КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что такое познание? 2 страница
По мнению Фрейда, у каждого есть тайные желания. В детстве человек учится их подавлять под воздействием запретов, законов и т.д. Однако они не исчезают, а остаются в бессознательном, где ожидают своего часа. Бессознательные желания, по Фрейду, имеют ярко выраженный сексуальный характер. Хотя человек и не осознает их, они часто проявляются в снах, юморе, оговорках. Бессознательное можно представить в виде комнаты ожидания, сознание - в виде приемного кабинета, а сверхсознательное - в виде охранника кабинета. Охранник не пропускает нежелательных посетителей (мысли и желания) в кабинет, но он может на время отойти. Тем не менее рано или поздно он вернется и изгонит назойливых клиентов. Сознание является полем борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически «всплывают» в сознание, вторые вытесняют их обратно. Постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) - неврозам, истерии и т.д. Поэтому сексуальные импульсы должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество). Философия Фрейда оказала значительное влияние на европейскую культуру XX в., сопоставимое только с влиянием марксизма.Последователями Зигмунда Фрейдаразвивался неофрейдизм. Здесь наиболее известен Альфред Адлер (1870-1937), выдвинувший идею о комплексе неполноценности, который может привести или к болезням и депрессиям, или к компенсации в виде всепоглощающего стремления к власти, успеху. Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное бессознательное, которое содержит общие для всех людей образы - архетипы. Проявляются они не только в сновидениях, но и в «грезах» всего человечества - мифах, легендах, сказках. Расшифровав эти архетипы, можно, по мнению Юнга, понять историю человечества. Объективация сознания. Здравый смысл - рассудок - разум - мышление Какие бы споры ни велись, сознание всегда понимается только как субъективная реальность, как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека. Что же касается механизмов работы сознания, то философию интересует в основном только умственная деятельность человека, а процессы, относящиеся к душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет психологии, нейрофизиологии и другим наукам. Умственная деятельность сознания характеризуется двумя компонентами: компонентом чувственных ощущений (внутренних, о себе и внешних, о мире) и компонентом смыслообразования (преобразованием ощущений в интеллектуальные абстракции). Переход от ощущений к смыслообразованию называется мышлением. Мышление - это способность оперировать идеальными образами и отражать реальность в обобщенной идеальной форме. Мышление создает знание, которое нельзя получить только средствами чувственного восприятия. Так происходит объективация сознания - превращение мышлением содержания сознания в объекты познания, с которыми мышление может работать(понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т.д.). Объективация - перевод субъективного в объективное. Таким образом, мышление объективирует сознание в различные идеальные формы, а затем с помощью них создает идеи, не связанные с реальностью или абстрактные образы реальных объектов. Для этого необходимы здравый смысл, рассудок и разум. Здравый смысл - это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся под воздействием их повседневного жизненного опыта и общения. В процессе эволюции в арсенале здравого смысла закрепляется лишь такое знание, которое достаточно адекватно отражает человеческую жизнь и соответствует формам его опыта. Следует подчеркнуть, что здравому смыслу с его "житейскими понятиями" (как их называл известный психолог Л.С.Выготский) никто не обучает специально и планомерно. Он осваивается всеми нормальными людьми в повседневной жизни и общении людей, в частности детей и взрослых, в действиях с предметами нашего обычного жизненного мира. Это сходно с тем, как мы осваиваем родной язык, с которым, кстати сказать, здравый смысл связан очень тесно.Подобно тому, как мы изучаем и осваиваем второй (иностранный) язык на базе первого (родного) языка, так и научным или другим специализированным знанием мы овладеваем на основе нашего "первого" знания - неспециализированного, более или менее применимого ко всем сферам человеческого опыта здравого смысла. Но и усвоив большие запасы теоретического знания, мы остаемся субъектами обычной жизни, и в большинстве ситуаций используем здравый смысл как неизбежный и универсальный вид знания. Рассудок - это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и проверять на соответствие здравому смыслу. Рассудок работает только с готовыми понятиями, не преобразуя их во что-либо новое и не синтезируя между собой. А что тогда преобразует устойчивые понятия в новые и синтезирует их в систему знания? Это делает разум – т. е. способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его синтезу в различные системы знаний о мире. Рассудок и разум - это два уровня мышления, с помощью которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания. Мышление и язык Мысли должны быть объективно понятны кому-то еще, кроме самого мыслящего субъекта. Мало человеку что-то придумать, нужно еще другим это объяснить. Делается это с помощью языка. Язык - это знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь) или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т.д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеми принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами мышления между ними.Язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую-либо материальную формусвоего выражения, общепринятую для всех и понятную всем. Элементы языка (слова, предложения, знаки, формулы и т.д.) - это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, заключения, образы и т.д., существующие в структуре мышления. Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления. Языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка. Например, можно любоваться красотой китайского иероглифа, но нельзя понять его смысл, не зная китайского языка. Элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания. Поэтому мы можем изучать труды Конфуция, не будучи китайцами. Следовательно, функции языка по объективации сознания таковы: 1) формулирование результатов мышления в понятных формах для хранения и обмена; 2) коммуникация мыслей и результатов мышления. Таким образом, язык и мышление - не одно и то же, иначе, как заметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. Соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию. Может ли машина мыслить? В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы компьютеры, выполняющие ряд сложных умственных функций человека. Стал широко обсуждаться вопрос о том, возможен ли "искусственный интеллект". Сможет ли машина мыслить? Конечно, компьютер в состоянии выполнять, причем несравненно быстрее человека, многие операции. Но все же машина никогда не сможет полностью заменить человека. Во-первых, машина всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машине не свойственно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, не присуще чувстенно-эмоциональное отношение к миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она есть всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она - во власти своего создателя. