Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое познание? 2 страница




Сверх-Я Сверхсознательное Законы, запреты, мораль, традиции, правила поведения, общественные нормы
Я Сознание Ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.
Оно Бессознательное Тайные, неосознаваемые мысли, желания, автома­тические действия, инстинкты, комплексы, вытесненные пе­реживания.

 

По мнению Фрейда, у каждого есть тайные желания. В дет­стве человек учится их подавлять под воздействием запретов, законов и т.д. Однако они не исчезают, а остаются в бессознательном, где ожидают своего часа. Бессознательные желания, по Фрейду, имеют ярко выраженный сексуальный характер. Хотя человек и не осознает их, они часто проявляются в снах, юморе, оговорках.

Бессознательное можно представить в виде комнаты ожидания, сознание - в виде приемного кабинета, а сверхсознательное - в виде охранника каби­нета. Охранник не пропускает нежелательных посетителей (мысли и же­лания) в кабинет, но он может на время отойти. Тем не менее рано или поздно он вернется и изгонит назойливых клиентов.

Сознание является полем борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически «всплывают» в сознание, вторые вытес­няют их обратно. Постоянное подавление желаний может при­вести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предо­хранительный клапан) - неврозам, истерии и т.д. Поэтому сек­суальные импульсы должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество).

Философия Фрейда оказала значительное влияние на евро­пейскую культуру XX в., сопоставимое только с влиянием марксизма.Последователями Зигмунда Фрей­даразвивался неофрейдизм. Здесь наиболее известен Альфред Адлер (1870-1937), выдви­нувший идею о комплексе неполноценности, который может привести или к болезням и депрессиям, или к компенсации в виде всепоглощающего стремления к власти, успеху. Карл Гус­тав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное бессознательное, которое содер­жит общие для всех людей образы - архетипы. Проявляются они не только в сновидениях, но и в «грезах» всего человечест­ва - мифах, легендах, сказках. Расшифровав эти архе­типы, можно, по мнению Юнга, понять историю человечества.

Объективация сознания.

Здравый смысл - рассудок - разум - мышление

Какие бы споры ни велись, сознание всегда понимается только как субъективная реальность, как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека. Что же касается механизмов работы сознания, то философию интересует в основном только умственная деятельность человека, а процессы, относящиеся к душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет психологии, нейрофизиологии и другим наукам.

Умственная деятельность сознания характеризуется двумя компонентами: компонентом чувственных ощущений (внутренних, о себе и внешних, о мире) и компонентом смыслообразования (преобразованием ощущений в интеллектуальные абстракции).

Переход от ощущений к смыслообразованию называется мышлением. Мышление - это способность оперировать идеальными образами и отражать реальность в обобщенной идеальной форме. Мышление создает знание, которое нельзя получить только средствами чувственного восприятия. Так происходит объективация сознания - превращение мышлением содержания сознания в объекты познания, с которыми мышление может работать(понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т.д.). Объективация - перевод субъективного в объективное.

Таким образом, мышление объективирует сознание в различные идеальные формы, а затем с помощью них создает идеи, не связанные с реальностью или абстрактные образы реальных объектов. Для этого необходимы здравый смысл, рассудок и разум.

Здравый смысл - это представления людей о природе, обществе, самих себе, складывающиеся под воздействием их повседневного жизненного опыта и общения. В процессе эволюции в арсенале здравого смысла закрепляется лишь такое знание, которое достаточно адекватно отражает человеческую жизнь и соответствует формам его опыта. Следует подчеркнуть, что здравому смыслу с его "житейскими понятиями" (как их называл известный психолог Л.С.Выготский) никто не обучает специально и планомерно. Он осваивается всеми нормальными людьми в повседневной жизни и общении людей, в частности детей и взрослых, в действиях с предметами нашего обычного жизненного мира. Это сходно с тем, как мы осваиваем родной язык, с которым, кстати сказать, здравый смысл связан очень тесно.Подобно тому, как мы изучаем и осваиваем второй (иностранный) язык на базе первого (родного) языка, так и научным или другим специализированным знанием мы овладеваем на основе нашего "первого" знания - неспециализированного, более или менее применимого ко всем сферам человеческого опыта здравого смысла. Но и усвоив большие запасы теоретического знания, мы остаемся субъектами обычной жизни, и в большинстве ситуаций используем здравый смысл как неизбежный и универсальный вид знания.

Рассудок - это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и проверять на соответствие здравому смыслу. Рассудок работает только с готовыми понятиями, не преобразуя их во что-либо новое и не синтезируя между собой. А что тогда преобразует устойчивые понятия в новые и синтезирует их в систему знания?

