Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные аспекты культуры 2 страница




Ваджраяна (санскр. vajra – молния, стрела Индры, алмаз) – «алмазный, сверкающий путь» – буддистская традиция, распространенная на севере Индии, широко практикующая йогические (санскр. yoga – букв. упряжка, средство, связь, правило) и тантрические (санскр. tantra – букв., ткацкий станок, основа, сущность, учение) способы достижения просветления, практики «пограничных состояний», которые можно осуществлять лишь под руководством гуру (санскр. guru – трудный, наставник).

На основании махаяны и ваджраяны возникает ламаизм (тибетский буддизм) – буддистская традиция, возникшая ~ в VII веке; ламаизм представляет собой своеобразное переплетение местных языческих, уже неарийских, культов и основоположений буддизма; в ламаизме существует культ лам (верховных монахов-жрецов); верховным ламой является Далай-лама («великий, как море, лама»); Далай-лама, как предполагается, есть, всякий раз, новое воплощение Великого Бодхисатвы Авалокитешвары (бодхисатвы сострадания); резиденция Далай-ламы была в Лхасе (Тибет), до 1959 г., сейчас его резиденция в Дхармасале, на севере Индии. Разные формы тибетского буддизма (ламаизма) распространены ныне в Монголии, Тибете, Туве, Калмыкии, Бурятии.

Текстуальной основой буддизма является «Трипитака» – три свода канонов буддистского учения; сперва это учение, сформировавшиеся сразу после ухода Будды в нирвану, заучивалось наизусть, а потом, записанное (~ в I веке н.э.), составило три книги: в первой, Винайя-питаке – собрались правила, регулирующие жизнь общины; во второй, Сутра-питаке – содержатся сутры (санскр. sūtra – нить, рассуждение) Будды, его мысли и изречения; в третьей, Абдидхарме-питаке – философские тексты, истолковывающие учение Будды.

«Джаммапада» – текст, более поздний, также содержащий основы буддистского учения.

¨ Дополнительно, к основным понятиям буддизма и индуизма можно отнести следующие:

Дхарма (санскр. dharma – правило, закон, долг, мораль, сущность; от dhar – держать) – правила и законы, принципы, на которых держится всё мироздание; четыре благородных истины и составляют дхарму буддизма; дхарма есть те этические правила, которым должен следовать человек.

Мокша (санскр. moksa – избавление) – освобождение, в различных его аспектах, освобождение, прежде всего, от страстей и желаний, и, значит, от страданий; нирвана – высшая степень мокши.

Шила (санскр. çîla – нрав, нравственность, этос) – нравственное совершенствование человека, его нравственное усилие, «хранение трёх дверей» – ума, тела и речи; шила включает в себя ахинсу, отказ от лжи, отказ от разврата, от алкоголя, от бесчестных поступков

 

? Попробуйте раскрыть и истолковать следующие сутры Будды и его последователей:

«Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело; нет счастья большего, чем «спокойствие». («Джаммапада»)

«Победа порождает ненависть; побежденный живет в обиде; в счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения». («Джаммапада»)

«Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок приятного цвета, но лишенный аромата». («Джаммапада»)

«Человек должен прежде всего следовать своим путем; и только после этого он может обучать других». (Будда)

«Сущность Просветленного не может быть определена в категориях этого мира. Она глубока и бездонна, как великий океан. Нельзя сказать, что Просветленный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он не существует». (Будда)

«Несомненно несчастен этот мир, созданный, рождающийся, стареющий, умирающий, исчезающий и вновь появляющийся. Но нам неизвестен способ выхода из этого мира, который есть лишь скопление громадных страданий». (Будда)

«Рождение – страдание, старость – страдание, смерть – страдание, связь без любви – страдание, разлука с любимыми – страдание, неудовлетворенное желание – страдание; короче говоря, страдание – всякая усиленная привязанность ко всему земному». (Будда)

 

D Второй, в хронологическом порядке, мировой религией является Христианство. Христианство связано с личностью Иисуса Христа. В основе христианского учения лежит текст Библии, состоящей из Ветхого и Нового Завета. Именно и сугубо христианским является текст Завета Нового, состоящий из четырех канонических Евангелий (греч. Ευαγγελιον – «благая весть»; от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяний и Посланий Апостолов, а также Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова).

