Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные аспекты культуры 5 страница




«Гениальность есть ни что иное, как универсальная ответственность». (О. Вейнингер)

«Гений сошедший с ума, не хочет дальше оставаться гением; вместо нравственности он жаждет – счастья». (О. Вейнингер)

«Гениальность является некоторой степенью высшей мужественности… гениальность идентична высшей сознательности… Гений – универсален… человек, который знает всё, не изучив ничего». (О. Вейнингер)

«Чем даровитее человек, тем больше он самостоятельно думал о всевозможных предметах и, таким образом, выработал себе определенное личное отношение к ним». (О. Вейнингер)

«В истинно верной памяти лежит корень благочестия; гениальный человек никогда не расстанется со своим прошлым, даже если ему взамен обещают величайшие сокровища мира». (О. Вейнингер)

«Основатель религии есть самый гениальный человек. Ибо он больше всех преодолел в себе». (О. Вейнингер)

«Гений – это цитата, которую все цитируют, но сама она цитирует только себя. Или делает вид, что цитирует себя». (Ф.И. Гиренок)

«Гений – это талант (дар природы), который дает искусству правила… гений есть талант создавать то, для чего не может быть дано определенное правило, а отнюдь не умение создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу; таким образом, главным его качеством должна быть оригинальность». (И. Кант)

«Гений – это талант к искусству, а не к науке, где первое место должны занимать и определять совершаемые действия, хорошо известные правила… представляет воображение в его свободе… непринужденная, непреднамеренная субъективная целесообразность…» (И. Кант)

«Гений есть служащая образцом оригинальность природного дара субъекта в его свободном использовании своих познавательных способностей». (И. Кант)

«Вечное понятие человека в Боге как непосредственная причина его творчества есть то, что называется гением, это как бы genius, обитающее в человеке божество». (Ф. Шеллинг)

«Искусство – создание гения… сущность гения состоит именно в преобладающей способности чистого созерцания идей, так как последнее требует полного забвения собственной личности и ее интересов, гениальность есть не что иное как полнейшая объективность… Быть гением… означает пребывать в чистом созерцании, теряться в нем и освобождать познание…» (А. Шопенгауэр)

«Объекты гения – это вечные идеи». (А. Шопенгауэр)

«Гениальности, т.е. той способности духа, которая только и в состоянии творить подлинные произведения искусства…» (А. Шопенгауэр)

 

? Сравните два высказывания о гении, – Вейнингера и Бердяева, – и попытайтесь сопоставить их с представлениями Платона об Эроте, как «гении»:

«Великий эротик – гений, и всякий гений в основе своей эротичен, даже в том случае, когда его любовь к ценности, т.е. к вечности, к мировому целому не сосредоточилась в телесной оболочке какой-нибудь женщины». (О. Вейнингер)

«В гениальности раскрывается творческая тайна бытия, т.е. «мир иной». Но творчество и гениальность имеют глубокую и таинственную связь с полом, и связь эта должна быть религиозно осознана». (Н.А. Бердяев)

 

? Сопоставьте два высказывания, – тех же Вейнингера и Бердяева, – о гениальности и таланте:

«Гениальность коренным образом отличается от таланта, ничего общего с ним не имеет. Гениальность совсем не есть большая степень таланта – она качественно отличается от таланта. Талант есть дар дифференцированный, специализированный, отвечающий требованиям раздельных форм культуры. Талант есть свойство художника, ученого, общественного деятеля, но не человека. Гений есть соединение гениальной природы со специфическим талантом… Природа таланта не онтологическая, а функциональная. Природа таланта не универсальная. В таланте нет жертвенности и обреченности. В нем есть приспособленность к требованиям дифференцированной культуры, есть удачничество. Гениальность с точки зрения культуры не канонична; талант – каноничен… Талант действует в середине культуры с ее «науками и искусствами». Гениальность действует в концах и началах… Талант есть послушание. Гениальность – дерзновение. Талант «от мира сего». Гениальность «от мира иного». В судьбе гениальности есть святость жертвенности, которой нет в судьбе таланта». (Н.А. Бердяев)

«Гений не является какой-либо степенью таланта; оба понятия – две несоизмеримые, совершенно различные категории… Талант – наследственное, подчас родовое имущество; гений же не переходит по наследству; это имущество не родовое, а индивидуальное». (О. Вейнингер)

 

? Подумайте о противоположности гения – бездарности, – в горизонте следующих философских рассуждений:

«Чем человек выше, тем больше требований он предъявляет к своему пониманию чужих мыслей… Бездарности всё кажется ясным; она даже не чувствует, что в данной мысли заключается нечто такое, чего она еще далеко не поняла, что ей остается чуждым самый дух какого-нибудь художественного произведения или философской системы». (О. Вейнингер)

«Бездарность есть грех… Воля к бездарности всегда есть боязливое приспособление к «миру». Воля к гениальности – дерзновенное преодоление «мира»». (Н.А. Бердяев)

 

! «Для того, чтобы в индивиде проявился гений, он как будто должен был получить в удел такую меру познавательной способности, которая далеко превосходит то, что требуется для служения индивидуальной воле; и это высвободившийся избыток познания становится здесь безвольным субъектом, ясным зеркалом сущности мира. Отсюда объясняется живое беспокойство гениальных индивидов: действительность редко может их удовлетворить, потому что она не наполняет их сознания… между тем как обыкновенный сын земли, совершенно наполненный и удовлетворенный обычной действительностью, растворяется в ней, всюду находя себе подобных, испытывая тот особый комфорт повседневной жизни, в котором отказано гению… Обыкновенный человек, этот фабричный товар природы… совершенно не способен на незаинтересованное наблюдение… Если для обыкновенного человека познание служит фонарем, который освещает ему путь, то для гения оно – солнце, озаряющее для него мир». (А. Шопенгауэр)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.