Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика




Финансовая политика

 

 

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти.

Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. С развитием государства изменяется и тип финансовой политики. Можно выделить три ее основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная.

Классическая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита, Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Бурное развитие производительных сил в XIX в. привело к обострению экономических, политических и социальных проблем. Результаты Великой депрессии 1929-1933 годов показали, что невмешательство государства в формирование и использование финансовых ресурсов, а также эффективного финансового механизма приводит к значительным социальным потрясениям. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены экономическая теория величайшего экономиста XX в. Дж. М. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Именно государственные расходы, обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

В 70–х годах XX века особенности финансовой политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась и осуществлялась не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Усилилась роль государства в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и на социальные факторы развития.

В странах использующих плановую систему управления экономикой применяют планово-директивную финансовую политику, которая основана на государственной собственности на средства производства и позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, в период восстановления народного хозяйства и т.д.).

В настоящее время финансовая политика развитых капиталистических государств находится под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неоклассической системы государственного регулирования.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени. Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов. Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Получив в 1991 году независимость, Украина встала на путь рыночных преобразований. Основа современной финансовой политики – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, разгосударствление государственной собственности и переход к смешанной экономике. Поэтому, основными направлениями финансовой политики в условиях перехода к рыночной экономике являются:

- проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения;

- преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы;

- ликвидация бюджетного дефицита;

- сокращение внутреннего и внешнего долга.

- дальнейшее развитие антимонопольной политики;

- совершенствование действующей налоговой системы;

- развитие финансового рынка;

- финансирование комплекса мер по социальной защите населения.

Процесс распределения и перераспределения ВВП начинается, в первую очередь, с использованием такого финансового метода как финансовое планирование.

Финансовое планирование – это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, которые формируются в процессе распределения и перераспределения ВВП (прибыль, амортизационные отчисления, налоги, сборы и обязательные платежи в государственные целевые фонды).

При составлении финансовых планов используются следующие методы: нормативный, балансовый, экономико-математический, метод коэффициентов и метод экономического анализа.

Основу нормативного метода составляют финансовые показатели, рассчитанные на основании установленных норм и нормативов. Это нормативы образования фондов денежных средств, нормы амортизационных отчислений, нормативы распределения прибыли, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях и т.п.

Балансовый метод - совокупность приемов используемых в планировании для достижения равновесия в народном хозяйстве в целом и в сферах производственного и личного потребления. Этот метод получил название балансового потому, что благодаря ему, появилась возможность связать большое количество показателей хозяйственной деятельности и представить их в виде бухгалтерского баланса. Балансовый метод прогнозирует и проверяет баланс доходов и расходов, увязку всех разделов финансового плана.

Метод коэффициентов предусматривает распространение установленных ранее тенденций на будущий период. Этот метод очень прост в использовании, но имеет следующие недостатки: вместе с коэффициентом на будущий год механически переносятся все негативные явления, которые имели место в прошлом периоде. Внутренние резервы, как правило, не исследуются.

Финансовые планы составляются на предприятиях, в учреждениях, объединениях, ведомствах (баланс доходов и расходов, смета, бизнес-план, платежный календарь), на уровне отдельных территорий (местные бюджеты), на уровне государства в целом (Государственный бюджет, сводный бюджет, баланс доходов и расходов государства).

По продолжительности действия финансовые планы могут быть:

- перспективные финансовые планы (составляются на период более 1-го года);

- текущие (составляются на один год);

- оперативные (составляются на квартал, месяц).

Содержание финансовой политики многогранно. Можно выделить следующие, относительно самостоятельные, основные направления в финансовой политике: бюджетная политика, кредитно-денежная и внешнеэкономическая.

Бюджетная политика Украины определяется Конституцией Украины, Бюджетным кодексом, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законодательстве.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

- источников формирования доходов государственного бюджета;

- приоритетных направлений расходов бюджета;

- допустимых пределов разбалансированности бюджета;

- источников финансирования бюджетного дефицита;

- межбюджетных отношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В составе бюджетной политики можно рассматривать как самостоятельные направления налоговую политику, инвестиционную политику, политику управления государственным долгом.

Под кредитно-денежной политикой понимают:

- обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляцией и курса национальной денежной единицы;

- обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в государстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы;

- управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика.

О взаимоувязке и взаимозависимости бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и объединении их в один финансовый узел говорят и многочисленные правительственные программы по выходу из финансового и экономического кризиса.

Все большее значение в конце XX в. приобретает внешнеэкономическая (международная) финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место в мировом хозяйстве на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Для содействия экономическому развитию стран создаются на мировом и региональном уровне международные финансовые организации. Их возникновение обусловлено следующими причинами: усиления интернационализации хозяйственной жизни, развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики.

Основной задачей является мобилизация средств и оказание помощи на кредитных условиях для осуществления важных экономических проектов.

На сегодняшний день существует несколько международных организаций, в компетенцию которых входит координация финансовой политики правительств разных стран. Важнейшим из них является Банк международных расчетов (BIS – Bank for Internetional Settlements), расположенный в Базеле (Швейцария). Его задача заключается в обеспечении максимального единообразия банковских правил.

На международных финансовых рынках функционируют две международные организации, цель которых – стимулирование торговой и финансовой деятельности. Это Международный валютный фонд (МВФ) (IMF – Internetional Monetery Fund) и Международный банк реконструкции и развития, или Мировой банк, (Internetional Bank for Reconstruction and Development, World bank).

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно-обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию задач, которые требуется решать для развития общества.

Научный подход предполагает наличие достоверной информации, которая должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий, поскольку финансовая политика должна объективно отражать закономерности развития производства. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать мировой опыт с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.

Финансовая политика должна ориентироваться на повышение экономической эффективности. Ее цель - рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики.

В основе финансовой политики должен лежать принцип обратной связи. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на решение основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

В каждом государстве конкретные методы проведения финансовой политики зависят от исторических условий, уровня экономического развития, национальных традиций и т.п.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.