Ветхий Завет также лежит и в основании религии иудаизма (от «колена Иуды»; данный Иуда – сын ветхозаветного патриарха Иакова, от которого, по преданию, произошли иудеи). Ветхозаветный иудаизм, как национальная религия евреев (иудеев), хронологически предшествует христианству. В историческом развитии иудаизма различают 3 этапа: храмовый, талмудический и раввинистический. Храмовый – назван в соответствии с Иерусалимским Храмом, построенным в Х в. до н.э. царём Соломоном; Храм Соломона – священное культовое сооружение для верующих иудеев; Храм был разрушен в I в. н.э. Талмудический период – от слова «Талмуд» (ивр. «Учение»), т.е. сборник основ иудейского вероисповедания, включающий в кодекс правовых отношений («Галаха»), магические, исторические, мифологические священные тексты (всё вышеперечисленное носит название «Агада»), комментарии и дополнения к «Танаха» (Ветхому Завету), прежде всего – к «Торе» (Пятикнижию Моисея); Талмуд был собран и создан в III в. н.э. и получил название «Мишны» (ивр. «повторение; т.е. – повторение Закона); сборник текстов, толкующих и дополняющих Мишну носит название «Гемара» (либо от арам. «учение», либо от ивр. «завершение»); в связи с тем, что толкование Мишны осуществлялось как в Палестине, так и в Вавилоне, то существуют две редакции Талмуда – Иерусалимская и Вавилонская. И, наконец, период раввинистический (от ивр. «великий», «учитель»; «раввин» – ученое звание в иудействе, свидетельствующее о высокой квалификации данного человека в толковании Торы и Талмуда, о его высоком священном и общественном статусе) – с VI в. и по сию пору.

Родоначальник иудейской религии и самого народа – Авраам. О жизни Авраама, событиях его жизни и взаимоотношениях с Богом (заключение «Завета») повествуется в священной книге «Тора» («Пятикнижие Моисея»), входящей и в христианскую Библию (в иудаизме, как мы уже говорили, ветхозаветные книги носят название «Танаха»). Союз Бога и Авраама заключается в традиции обрезания, сиречь священного соединения человека с Богом. Религии, которые исходят из данной монотеистической (веры в одного Бога) традиции, носят название авраамические, – к ним принадлежат: иудаизм, христианство и ислам.

Закон, которому следуют верующие иудеи, дан пророком Моисеем (Моше; XIII в. до н.э.), по сути вновь создавшим и собравшим народ, на религиозных монотеистических основаниях. Моисей получил, по преданию от Бога (Яхве, Иеговы) Тору и Закон на горе Синай. Закон, называемый ныне Декалогом («Десять правил»), по числу основных заповедей, содержит, в общей сложности 613 заповедей (248 предписывающих и 365 запрещающих), определяющих жизнь и культовое служение иудеев.

Живая религиозная традиция иудаизма воспроизводилась прежде всего пророками (Илья, Иезекииль и др.). Важную роль в данной религиозной традиции играло ожидание Мессии («Помазанника», по греч. – Χριστός).

Мессия ожидался иудеями как, во-первых, освободитель от римского владычества, а, во-вторых, уже как дающий власть самим иудеям над всеми другими народами, своего рода «тысячелетнее царство божие». Однако Иисус, явившийся вроде как Мессия, не оправдал подобных ожиданий и произвёл кардинальный переворот в религиозной традиции. Возникает новая религия – христианство. Христианство – это религия спасения, спасения души человека. Над человеком довлеет первородный грех, и Христос, Сын Божий, приходит в мир спасти человека (Иисус – от евр. Иехошуа, что означает «Господь спаситель»), принести ему Благую Весть. Христианство возникает на рубеже старой и новой эр (первая половина I века). Христианство представляет собой своего рода преодоление ветхозаветной религии.

В основе христианского учения – Заповеди Блаженства, данные Иисусом Христом в Нагорной Проповеди. Основной заповедью христианства является заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22:37-40). Но если для иудаистической традиции «ближним» являлся исключительно соплеменник, то для христианства – ближний это всякий другой человек.

За своё «богохульное» учение, с точки зрения тогдашних религиозных блюстителей (Синедриона фарисеев; их приговор утвердил римский прокуратор Понтий Пилат), Христос был подвергнут казни на холме Голгофа – распятию. На третий день Христос, в соответствие с пророчествами, воскрес и явился своим ученикам – апостолам и Марии Магдалине. На сороковой день Христос был вознесен, с обетованием Второго Своего Пришествия.

Ученики Иисуса – апостолы (греч. Απόστολος – посланник), проповедники его учения. Первых, непосредственных учеников Иисуса было 12. Это: Пётр (Симон), Андрей (брат Симона-Петра), Иоанн Богослов (евангелист, брат Иакова, сына Зеведея), Иаков Зеведеев (брат Иоанна), Филипп из Вифсаиды, Варфоломей, Матфей (мытарь, евангелист, он же Левий Алфеев), Фома, Иаков Алфеев (брат Евангелиста Матфея), Фаддей (он же Иуда Иаковлев (брат Иакова) или Леввей), Симон Кананит (он же Симон Зилот), Иуда Искариот (предавший Иисуса Христа), Матфий (заменил Иуду Искариота после его самоубийства). По Преданию, все апостолы от двенадцати, за исключением Иоанна Богослова, умерли мученической смертью: Петр распят в Риме вниз головой, Андрей распят в Патрах, Иакову Заведееву усекли голову, Филипп распят в Иераполе, Варфоломея распяли в Албанополе и сняли кожу, Матфий побит камнями etc.

Апостол Павел (Савл, Шауль) не входит в число 12-ти первых апостолов, но также высоко почитается. Учеников этих первых 12-ти апостолов, проповедников учения Христа, было 70 (или, по иным версиям, 72).

Первый век существования христианства называется апостольским: после Пятидесятницы (сошествия Святого духа на апостолов) учение Христа проповедуется апостолами, вплоть до кончины последнего из них – Иоанна. Далее проповедь и толкование учения ведётся Апостольскими мужами (учениками апостолов) и Апологетами (от греч. Απολογια – оправдание); к апологетам можно отнести Дионисия Ареопагита, Поликарпа Смирнского, Климента Александрийского, Оригена, Афанасия Великого, Иринея Лионского, Тертуллиана etc. История раннего христианства характеризуется периодическими гонениями на христиан; известны гонения при Римских Императорах Нероне (Император с 54 по 68 гг. н.э.), Траяне (Имп. с 98 по 117 гг.), Марке Аврелии (Имп. со 161 по 170 гг.), Декии (Имп. с 249 по 251 гг.), Диоклетиане (Имп. с 284 по 305 гг.), Галерии (Имп. с 305 по 311 гг.). Свобода христианского вероисповедания устанавливается лишь при Императоре Константине Великом (313 г.); а вскоре христианство становится государственной религией (324 г.).

Когда христианская религия становится официальной, разумеется, неизбежно понижается качественный уровень исповедующих ее людей; теперь не нужно умирать и страдать за Идею, а, напротив, можно получать материальные блага и власть. Тут же неизбежно возникает множество ересей. Начинается эпоха Вселенских Соборов, приводящих в порядок догматику (от греч. δογμα – решение, мнение, установление) и определяющих жизнь христианской церкви.

Всего состоялось 7 Вселенских Соборов (признанных Православной церковью; Католическая церковь признаёт 21 Собор, последний из которых – II Ватиканский – состоялся в 1962-1965 гг.):

1.Никейский (Первый) Собор (325 г.) был посвящен осуждению ереси Ария («арианство»); а также утверждению Символа Веры. Утверждение единосущия (греч. Ομοουσιον) Бога Отца и Бога Сына (а отнюдь не «подобосущия», греч. Ομοιουσιον).

2.Константинопольский (Первый) Собор (381 г.) утвердил догмат исхождения Святого Духа от Бога Отца, единосущия Святого Духа Богу Отцу и Богу Сыну, равенства трех ипостасей (греч. Υποστασις – сущность) Бога. Введены дополнения в Символ Веры (так и получивший название Никео-Царьградского). Осуждение ересей Аполлинария, Македония, Евномия, Савеллия, Маркелла etc.

3.Эфесский собор (431 г.) осудил ересь Нестория.