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ: Под сознанием понимаются разнообразные формы и проявления духовной (психической) реальности в жизни человека. В решении проблемы сознания до сих пор больше вопросов, чем ответов. Существуют две основные точки зрения на сознание: материализм считает его особым свойством материи, а идеализм - единственным достоверным бытием. Гораздо менее распространены дуализм и гилозоизм. Сознание вступает во взаимодействие с внешним миром с помощью мышления. Способность мышления создавать идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает идеи и абстрактные образы из набора готовых сведений, которые ему поставляет рассудок. Понимание, хранение и коммуникация мышления происходит с помощью языка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. В чем трудность решения проблемы сознания? 2. Какая точка зрения на сознание вам ближе - материалистическая или идеалистическая? 3. Назовите основные свойства и формы сознания. Что входит в структуру сознания? 4. Как фрейдизм трактует феномен бессознательного? 5. Согласны ли Вы с утверждением, что сознанием обладает только человек? 6. Возможно ли создание искусственного интеллекта? Тема 2.4. Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания Краткое содержание: Теория познания. Понятие познания. Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное познание. Виды познания. Понятие истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Ложь и заблуждение. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания. Теория познания «Что я могу знать?» - первый по порядку из трех наиболее существенных вопросов, поставленных И. Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология. Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности. Иногда теорию познания называют эпистемологией (от греч. episteme - знание, наука). В XVII в. в философии произошел «эпистемологический поворот». Время неспешных размышлений о бытии прошло - человек хотел не созерцать, а преобразовывать мир. Для этого необходимо было дать ответ на основные вопросы, касающиеся познаваемости мира и источников наших знаний: что такое познание? Какова структура познания? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблуждение? Каковы методы познания мира? Вся история человечества - ускоряющийся процесс развития, расширения и уточнения знаний - от способов обработки каменных орудий и добывания огня до современных информационных технологий. Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу информационному (основанному прежде всего на производстве и распределении знания). Вот почему проблемы теории познания приобретают особую актуальность. В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Таким образом, познание - это активный творческий процесс, целью которого является достижение истины. Субъектом познания (тем, кто познает) является человек или общество в целом. Объектом познания (тем, что познается) является бытие в целом или же какая-то его часть. Субъект - тот, кто изучает. Объект - что или кого изучают. Под субъектом в философии понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, чаще всего именно он именуется субъектом.Для философа объектом познания является бытие в целом или соотношение этого целого со своими частями (языком, обществом, природой). От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «объективный» и «субъективный». Субъективно все, что связано с субъектом - его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.д. Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море и т.д. Структура познания. В гносеологии выделяют два уровня познания - чувственный (эмпирический) и рациональный. Чувственным называют познание, которое опирается на результат деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление. Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус яблока, его цвет, запах и т.д. Восприятие отображает уже не отдельные свойства, а их систему, целостность. Восприятие - это форма чувственного познания, содержащая в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие). Наше восприятие яблока включает в себя его цвет, вкус и запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а деятельность нескольких или даже всех основных чувств. Представлением называется чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Так, если мы когда-либо видели яблоко, мы можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не воздействует на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Одного только чувственного познания явно недостаточно. Человек выходит за ограниченные рамки чувств на уровне рационального познания, т.е. познания, опирающегося на разум. К формам рационального познания относят понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Понятие - это обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей. Например, понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не образ какого-либо определенного стола. Суждение - отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Сравним два выражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». В первом выражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не является суждением. Во втором выражении утверждается, что металлы проводят электрический ток. Это - суждение. Суждение выражается повествовательными предложениями. Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения называются посылками, а заключительное суждение - выводом. Типичный пример умозаключения: Посылка 1: Все металлы электропроводны. Посылка 2: Медь - металл. Вывод: Медь проводит электрический ток. Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. И.Кант ввелв философию традицию различения рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Помимо уровней в гносеологии иногда выделяют и виды познания. Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте. Религиозное познание – это мышление при помощи неопровержимых догм, основанных на вере в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области исследования. Оно требует строгих доказательств, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. Здесь действует не приземленный рассудок, а разум, изучающий мир на глубоком теоретическом уровне. При этом наука принимает некоторые элементы опыта, а житейский опыт в современности учитывает многие данные науки. Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, а «понятиями-образами», или концептами. Эти концепты, с одной стороны, близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой - к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке, а, скорее, символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не подразумевает догматики. Познаваем ли мир? Исходным для теории познания является вопрос «Познаваем ли мир?» Мы уже рассматривали эту проблему при изучении основного вопроса философии и учения скептиков. В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют две философские позиции - пессимистическую и оптимистическую. Пессимистическая позиция формируется в античной философии и в законченном виде отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму. В дальнейшем подобные сомнения выражали Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др. Скептицизм в принципе не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Более сильный вариант пессимизма – агностицизм, вовсе отрицающий познаваемость объективного мира. С обоснованием этой позиции в середине XVIII в. выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776). Он полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения - материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний. Ярким примером агностицизма является философия И. Канта, согласно которому действительный мир (или мир «вещей-в-себе») непознаваем. Все, что мы можем познать, - лишь «феноменальный мир», т.е. мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом. Однако большая часть философов настроена более оптимистично и считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно все глубже и глубже проникает в ее тайны. Эта позиция называется гносеологическим оптимизмом.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |