Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек сам находит смысл своей жизни




Человеческая жизнь бессмысленна.

Смысл жизни

На протяжении истории человек по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живет. Его рассуждения зависели от религиозных, философских, нравственных, практических установок личности и общества. Проблема смысла жизни традиционно решается в двух точках зрения:

1. Религиозная точка зрения.

Исходя из множества религиозных точек зрения, смысл текущей жизни, чаще всего, есть приготовление к обретению вечной жизни. Это есть общий и абсолютный смысл жизни вообще - жизнь вечная. Однако жизнь вечная требует определенных условий, заключающихся в духовно-нравственном совершенствовании человека, что требует нравственных усилий человека для приобретения высоких добродетелей, жизненных заслуг, внутренней свободы от мирских соблазнов, презрения к богатству, следования воле Бога и т.д.

Таким образом, целью текущей жизни человека с религиозной точки зренияявляется очищение и, тем самым, спасение своей души для жизни вечной.

2. Атеистическая точка зрения.

Исходя из атеизма, если человек смертен, то никакого смысла жизни, кроме нее самой, нет. То есть, смысл жизни состоит в самой жизни, в том, чтобы прожить ее с каким-либо смыслом. Атеистическая точка зрения предлагает человеку самому найти смысл своей жизни, исходя из того, что он сможет предложить самому себе. Данная позиция предполагает следующие выходы:

Еще библейский царь Соломон подчеркивал бессмысленность существования в афоризме: «Все суета!» Представители философии экзистенциализма утверждают: мир хаотичен и абсурден, поэтому и жизнь человека абсурдна и бессмысленна.

Возможны такие жизненные установки:

· прожить жизнь без страданий, размеренно и спокойно

· прожить жизнь в удовольствиях, данных духу и телу

· полностью реализовать себя в течение жизни в науке, искусстве, карьере и т.д.

· оставить по себе добрую память потомкам

· добиться славы

· вырастить детей

· бороться за коммунизм (К.Маркс)

· бороться за всеобщую любовь друг к другу (Л.Фейербах)

· увидеть смысл жизни в воле к власти, достижении сверхчеловеческого величия (Ф.Ницше) и т.д.

Таким образом, смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимальному числу людей. Какой путь выберет человек, зависит от него самого. Судить же о правильности выбранной линии в жизни в конечном счете придется ему самому, в пол­ной мере познав глубину изречения античного философа Марка Аврелия: «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Счасть е - это постоянное удовлетворение жизнью, в которой радостей в целом больше, чем бед. Свобода - это возможность личности жить по-своему, а не по чьей-либо указке. Свобода личности предполагает ее ответственность перед обществом. Творчество - это деятельность человека по созданию качественно новых материальные и духовные ценностей. Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в постоянной направленности к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Труд - это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Вера - это убежденность в чем-либо без непосредственной опоры на практику. Творя, любя, делая добро, человек проры­вается в вечность, тем самым побеждая смерть. Смысл своей жизни человек определяет сам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1) В чем заключается свобода человека?

2) Какую роль в жизни человека играет творчество?

3) Можно ли избежать связанных с любовью страданий, если никого не любить?

4) Кто такой «счастливый человек»?

5) В чем предназначение человека?

6) Почему человек, прекрасно зная, как нужно жить правильно, так часто эти правила нарушает?


Раздел IV. Духовная и социальная жизнь человека

В результате изучения раздела «Духовная и социальная жизнь человека» обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в общих проблемах научной, философской и религиозной картин мира как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- соотносить место и роль наук, составляющих основу изучаемой специальности, с современной научной картиной мира;

- осознавать роль и место религии в понимании мира, в изменении человеческой природы;

- анализировать основные концепции общественного развития, понимать место и роль человека в обществе;

- различать элементы материальной и духовной культуры, фомулировать представление о том, что значит быть культурным человеком;

- осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.

В результате изучения раздела «Духовная и социальная жизнь человека» обучающийся должен знать:

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры и природы;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием различных достижений современной науки, техники и технологий;

- основные категории научной картины мира;

- соотношение веры и разума, место и роль науки в познании и воспитании человека;

- основные концепции рассмотрения общества;

- основы философских представлений относительно возможных путей будущего мирового развития.

Тема 4.1. Философия и культура

Краткое содержание: Что такое культура? Материальная и духовная культура. Что такое цивилизация? Как соотносятся культура и цивилизация? Массовая культура и контркультура.

Что такое культура?

Слово культура - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению. В самом общем виде можно определить так: культура - это все то, что создано человеком и не является природным.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддержать себя в своем человеческом состоянии.

Материальная и духовная культура

Существует множество различных видов культуры (политическая, эстетическая, экологическая, научная, религиозная и т.д.), отражающие многообразие форм общественной деятельности человека.

Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся средства труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Это вещи, процессы, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, владение логикой мышления и богатством языка, религия. Духовная культура отражается в книгах, картинах, кино и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с человеческим разумом.

Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Не только человек создает культуру, но и культура создает человека. Особенность культуры заключается в том, что никто не может овладеть ею без приложения собственных усилий.

Что такое цивилизация?

С культурой очень тесно переплетается понятие цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина). В современном понимании цивилизация - это способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Цивилизация определяет характер и направленность существования людей. Ритуалы, обряды, совместные коллективные действа, игры, запреты, нарушение которых жестко каралось,- таковы первичные формы закрепления общественных норм. Гарантом их сохранения и исполнения являлась религия, она придавала особый облик цивилизации. Каждая цивилизация вырабатывала особую систему хранения и передачи социального опыта. Такими средствами являлись показ, пример, ритуал, обычай. Но главенствующая роль принадлежала языку, как специфическому средству передачи информации и управления человеческим поведением. В качестве высшего объединяющего начала цивилизации выступает верховная власть.

Как соотносятся культура и цивилизация?

До сих пор не разрешен философский спор о соотношении культуры и цивилизации как понятий. Существуют три основных подхода.

В первом случае культура является частью цивилизации. Цивилизация - это человечество во всем его богатстве. Культура - это лучшие достижения цивилизации, самое совершенное в ней. Шум оркестра - это еще не культура, хотя уже ци­вилизация. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем П.Чайковского и Л.Бетховена, читаем А.Пушкина, созерцаем иконы А.Рублева, наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первоклассной техникой.

Во втором случае цивилизация - внешняя часть культуры

Первым, кто ввел отличие культуры от цивилизации, был И. Кант. Последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил Освальд Шпенглер (1880 - 1936). В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Русские философы-славянофилы говорили о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры».

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий пользы)
Органична, функционирует как живое целое. Механистична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры - творения гения) Демократична (культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Существует в вечности, (ценность культурных произведений со временем не уменьшается, а, как правило, растет) Руководствуется критерием прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
 

В третьем случае культура и цивилизация - одно и то же. Так считал английский философом и историк Арнольд Тойнби (1889 -1975). Он предложил классификацию и выделил 37 цивилизаций Старого и Нового света, том числе: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий - культура.

Культура и цивилизация имеют общие и различные черты. Общее в них то, что они являются следствием прогресса. Основное различие заключается в том, что культура формирует совершенную личность, а цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

Между культурой и цивилизацией нет прямой зависимости. Нередко страны, в которых цивилизация была развита незначительно, вносили огромный вклад в общечеловеческую культуру. Например, древнегреческая культура была явно духовнее более поздней Римской империи, хотя в отношении цивилизации Афины уступали Риму. Россия в XIX в. была малоцивилизованной страной, но русская литература этого века - великое культурное достижение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.