4.Халкидонский собор (451 г.) осудил ересь монофизитства (ересь Евтихия). Утвердил, что природы (божественная и человеческая) соединяются, неслиянно и нераздельно, в лице Христа в одной его ипостаси(εις εν πρόσωπον και μίαν υπόστασιν συντρεχούση).

5.Второй Константинопольский собор (553 г.) вновь осудил последователей несторианства.

6.Третий Константинопольский собор (680-681 гг.) осудил ересь монофелитства; и в то же время утвердил, что человеческая воля Христа была покорна воле божественной.

7.Второй Никейский собор (787 г.) осудил иконоборчество как ересь, вынес анафему (греч. αναθεμα – отлучение, проклятие) «разбойничьему» собору (754 г.), осудившему иконопочитание; утвердил иконопочитание.

Основы христианского учения и философии, а также христианская догматика были разработаны такими мыслителями, кроме вышеперечисленных, как Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Августин Блаженный и др.

В 1054 году произошел окончательный раскол христианской церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) церкви. Причины раскола, прежде всего, в различии культур – Восточной Римской (Византийской) и Западноевропейской (Фаустовской), с совершенно различными их прафеноменальными основаниями, специфическим отношением к миру и Богу, создающими несколько различный образ Бога; сюда же относится – элементарная борьба за власть.

Одним из главных догматических отличий между православием и католичеством является догмат о филиокве (лат. filioque — «и от сына»), утверждающий, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына; данная «поправка» была известна еще в IV веке в западной церкви, и в кон. VIII – нач. IX века повсеместно она утверждается Карлом Великим; окончательно утверждена в Римской церкви к XI в. Догмат о филиокве осуждался, как ересь, еще Константинопольским патриархом Фотием (IX в.).

В настоящее время в христианстве существуют три основные конфессии (от лат. confessio – «исповедание»): Православие (от греч. ὀρθοδοξία – «правильное суждение», «правильная вера»), Католичество (от греч. καθολικός — «всеобщий») и Протестантство.

Сейчас Православие играет культурообразующую роль и распространено в России, на Украине, в Белоруссии, Греции, Сербии и в некоторых других странах.

Православие было официально принято на Руси в 988 г. при кн. Владимире, хотя так или иначе существовало здесь и прежде. Сперва Русская Церковь была лишь митрополией Константинопольского патриархата; митрополит Иларион – первый русский митрополит (с 1051 г.) на первосвятительском престоле, в Киеве (до этого митрополитами назначались только греки). 1299 году Киевский митрополит Максим перенёс митрополичий престол во Владимир (Владимир-на-Клязьме); а с 1325 года постоянным местопребыванием Киевских митрополитов стала Москва. С 1589 г., при Борисе Годунове, московский митрополит получает достоинство патриарха, а митрополия – патриархии; первым русским патриархом становится патриарх Иов.

К сожалению, русскую православную церковь постигает в 1650-х – 1560-х гг. церковный раскол, вызванный а) стремлением патриарха Никона (а с ним и царя Алексея Михайловича) удовлетворить свои властные амбиции в отношении Православной церкви вообще, для чего казалось необходимым привести богослужение, существующее в русской православной церкви, к тождественности богослужению принятому в церкви греческой, а также к аналогичной тождественности текстов (и переводов) Писания; и то, что б) этот процесс сверки текстов и обрядов был отдан Никоном на откуп униатам и разного рода прочим проходимцам «от церкви». Что, разумеется, не могло не вызвать народного и церковного возмущения. Всё это и привело к Расколу, к разделению Церкви на никониан (православных) и старообрядцев. Последствия Раскола оказались крайне печальны для не только для русской православной церкви, но и для государства, для культуры в целом. Ибо не случись подобного раскола, не было бы ни петровского псевдоморфоза, ни трагических революционных событий ХХ века. Раскол выбросил на обочину культуры и государства зачастую лучших, наиболее идеократичных и пассионарных людей, создал совершенно ненужную антисистему.

Хотя, в принципе, проблема в различии обрядов и богослужения сводилась к различию двух канонически признанных богослужебных Уставов: студийского и иерусалимского; и проблемы никакой, в сущности, и не было.

Лишь на поместном соборе Русской Православной Церкви в 1971 г. раскол был, наконец, в значительной степени, преодолён (увы, уже очень поздно!).

Католичество – христианская конфессия, явившаяся культурообразующей для фаустовской (западноевропейсокй) культуры; разделение церквей на Православную и Католическую как раз и произошло, когда стала, на своих принципах, формироваться специфическая фаустовская (западноевропейская) культура. В настоящее время католичество (католицизм) является определяющей религией в таких странах как Италия, Испания, Португалия, Франция, Бразилия, Аргентина, Мексика и многих других; католичество есть религия прежде всего романских народов, хотя и не только.

От Православия Католицизм отличают догматы о чистилище (введен в 1439 г.), о непорочном зачатии Девы Марии (введен в 1854 г.), о власти папы, как преемника апостола Петра, о непогрешимости папы, вещающего с церковной Кафедры (введен в 1870 г.), о филиокве, и некоторые другие; в католичестве, в отличие от православия, существует целибат (безбрачие; лат. coelibatus, caelibatus) священников (имеет место в западной церкви еще с IV в.).

¨ Широкое распространение в католицизме получили монашеские и рыцарские Ордена (от лат. ordo – ряд, разряд). Из наиболее известных, можно отметить следующие:

Бенедиктинцы – монашеский орден, основан св. Бенедиктом Нурсийским в VI в.; девиз ордена: «молись и работай» (лат. «Ora et labora»); орден оказал значительное на становление западноевропейской культуры; к ордену принадлежал известный философ Ансельм Кентерберийский.

Доминиканцы («псы Господни») – монашеский орден основанный испанским монахом св. Домиником (в 1214 г.); ныне орден насчитывает более 6 тыс. монахов; во главе ордена стоит генеральный магистр; девиз ордена: «восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. «Laudare, Benedicere, Praedicare»); к членам ордена принадлежали известные философы Фома Аквинский, Альбер Великий; символ ордена – собака с горящим факелом в пасти; цель ордена – проповедь христианской истины и охранение церкви от ересей. Одежда: белая туника, кожаный пояс с чётками, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном. Наряду с францисканцами исполняли функции инквизиторов.

Иезуиты («Общество Иисуса») – католический орден, непосредственно подчиняющийся папе римскому; основан в 1534 г. Игнатием Лойолой в Париже; девиз ордена: «К вящей славе Божьей!» (лат. «Ad majorem Dei gloriam!»); на сегодняшний день орден насчитывает более 19 тыс. человек; в своё время был упразднён (в 1773 г.), но вскоре восстановлен (в 1814 г.); орден ведёт активную миссионерскую деятельность, деятельность по защите католической церкви; в 1820 г. иезуиты были запрещены в России и высланы из страны за активный и навязчивый прозелитизм (стремление обращать в свою веру), но «реабилитированы» после февраля 1917 г.; существует поговорка «иезуитские методы», т.е. – методы изуверские и самые безнравственные, отчасти имеющая под собой исторические основания.

Тамплиеры (от фр. Temple – «Храм»; «Храмовники») – рыцарский орден, основанный в 1119 г. в Святой Земле (в Палестине) после Первого Крестового похода Гуго де Пейном, первоначально, с целью защиты паломников от разбойников и мусульман, однако впоследствии орден прежде всего занимался финансовой деятельностью церкви; орден получил своё название в связи с Храмом Соломона в Иерусалиме, некогда разрушенного римлянами, а теперь восстановление этого храма, как и всей католической церкви, тамплиеры связывали со своей деятельностью; успешная финансовая деятельность, а также богатая военная добыча привели к серьезному укреплению ордена, сделав его весьма влиятельным; из-за возникших различных политический и экономический противоречий орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым и папой Климентом V в 1307 и 1312 гг.; тамплиеры были обвинены Инквизицией в отречении от Христа (плевали в распятие при обрядах обращения в члены ордена), гомосексуализме, идолопоклонничестве (в частности, поклонении идолу-коту, черепам, головам, Бафомету (идолу с головой козла) и т.д.); последний Великий Магистр тамплиеров Жак де Моле был сожжён по приговору суда; тайное учение тамплиеров, даваемое на высших уровнях посвящения, во многом, было заимствовано у гностиков и у иудейской секты ессеев; символическое одеяние члена ордена – белый плащ с красным крестом; впоследствии, некоторые мотивы из тайного учения и обрядовости тамплиеров были заимствованы масонством.

