Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система Украины




Государство, для выполнения своих функций, формирует общегосударственные фонды денежных средств. Их источниками могут быть:

- доходы государства, которые оно получает от производственной и другой деятельности, а также доходы в виде поступлений платежей за ресурсы, которые, согласно действующему законодательству, принадлежат государству;

- налоги, сборы и обязательные платежи, которые выплачивают юридические и физические лица из своих доходов.

Соотношение между указанными источниками определяется уровнем развития государственной и частной собственности.

Основным методом формирования доходов государства при рыночных отношениях, где преобладают частная и коллективная форма собственности, являются налоги.

Опыт построения налоговых систем в станах рыночной экономики показывает, что оптимальная система налогообложения государства должна соответствовать следующим требованиям:

- налоги должны стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов;

- каждый гражданин должен вносить свою “справедливую долю” в государственные доходы в соответствии со своими способностями и силами;

- налоги должны, по возможности, не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;

- налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики, направленной на выполнение задач экономического и социального развития, в целях стабилизации экономического роста;

- административные издержки по управлению налогами должны быть минимальны.

В основе создания налоговой системы лежит научный подход, который предполагает: создание правовой основы, системность, установление изначальной базы этой системы.

Требования системности состоит в том, что налоги должны быть связаны между собой, органично дополнять друг друга, не находиться в противоречии с системой в целом и отдельными ее элементами. Системный подход означает, что должны реализовываться все функции налогов.

Налоговая система должна строится так, чтобы работники и предприниматели были заинтересованы в повышении деловой активности, а государство при этом имело возможность, снизив ставки налогообложения, получить большую часть поступлений в бюджет.

Налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов с различной целевой направленностью, которые бы обеспечивали устойчивую финансовую базу государства, которая необходима для бесперебойного финансирования расходов. Наилучшими для исполнения этой задачи являются непрямые налоги, а также налоги на недвижимость, подоходный налог с населения. Таких налогов в системе доходов бюджета должно быть в среднем до пяти видов. Это необходимо, во-первых, потому, что в каком-либо году может случиться срыв в выполнении плана мобилизации одного из них. Во-вторых, различия в развитии регионов отражается на суммах поступлений. Наличие в системе налогообложения нескольких налогов с ярко выраженной фискальной целенаправленностью не свидетельствует о недостатках системы этой системы, а отражает ее функциональное назначение. Без таких налогов она будет недееспособной. Количество налогов, на которые ложится в большинстве экономическая и стимулирующая функции, тоже должно быть достаточно значительным т.к. невозможно с помощью одного или нескольких налогов влиять на все стороны хозяйственной деятельности предприятий, на все сферы общественно-экономической жизни.

Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Формирование обособленной самостоятельной системы налогообложения Украины началось еще в рамках бывшего СССР. В 1991 году был принят Закон «О системе налогообложения», в котором были впервые сформулированы принципы ее построения. С развитием налоговых отношений в Украине претерпевали изменения и в принципах построения и назначении системы налогообложения.

Конституция Украины закрепила положение о том, что система налогообложения устанавливается только законами Украины. В 1997 г. был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения» с дальнейшими изменениями и дополнениями.

Согласно Закону налоговая система – совокупность налогов, сборов и платежей установленных законодательной властью и взымаемых исполнительными органами; принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены; действий, которые обеспечивают их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система Украины включает три подсистемы (рис.4.5.): подсистема налогообложения юридических лиц, подсистема налогообложения физических лиц, сборы в государственные целевые фонды.

В Законе определены принципы построения системы налогообложения в Украине, которые свойственны экономике рыночного типа. К ним относят:

- стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции;

- стимулирование производственной деятельности и инвестиционной активности, введение льгот на налогообложение прибыли (дохода) направленного на развитие производства;

- обязательность – введение норм относительно оплаты налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;

- равнозначность и пропорциональность – взымание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной части от полученной прибыли и обеспечение оплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) – на большие доходы;

- равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридическим и физическим лицам, включая нерезидентов) при определении обязанностей по оплате налогов и сборов (обязательных платежей);

- социальная справедливость - обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем установления экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы;

- стабильность – обеспечение неизменности налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот на протяжении бюджетного года;

- экономическая обоснованность – установление налогов и сборов (обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