Это делает разум – т. е. способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его синтезу в различные системы знаний о мире. Рассудок и разум - это два уровня мышления, с помощью которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания.

Мышление и язык

Мысли должны быть объективно понятны кому-то еще, кроме самого мыслящего субъекта. Мало человеку что-то придумать, нужно еще другим это объяснить. Делается это с помощью языка.

Язык - это знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь) или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т.д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеми принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами мышления между ними.Язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую-либо материальную формусвоего выражения, общепринятую для всех и понятную всем. Элементы языка (слова, предложения, знаки, формулы и т.д.) - это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, заключения, образы и т.д., существующие в структуре мышления. Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления.

Языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка. Например, можно любоваться красотой китайского иероглифа, но нельзя понять его смысл, не зная китайского языка. Элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания. Поэтому мы можем изучать труды Конфуция, не будучи китайцами. Следовательно, функции языка по объективации сознания таковы: 1) формулирование результатов мышления в понятных формах для хранения и обмена; 2) коммуникация мыслей и результатов мышления.

Таким образом, язык и мышление - не одно и то же, иначе, как заметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. Соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию.

Может ли машина мыслить?

В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы компьютеры, выполняющие ряд сложных умственных функций человека. Стал широко обсуждаться вопрос о том, возможен ли "искусственный интеллект". Сможет ли машина мыслить?

Конечно, компьютер в состоянии выполнять, причем несравненно быстрее человека, многие операции. Но все же машина никогда не сможет полностью заменить человека. Во-первых, машина всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машине не свойственно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, не присуще чувстенно-эмоциональное отношение к миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она есть всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она - во власти своего создателя.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Под сознанием понимаются разнообразные формы и проявления духовной (психической) реальности в жизни человека. В решении проблемы сознания до сих пор больше вопросов, чем ответов. Существуют две основные точки зрения на сознание: материализм считает его особым свойством материи, а идеализм - единственным достоверным бытием. Гораздо менее распространены дуализм и гилозоизм. Сознание вступает во взаимодействие с внешним миром с помощью мышления. Способность мышления создавать идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает идеи и абстрактные образы из набора готовых сведений, которые ему поставляет рассудок. Понимание, хранение и коммуникация мышления происходит с помощью языка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. В чем трудность решения проблемы сознания?

2. Какая точка зрения на сознание вам ближе - материалистическая или идеалистическая?

3. Назовите основные свойства и формы сознания. Что входит в структуру сознания?

4. Как фрейдизм трактует феномен бессознательного?

5. Согласны ли Вы с утверждением, что сознанием обладает только человек?

6. Возможно ли создание искусственного интеллекта?


Тема 2.4. Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания

Краткое содержание: Теория познания. Понятие познания. Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное познание. Виды познания. Понятие истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Ложь и заблуждение. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания.

Теория познания

«Что я могу знать?» - первый по порядку из трех наиболее существен­ных вопросов, поставленных И. Кантом перед филосо­фией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология.

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - раздел философии, изучающий возможности познания, его фор­мы и методы, условия его истинности. Иногда тео­рию познания называют эпистемологией (от греч. episteme - знание, наука).

В XVII в. в философии произошел «эпистемологический поворот». Время неспешных размышлений о бытии прошло - человек хотел не созерцать, а преобразовывать мир. Для этого необходимо было дать ответ на основные вопросы, касающиеся познаваемости мира и ис­точников наших знаний: что такое познание? Какова структура позна­ния? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблужде­ние? Каковы методы познания мира?

Вся история чело­вечества - ускоряющийся процесс развития, расширения и уточнения знаний - от способов обра­ботки каменных орудий и добывания огня до современных информационных технологий. Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информа­ции исчисляется терабайтами. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общест­ва (основанного на производстве товаров) к обществу инфор­мационному (основанному прежде всего на производстве и рас­пределении знания). Вот почему проблемы теории позна­ния приобретают особую актуальность.

В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Таким образом, познание - это активный творческий процесс, целью которого является достижение истины. Субъектом по­знания (тем, кто познает) является человек или общество в це­лом. Объектом познания (тем, что познается) является бытие в целом или же какая-то его часть. Субъект - тот, кто изучает. Объект - что или кого изучают. Под субъ­ектом в философии понимается источник активности, дейст­вующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, чаще всего именно он именуется субъектом.Для философа объектом познания является бытие в це­лом или соотношение этого целого со своими частями (язы­ком, обществом, природой).