Францисканцы – католический нищенствующий монашеский орден, основанный св. Франциском Ассизским в 1208 г.; члены ордена ведут аскетический образ жизни, проповедуют любовь к ближнему; орденское облачение: темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, сандалии и круглый короткий клобук; в настоящее время в ордене более 4,5 тыс. монахов.

D Другая культурообразующая христианская конфессия для западной культуры – это Протестантизм (от лат. protestans – «публично доказывающий»). Протестантизм в настоящее время распространен, прежде всего, у народов германских, в таких странах, как США, Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Скандинавские страны и некоторых других. Протестантизм, наверное, в наибольшей степени отражает сущность фаустовского человека, с его индивидуалистическим пафосом и волей к власти.

Протестантство связано прежде всего с Реформацией, т.е. противодействием немецких поместных церквей власти папы; Реформацию, как и возникновению Протестантизма, возводят к известным «95 тезисам» Лютера, вывешенным их на дверях Виттембергской церкви в 1517 г.; в тезисах воспроизводится критика католической церкви, власти папы и, прежде всего, индульгенций (от лат. indulgeo - «терпеть, позволять»; сиречь документов, выдаваемых католической церковью, свидетельствующих, что вина грешника искуплена). Лютера поддержали местные германские князья, стремящиеся выйти из-под власти папы. В итоге, протестантизм быстро распространился по Европе. В протестантизме вскоре образовались несколько основных направлений: лютерантство, кальвинизм (основанный Ж. Кальвиным), англиканство (распространенное в Англии); в рамках протестантизма существует множество различных толков, церквей и сект (баптисты, анабаптисты, адвентисты, мормоны и т.д.).

Впервые слово «протестантизм» было употреблено в 1526 г.

Вероисповедания различных направлений в протестантизме весьма специфичны. Однако все они (за исключением, разве что, самых маргинальных из них) так или иначе утверждают триединство Бога, бессмертие души, признают авторитет Священного Писания, отвергают власть папы, проводят принцип личной веры (но в тоже время – в жестких рамках своей церкви, секты), признают Никео-Царьградский Символ Веры; протестанты либо отвергают все таинства, либо, чаще, признают два из них – крещение и причащение.

Для протестантизма характерен, вполне адекватный для сущности фаустовского человека, активный прозелетизм (активная вербовка новообращенных), властная набожность. Некоторые протестантские церкви и секты послужили, в соответствии со своей жесткой специфической этической системой, развитию капитализма.

 

W Нагорная проповедь Иисуса Христа:

Блаженны нищие духом (греч. πτωχοὶ τῷ πνεύματι), ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы (в ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 

W Закон Моисея:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

 

W Апостольский Символ Веры (основа Никео-Царьградского):

«Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли,

И в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, Который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса, сидит одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь».

 

W Никео-Царьградский Символ Веры:

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворенного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца.

И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь».

 

¨Некоторые ереси, секты, толки, направления в рамках христианства (упомянутые выше в тексте):

Адвентисты (от англ. advent – пришествие; Церковь Адвентистов Седьмого Дня) – направление (секта) в протестантизме, утверждающее скорое Второе Пришествие Христа; основатель – Уильям Миллер (нач. XIX в.), по имени которого первоначально данная секта и носила название «миллеритов»; сперва Второе Пришествие ожидалось ими в 1843 г., в вычисленное Миллером время на основании библейских текстов; затем дата была перенесена на 1844 г.; после «второго разочарования» адвентисты уже не называли точных сроков Пришествия; учение адвентистов опирается на Священное Писание, а также на пророческие труды Джеймса Уайта и Элен Харсон (жены Уайта); адвентисты, подобно иудеям, празднуют седьмой день (субботний); отрицают бессмертие души, верят в воскресение праведников и их вечную, после этого, жизнь, грешники же будут, по Суду (Божьему Следственному Суду), вновь умертвлены («стёрты из книги жизни»); в рамках церкви запрещены разводы, браки с представителями других конфессий, работа в субботу; в настоящее время церковь «АДС» насчитывает до 16 млн. членов в разных странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.