КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистика государственного бюджета
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с населением, предприятиями, организациями, называются бюджетными. Отличительная черта этих отношений – непременное участие государства в этих отношениях, а также связь с формированием и использованием денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие «государственный бюджет». Государственный бюджет определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и социально слабозащищенных категорий населения. К бюджетам бюджетной системы РФ относятся: > федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; > бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; > местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; > бюджеты городских и сельских поселений. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов). Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют его консолидированный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику параметров государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют: 1. объем, динамику и структуру источников и видов доходов и расходов государственного бюджета, размера его дефицита/профицита бюджета; 2. источники финансирования бюджетного дефицита; 3.размеры государственного внутреннего долга; 4. размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики; 5. влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения. Статистикой осуществляется подбор и систематизация статистических данных о ходе выполнения государственных программ и планов, которые необходимы для разработки проектов государственного бюджета РФ и ее регионов. Основными блоками бюджетной отчетности, которые применяются для анализа государственных и муниципальных финансов и принятия решений органами государственного управления по вопросам экономической и бюджетной политики, являются следующие: - отчет об исполнении бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета) содержит данные об исполнении бюджета за отчетный период по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Основная цель формирования отчета об исполнении бюджета состоит в сопоставлении бюджетных назначений, утвержденных соответствующим законом (решением) о бюджете, и данных об исполнении бюджета. В этом отчете отражаются потоки доходов и расходов на кассовой основе, формируется показатель дефицита/профицита бюджета, и отражаются источники, за счет которых осуществляется финансирование дефицита бюджета, или направления использования средств, образовавшихся вследствие профицита; - отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные об операциях сектора государственного управления и их финансовых результатах, сформированные с использованием метода начислений; - баланс исполнения бюджета содержит данные об активах и обязательствах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода. Баланс исполнения бюджета сформирован с использованием метода начислений; - отчет о движении денежных средств содержит данные о кассовых поступлениях и кассовых выбытиях по счетам бюджетов в разрезе кодов Классификации операций сектора государственного управления. В укрупненном виде структуру отчета о движении денежных средств можно представить следующим образом: 1) Поступления (поступления по текущим операциям; поступления от инвестиционных операций; поступления от финансовых операций); 2) Выбытия (выбытия по текущим операциям; выбытия по инвестиционным операциям; выбытия по финансовым операциям); 3) Изменение остатков средств. Основными абсолютными показателями статистики государственного бюджета являются: 1. Доходы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы. 2. Расходы. Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления. Текущие расходы - это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей. Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала. 3. Официальные трансферты - безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. 4. Чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений) в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Показатель чистого кредитования включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. 5. Дефицит (превышение расходов над доходами) и профицит (превышение доходов над расходами) исчисляется: Дефицит (профицит) государственного бюджета = (Доходы + Полученные трансферты) – (Расходы + Чистое кредитование) или с точки зрения финансирования Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств; Профицит = (Заимствование - Погашение долга) - Увеличение остатков ликвидных финансовых средств; Объем финансирования дефицита (профицита) зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. Объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита), но с противоположным знаком. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг. Государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур перед другими секторами экономики и остальными странами мира, образованная в результате операций в прошлом и требующая погашения в будущем или переоформления в бессрочный долг. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит (таблица 3.1). Таблица 3.1 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации1)(миллиардов рублей) (Финансы России. 2008: Стат.сб./ Росстат - М., 2008. - c.33)
1) Величина превышения доходов над расходами – профицит имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит бюджета покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком. 2) Включая остатки денежных средств бюджетов
Для характеристики состояния финансов государства проводится ежегодная разработка сводного финансового баланса. Сводный финансовый баланс охватывает часть финансовых средств, которые аккумулируются, распределяются и расходуются субъектами РФ на осуществление социально-экономических программ, совершенствование производства и не включают в себя средства населения. Разделы сводного финансового баланса: I раздел – Доходы; II раздел – Расходы; III раздел – Превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-); IV раздел – Источники финансирования дефицита бюджета. Сумма горизонтальных данных первого раздела дает объем образованных на территории РФ финансовых ресурсов (без средств населения), вертикальных данных – ресурсов по видам. Горизонтальные итоги второго раздела представляют объем затрат (без средств населения), произведенных на территории РФ. Итоги третьего раздела определяют разницу показателей первого и второго разделов и характеризуют превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-) в разрезе субъектов РФ и по России в целом. Показатели четвертого раздела отражают источники финансирования дефицита бюджетов РФ и федерального бюджета. На базе абсолютных показателей можно рассчитать относительные статистические показатели, характеризующие эффективность бюджета. Основные из них: 1. Для характеристики масштабов перераспределительных процессов, осуществляемых посредством государственного вмешательства и финансовой базы деятельности государства рассчитывается соотношение доходов бюджета и ВВП (%) = (Доходы бюджета/ВВП) ×100%; 2. Для характеристики масштабов государственных расходов, служащих удовлетворению общегосударственных потребностей рассчитывается доля расходов бюджета в ВВП (%) = (Расходы госбюджета/ВВП) ×100% (таблица 3.2). Таблица 3.2 - Расходы федерального бюджета РФ (с учетом трансфертов внебюджетным фондам) (% от ВВП)
Составлено по: Бюджетная стратегия РФ на период до 2023 года: проект [Электронный ресурс]/Министерство финансов РФ (Минфин России). - М., август, 2008.- Режим доступа: http://www.minfin. ru - Загл. с экрана.
Средний уровень расходов федерального бюджета в 2001-2007 гг. составил 17,3% ВВП, в т.ч. 18,1% в 2007 году. Основными статьями расходов в этот период были «Межбюджетные трансферты» (5,9% ВВП), «Общегосударственные вопросы» (2,8% ВВП) и «Национальная оборона» (2,7% ВВП). В среднем на эти направления ежегодно расходовалось 29%, 18% и 16% средств федерального бюджета соответственно. Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2001-2007 гг. составил 22,9%, средний реальный прирост – 9,1%, в то время как реальный рост ВВП за этот период составил 7%. Расходы бюджетной системы в за 2001-2007 гг. находились в среднем на уровне от 31 до 34% ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В то же время в отдельных странах категории «развивающиеся рынки» (Таиланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составлял от 18 до 25% ВВП (таблица 3.3). Таблица 3.3 - Структура расходов бюджетной системы
Структура бюджетных расходов в нашей стране имела существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России (за 2007 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня. 3. Для оценки того, какую часть доходов органы государственного управления удерживают у частного сектора и наоборот, т.к. определенная их часть направляется обратно в частный сектор в виде трансфертов рассчитывается удельный вес налоговых (неналоговых) доходов в бюджете = (Налоговые (неналоговые) доходы)/ВВП×100%. 4. Для оценки сбалансированности бюджета и соответствия финансовых ресурсов объему общегосударственных потребностей, его отдельным составляющим рассчитывается соотношение доходной и расходной частей бюджета (%) = Доходы бюджета/Расходы бюджета ×100%. 5. Для оценки обеспеченности населения доходами бюджета рассчитывается показатель доходы бюджета в расчете на душу населения = Доходы бюджета/Среднегодовая численность населения. 6. Степень дефицитности (профицитности) бюджета страны = (Дефицит (профицит) бюджета/ВВП) ×100%; Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее, нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. 7. Степень дефицитности (профицитности) бюджетов различных уровней = (Дефицит (профицит) бюджета/Расходы бюджета) ×100%; 8. Для определения размеров и масштабов государственного долга рассчитывается отношению величины государственного долга к ВВП (%), характеристики структуры и динамики государственного долга, разных форм государственных долговых обязательств. 9. Для оценки вклада региона в доходы консолидированного бюджета определяется доля доходов регионального бюджета в доходах консолидированного бюджета = (Доходы регионального бюджета/Доходы консолидированного бюджета) ×100%; 10. Для выявления наиболее «уязвимых» налоговых потоков определяют уровень налоговой недоимки = (Сумма налоговой недоимки/Доходы бюджета) ×100%. 11. Для анализа выполнения бюджета могут быть исчислены относительные показатели выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. 12. Коэффициенты эластичности доходов (расходов) бюджета по факторам: где ∆x- изменение фактора; ∆y - изменение доходов (расходов). Коэффициенты эластичности показывают на сколько % возрастут или снизятся доходы (расходы) бюджета при росте изучаемого фактора на 1%. 13. Представление об эффективности государственных кредитных операций дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита (%): Эг.кред.=[(Пг.кред. – Рг.кред)/Рг.кред]×∙100%, где Эг.кред – эффективность государственных кредитных операций; Пг.кред – поступления по системе государственного кредита; Рг.кред – расходы по системе государственного кредита. 14. По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг (%): где - коэффициент обслуживания внешнего государственного долга. Основы бюджетной классификации Главный принцип статистики государственных финансов – двойная запись – предопределил источник данных для составления статистических отчетов – бухгалтерский учет в секторе государственного управления. Для составления и исполнения бюджетов всех уровней, начиная с 1995г., используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Большое влияние на новую систему бюджетного учета и отчетности, внедрение которой началось в РФ в 2005 г. оказали стандарты МВФ по СГФ 2001 г. Новая бюджетная классификация и новый план счетов бюджетного учета позволяют формировать данные не только о кассовом исполнении бюджета, но и об активах и обязательствах, а также финансовых результатах деятельности сектора государственного управления. Эта информация используется при подготовке российской статистики государственных финансов (таблица 3.4). Таблица 3.4 - Состав бюджетной классификации РФ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |