение жизни. Человек - самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает ему огромное преимущество, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Поэтому не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать о мысли смерти. Человек должен одинаково относиться к ним обоим.

Во всех религиях с момента их возникновения смерть человека рассматривается как конец его земной и переход к вечной жизни.

Античные философы (Демокрит, Эпикур), считали, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Подобные доводы неоднократно повторялись в ходе развития философской мысли.

Мудрецы с древних времен говорили: «Помни о смерти!». Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти - значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. Ведь свой последний день и самый дурной человек постарается прожить по-человечески - не лгать, не воровать, не убивать.

В XXI веке проявляется особый интерес к проблеме смерти. Это обусловлено следующими причинами:1) глобальный кризис человечества может привести к самоуничтожению; 2) изменение ценностного отношения к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Смерть предполагает высший уровень ответственности. Человек должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность, брать на себя задачи, для выполнения которых заведо­мо не хватит собственной жизни. Творя, любя, делая добро, он проры­вается в вечность, побеждает смерть. Таким образом, человек обречен на пожизненные раздумья о смерти, и ее смысл является обратной стороной «вечной» проблемы смысла жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 29765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.