От понятий «субъект» и «объект» образованы терми­ны «объективный» и «субъективный». Субъективно все, что связано с субъектом - его воля, желания, стремле­ния, предпочтения, чувства и эмоции и т.д. Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, жела­ний. Например, вращение Земли вокруг Солнца, впадение Вол­ги в Каспийское море и т.д.

Структура познания.

В гносеологии выделяют два уровня познания - чувственный (эмпирический) и рациональный.

Чувственным называют познание, которое опирается на результат деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - элементарный чувственный образ, отобра­жающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус яблока, его цвет, запах и т.д.

Восприятие отображает уже не отдельные свойства, а их систему, целостность. Восприятие - это форма чувственного познания, содержащая в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, жел­тое, сладкое, тяжелое»; яблоко дано как воспри­ятие). Наше воспри­ятие яблока включает в себя его цвет, вкус и запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельно­го чувства, а деятельность нескольких или даже всех основных чувств.

Представлением называется чувственный образ предме­та, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Так, если мы когда-либо видели яблоко, мы можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не воздействует на наши органы чувств. В представле­нии большую роль играют память, воспоминания, а также во­ображение человека. Представление можно назвать воспри­ятием предмета в его отсутствие.

Одного только чувственного познания явно недостаточно. Человек выходит за ограниченные рамки чувств на уровне рационального позна­ния, т.е. познания, опирающегося на разум. К формам ра­ционального познания относят понятие, суждение и умозак­лючение.

Понятие - это мысль, которая отражает предметы, явле­ния и связи между ними в обобщенной форме. Понятие - это обобщение, позволя­ющее объяснить смысл данного класса вещей. Например, по­нятие «стол» включает в себя образы всех столов - различ­ной формы, размеров, окраски, а не образ какого-либо опреде­ленного стола.

Суждение - отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями уста­навливается связь. Сравним два вы­ражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». В первом вы­ражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не яв­ляется суждением. Во втором выражении утвержда­ется, что металлы проводят электрический ток. Это - суждение. Суждение выражается повествовательны­ми предложениями.

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения назы­ваются посылками, а заключительное суждение - выводом. Типичный пример умозаключения:

Посылка 1: Все металлы электропроводны.

Посылка 2: Медь - металл.

Вывод: Медь проводит электрический ток.

Три формы рационального познания - понятие, суж­дение, умозаключение - составляют содержание рас­судка, которым человек руководствуется при мышле­нии. И.Кант ввелв философию традицию различения рассудка и разума. Разум - высшая сту­пень логического мышления. Рассудок менее гибок, ме­нее теоретичен, чем разум.

Помимо уровней в гносеологии иногда выделяют и виды по­знания.

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте.

Религиозное познание – это мышление при помощи неопровержимых догм, основанных на вере в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное.

Научное познание предполагает объяснение, поиск законо­мерностей в каждой области исследования. Оно требует строгих доказательств, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. Здесь действует не приземленный рассудок, а разум, изучающий мир на глубоком теоретическом уровне. При этом наука принимает некоторые элементы опыта, а житей­ский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Художественное познание основывается не на научных по­нятиях, а на целостных художественных образах. Художественный образ как бы дополняет научное понятие.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художест­венного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, а «понятиями-образами», или концептами. Эти кон­цепты, с одной стороны, близки к научным понятиям, по­скольку выражены в терминах, а с другой - к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке, а, скорее, символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не подразумевает догма­тики.

Познаваем ли мир?

Исходным для теории познания является во­прос «Познаваем ли мир?» Мы уже рассматривали эту проблему при изучении основного вопроса философии и учения скептиков. В зависимости от ответа на этот во­прос выделяют две философские позиции - пессимистиче­скую и оптимистическую.

Пессимистическая позиция формируется в античной фи­лософии и в законченном виде отражается в скептицизме Пиррона, который не доверял ни чувствам, ни разуму. В дальней­шем подобные сомнения выражали Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др. Скептицизм в принци­пе не отрицает возможности познания мира, но выражает со­мнение в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Более сильный вариант пессимизма – агностицизм, вовсе отрицающий по­знаваемость объективного мира. С обоснованием этой пози­ции в середине XVIII в. выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776). Он полагал, что невозможно логически дока­зать, что или кто вызывает наши ощущения - материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следу­ет оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний. Ярким примером агно­стицизма является философия И. Канта, согласно которому действи­тельный мир (или мир «вещей-в-себе») непо­знаваем. Все, что мы можем познать, - лишь «феноменальный мир», т.е. мир видимости, до неузнаваемости искаженный на­шими чувствами и опытом.

Однако большая часть философов настроена более опти­мистично и считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно все глубже и глубже про­никает в ее тайны. Эта позиция называется гносеологическим оптимизмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.