- равномерность уплаты – установление сроков уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

- компетенция – принятие и отмена налогов и сборов (обязательных платежей), а также льгот их плательщикам осуществляется в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховным Советом Украины, Верховным Советом Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми и городскими советами;

 

                           
   
 
     
 
   
 
 
   
 
 
 
   
Рисунок 4.5. Система налогообложения Украины  


-

 
 

             
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 
   

-единый подход – обеспечение единого подхода в разработке налоговых законов с обязательным указанием плательщика налога и сбора (обязательного платежа), объекта налогообложения, источника оплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора (обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для получения налоговых льгот;

- доступность – обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей).

В налоговой системе любого государства предусмотрены налоговые льготы. Налоговая льгота – это освобождение (полное или частичное) от уплаты налогов юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством. Необходимо знать во-первых – льгота – это освобождение именно от уплаты, а не от налоговой обязанности. Последняя включает несколько составных: налоговый учет, уплату налога, налоговую отчетность. Плательщик может быть освобожден от уплаты налога, но обязанность по учету и отчетности у него остается.

Во-вторых, освобождение возможно в двух объемах: полном, – когда плательщик полностью освобождается от уплаты, и частичном – когда сокращается налоговое давление за счет уменьшения объекта (предмета и т. д.) или отсрочка уплаты налога.

В третьих – освобождение зависит от особенности плательщика. Они могут касаться как непосредственно черт, характеризующих плательщика (инвалид 1 или 2 группы, ветеран Великой Отечественной войны, предприятие с иностранными инвестициями), так и конкретный вид деятельности, которым плательщик занимается (предприятие агропромышленного комплекса и т.д.).

Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях. Первый уровень представлен налоговыми законами, которые закрепляют принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей. Второй уровень образуют подзаконные акты, согласно которым осуществляются тактические цели по отношению к конкретным субъектам.

Налоговая льгота определяется путем:

- налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога;

- уменьшения налоговой обязанности после начислении налога;

- установления пониженной ставки налогообложения.

В налоговом законодательстве Украины используются следующие виды льгот: отчисление (изъятие), скидка, налоговый кредит.

Отчисление (изъятие) – вид льготы, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога. Этот вид льготы характеризируется тем, что происходит уменьшение объекта с целью налогообложения. Подобные уменьшения можно классифицировать по следующим признакам:

- по видам плательщиков. Полные – предоставляются всем плательщикам. Частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;

- по срокам. Постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени. Временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода. Чрезвычайные - те, которые предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;

- по элементам объекта. Имущественные – отчисление определенной части налогооблагаемого имущества. Прибыльные отчисления – применяются к части дохода плательщика. В зависимости от вида деятельности.

Скидка - вид льготы, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Скидки бывают лимитированные и нелимитированные. Лимитированные скидки – это скидки размер которых ограничен прямо или опосредованно. Нелимитированные – скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика.

Налоговый кредит – вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты. Налоговый кредит находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования - срочность, платность, возвратность, целевой характер, то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.

В инвестиционном налоговом кредите заинтересованы как предприятия, так и государство.

Для предприятия инвестиционный налоговый кредит является дешевым источником, формирующим его инвестиционные ресурсы. Он дает возможность сформировать недостающие финансовые ресурсы. Получение и погашение таких кредитов не связано со значительными расходами средств и времени/

Государство заинтересовано в предоставлении инвестиционного налогового кредита, так как он стимулирует развитие инвестиционной деятельности, содействует выходу предприятий из «тени», происходит уменьшение уровня безработицы в государстве, уменьшаются трансфертные платежи из государственного бюджета, в результате увеличивается база налогообложения и как следствие происходит увеличение налоговых поступлений в бюджет.

В украинском налоговом законодательстве отсутствует четкость относительно предоставления льгот. Они предоставляются безсистемно - не только налоговыми законами, а и Указами Президента, Постановлениями Кабинета Министров. Льготы носят преимущественно отраслевой или групповой характер и предоставляются не на конкурсной основе, а часто учитывая критическое положение той или иной отрасли (или группы отраслей) экономики. Не определены критерии предоставления льгот и методы контроля, за целевым использованием средств сэкономленных в результате льготного налогообложения.

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.