Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платон Сочинения. тт. 2,3. – М., 1994




26.Розанов В. В. Последние листья. – М., 2000.

27.Розанов В. В. Уединенное. – М., 1990.

28.Русская идея. – М., 1992.

29.Свендсен Философия скуки. – М., 2003.

30.Соловьев В. С. Три разговора. – М., 2000.

31.Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М., 1999.

32.Шелер М. Рессентимент в структуре моралей. – СПб., 1999.

33.Флоренский П.А. Детям моим. – М., 1992.

34.Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

35.Фуко М. Забота о себе. – М., 1998.

36.Фуко М. Использование удовольствий. – М., 2004.

37.Фукс Э. История нравов, в 3-х тт. – М., 2001.

38.Шелер М. Рессентимент в строении моралей. – СПб., 1999.

39.Шопенгауэр А. Максимы… - Минск, 1999.

40.Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

41.Эразм Роттердамский Философские произведения. – М., 1986.

42.Этика. Словарь. – М., 2001.

43.Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. – Киев, 1994.

 

¨ Эстетического человека, в кьеркегоровском смысле, можно философски определить как единичное, определяемое извне, мнящее и утверждающе себя как единичное.

Этического человека – как единичное, определяющее само себя, но основывающееся и соотносящееся при этом со всеобщим, реализуясь в нем, объективируясь. («Настоящий трагический герой приносит в жертву себя и всё своё ради всеобщего; его действие, всякое движение в нем принадлежит всеобщему, он открыт, явлен и в этой явленности он – любимое дитя этики» (С. Кьеркегор)).

Религиозный человек – единичное как единичное в своем отношении к абсолюту.

 

? На переходе от этического к религиозному попытайтесь сопоставить эти два образа человеческого бытия на примере сопоставлений их Кьеркегором:

1) «С точки зрения этического взгляда на жизнь задача единичного индивида состоит в том, чтобы избавиться от определенного внутреннего и выразить его во внешнем… Парадокс веры состоит в том, что существует такое внутреннее, которое совершенно несоизмеримо со внешним».

2) «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее, единичный индивид… определяет своё отношение ко всеобщему через своё отношение к абсолюту, а не через своё отношение к абсолюту через своё отношение к всеобщему».

3) «Трагическому герою в достижении этого (сосредоточения) в определенном смысле приходит на помощь всеобщее, рыцарь же веры во всём одинок».

4) «Грех принадлежит сфере этики лишь постольку, поскольку с помощью этого понятия она невольно натыкается на раскаяние…»

 

? Как вы можете истолковать рассуждение Кьеркегора:

«Либо единичный индивид в качестве единичного может стоять в абсолютном отношении к абсолюту, и тогда этическое – это отнюдь не высшее, либо Авраам (библейский персонаж – прим. А.) погиб, ибо он не является ни трагическим, ни эстетическим героем».

 

¨ «Юмор находится на переходе от этического человека к человеку религиозному… Юмор есть преодоление отчаяния». (С. Кьеркегор)

 

D Различие человека религиозного и человека эстетического можно, наверное, с соответствующими изменениями, проследить через противопоставление скуки и тоски.

Скука – наиболее, наверное, упущенный из виду момент и мотив культурного творчества. Люди делают очень многое «от скуки»: пишут стихи и прочие книги, организовывают фирмы, работают, совершают «революции» и преступления, женятся или выходят замуж, заводят детей и собачек, – а не только «по привычке», из страха, рессентимента или из других мотивов.

Скука есть чувство и эффект внутренней пустоты («экзистенциального вакуума»), неизбывно мучительной неполноценности, несамодостаточности; и это внутреннее ощущение пустоты ищет постоянных компенсаций, всё больших, кстати, и больших, со временем.

Тоска же, напротив, это не пустое переживание, извините за вынужденный каламбур, собственной внутренней пустоты, толкающее на поиск ее, пустоты, «неполноценности», компенсации; тоска – чувство более высокого порядка, она есть мучительная жажда действительного преодоления человеком своего внутреннего «ничто», есть жажда чего-то высшего, чего-то, что позволит преодолеть своё ничтожество, смертность, одиночество, бессмысленность существования; тоска – это поиск Идеального, жажда Идеального.

Скука – следствие собственного повторения рутины, тоска – уникальности.

Тоска – глубокое чувство, скука – поверхностное. Тоска сакральна; скука – не имеет никакого отношения к священному, она сугубо сиюминутна, суетна, разве что – лишь как блик на поверхности тоски. Хотя тоже может оказываться культурно продуктивной.

К сожалению, эти понятия, – «скуки» и «тоски», – зачастую смешивают, однако это в корне неправильно.

Гений, кстати, в том числе, и отличается от обычного, поверхностного человека тем, что не знает, что такое скука. Ибо как же может быть человеку скучно – если он наедине с самим собой, т.е. целым миром! Со своим Гением! Гений мучим тоской. Пустые люди скучают – потому что пусты. Впрочем, наверное, самые пустые люди уже даже и не скучают…

 

? W Подумайте над рассуждениями о скуке различных философов:

«Скука – это наслаждение, увиденное с другого берега, с берега удовольствия». (Р. Барт)

«Существо скуки направлено не на высший, а на низший мир… в тоске есть надежда, в скуке – безнадежность. Скука преодолевается лишь творчеством». (Н.А. Бердяев)

«Мистический ужас есть переживание тоски, достигшей высочайшего напряжения, предела… скука есть страдание от пустоты и серости». (Н.А. Бердяев)

«Кто не работает, тот изнывает от скуки и, хотя бывает одурманен и утомлен развлечениями, никогда, однако, не бывает бодрым и удовлетворенным». (И. Кант)

«Скука порождает больше игроков, чем желания выиграть, больше пьяниц, чел страсть к алкоголю, больше самоубийств, чем отчаяние». (Ч. Колтон)

«Понятие скуки часто лишь пустой ярлык, который клеится на всё, что не поддается определению». (Л. Свендсен)

 

? Раскройте следующее рассуждение Ницше:

«Потребность принуждает нас к труду, плодами которого она удовлетворяется… Но в промежутках, когда потребности удовлетворены и как бы спят, на нас нападает скука. Что же такое скука? Это есть привычка к труду вообще, которая теперь обнаруживается как новая, дополнительная, потребность… Чтобы избегнуть скуки, человек либо работает больше, чем к тому вынуждают его остальные потребности, либо же изобретает игру, т.е. труд, который не предназначен для удовлетворения какой-либо иной потребности, кроме потребности в труде вообще».

 

? Прокомментируйте известный тезис о том, что скука – мать всех пороков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.