КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От индивида к личности
В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия индивид, индивидуальность, личность, раскрывающие разные стороны природы человека. Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) – это любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его особенностей. Таким обезличенным представителем массы человек может выступать, например, в масштабных социологических подсчетах, экономических теориях, рассуждениях о биологических особенностях человеческого организма и т.д. Таким же образом любая самостоятельность подавляется при тоталитарных режимах, провозглашающих единые для всех правила, а также в массовом обществе, где идеология успеха и реклама формируют безличных производителей и потребителей: здесь способности и даже собственное имя легко заменяются «никами», пинкодами карт (или тюремными номерами - для нарушающих общие правила). Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность». Индивидуальность - неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств. Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уровне. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым сочетанием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психического склада. Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особенности, формируя в итоге самобытную и неповторимую индивидуальность каждого человека. Личность - это индивид, рассматриваемый в аспекте его социальных каче ств. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество». Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют личность. Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств, характеристик индивида. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии). Постепенно он усваивает основные модели отношений в обществе. В этом смысле личность есть «общество в миниатюре». Однако ролевая трактовка личности не раскрывает глубинного, сущностного ее характера. В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, самостоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это - настоящая личность», имеют в виду внутреннее богатство его духовного мира. К примеру, Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку - это путь философа, художника или святого. Философ созерцает окружающий мир и размышляет о его общих законах. Его цель - истина, а орудие - мудрость. В древние времена именно мудрость определяла пути развития человечества, а мудрецы почитались как посланцы богов. Художник - человек эмоциональный, тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Святой - человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Милосердие - основа его жизни, а ее смысл точно выражен в словах известного врача Федора Петровича Гааза (1780-1853): «Торопитесь делать добро». «Настоящие люди», по мнению Ницше, настолько же отошли от «обычного человека из серой массы», насколько сам человек отошел от обезьяны. При всем этом ницшеанскую типологию личностей не следует рассматривать только в профессиональном смысле. «Философ» - это не только Сократ или Кант, но и каждый самостоятельно мыслящий человек; «художник» - не только Леонардо да Винчи или Лев Толстой, но и любой виртуоз в своем деле; наконец, «святой» - не только Альберт Швейцер или мать Тереза, но и всякий, отказавшийся от эгоизма ради любви к ближнему. Каковы основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе? · К самому себе. Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено каждой конкретной личностью. · К другим. Человеческий мозг с первых часов жизни формируется под влиянием человеческого окружения. Не общаясь с другими людьми, человеком стать нельзя. · К обществу. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. · К культуре. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали. · К природе. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность. Почему все люди разные? Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я» Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными? Первое: особенности психического склада - темперамент, скорость психических реакций, сообразительность - все это дается человеку по наследству. Второе: у каждого свой опыт детства и свои воспоминания о детстве, каждому по-своему открывался мир, каждый по-своему пережил свои детские страхи, неудачи или радости. Третье: особенности индивидуальной биографии - каждый живет своей жизнью, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей. Четвертое: противоречивость жизненных ролей. У каждого человека в жизни одновременно несколько ролей. Например, студент нашего колледжа, когда он разговаривает с преподавателями, особенно с директором, - это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но стоит ему выйти во двор, где его ждут друзья, он становится совершенно другим. Третьим человеком он становится, возвращаясь домой и разговаривая с родителями. Это не значит, что он каждый раз притворяется: у человека много ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый уникальный комплекс личности.. Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в понятии «Я». «Я» у человека появляется с трех-четырех лет, когда он начинает понимать, что есть Я, а есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К десяти - двенадцати годам складывается образ «Я», т.е. образ самого себя, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Можно сказать, что у человека два «Я» - внешнее и внутреннее. Внешнее «Я» знакомится с людьми, учится в школе, набирается знаний, делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее «Я» - это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления. Внутреннее «Я» - это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви, все те наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Рене Декарт говорил, что «тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную». Но попробуй, расскажи! Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония - это рассказ художника о себе. Внутреннее «Я» и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |