Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления финансами и их функции




Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Эта важная область управленческой деятельности, которая осуществляется через сложившуюся систему финансовых отношений. Экономический строй, или система хозяйствования, определяет круг этих отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно государства и его органов. Управление финансами направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. В странах развитой рыночной экономики большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

Общие понятия об управлении финансами

Управление финансами

Управление как вид деятельности было есть и будет на протяжении всего развития человечества. Мировой опыт говорит о том, что в основе успеха прогресса всегда лежат экономические интересы, дисциплина и порядок, четкая система организации и управления процессами капиталовложения, формирование фондов воспроизводства и потребления. В высокоразвитых странах регулирующий механизм объединяет, как рыночную конъюнктуру, так и регулирующие функции государства через финансово-банковскую, кредитно-денежную, бюджетную, страховую, таможенную, антимонопольную, налоговую деятельности.

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Оно основано на знании объективных закономерностей развития общества, хотя на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Финансы можно рассматривать как объект и как субъект управления. С одной стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.

Объектом управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, которыми пронизана финансовая система. Основные объекты управления – это финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы домохозяйств, общегосударственные финансы.

С другой стороны финансы можно рассматривать как субъект управления, И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Ведущим субъектом управления финансами выступает государство в лице законодательных и исполнительных органов. Совокупность всех организационных структур, выполняющих управление финансами, формирует финансовый аппарат, который представлен финансовыми службами министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций государственной формы собственности (аппарат Министерства финансов, местные финансовые органы, налоговая служба, казначейство, контрольно-ревизионный аппарат и т.п.).

В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов субъектов хозяйствования материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений через налоговую политику (принимая конкретную систему налогов), регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки, то есть происходит реализация финансовой политики государства. В зависимости от принятой концепции развития экономики государство или усиливает или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономического и социальных процессов. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействие на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Выделяют такие функциональные элементы управления финансами как планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование – это оценка состояния финансов, выявление резервов увеличения финансовых ресурсов и направления их эффективного использования. Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Информация должна быть достаточно полной, достоверной и своевременной. Все это обеспечивает принятие обоснованных решений.

Оперативное управление - комплекс мероприятий проводимых на основе анализа конкретной финансовой ситуации. Цель оперативного управления – достижение максимального эффекта при минимальных затратах путем своевременных изменений финансовых отношений влияющих на перераспределение финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких» мест, решения вновь возникающих задач и т.п.

Контроль – это сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования. Контроль осуществляется на всех стадиях управленческой деятельности и в тоже время имеет и самостоятельное значение.

Управление финансами подразделяется на стратегическое и оперативное.

Стратегическое управление выражается в определение финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.п. и осуществляется органами государственного и экономического управления. В Украине стратегическое управление выполняют: Верховный Совет Украины, Президент, Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины.

Оперативное управление заключается в воплощении в жизнь идеи стратегического планирования и осуществляется финансовым аппаратом (Министерство финансов, финансовые управления (отделы) местных Советов, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий и организаций).

 

 

Управление государственными финансами в странах рыночной экономики и не только в них, осуществляется высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства; утверждении государственного бюджета и утверждении отчета о его исполнении; введение или отмену отдельных видов налогов; утверждение предельный размер государственного долга и других финансовых параметров.

В зависимости от государственного устройства и политической системы существуют следующие законодательные органы (табл.5.1.).

Таблица 5.1.

Законодательные органы разных государств

Государство Законодательный орган
Великобритания Парламент
Франция Национальное собрание
Соединенные штаты Америки Конгресс
Германия Бундестаг
Российская федеративная республика Федеральное собрание
Украина Парламент (Верховный Совет)

В Великобритании органом государственного управления финансами выступает Казначейство. Оно руководит: финансово-экономическим прогнозированием; разработкой, составлением и исполнением государственного бюджета; определением налоговой политики; международными финансовыми отношениями; осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. Исполнение бюджета в части сбора таможенных пошлин и акцизов организует Управление таможенных пошлин и акцизов.

Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят: разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением; кассовое обслуживание бюджета; сбор налогов, пошлин и прочих поступлений; контроль за финансовыми операциями; осуществление связи государства с предприятиями в качестве акционера, кредитора или гаранта; общественный учет и контроль (все вышеперечисленные функции распределены между соответствующими управлениями).

В Соединенных штатах Америки управлением финансов занимаются Министерство финансов (Казначейство), Административно-бюджетное управление при Президенте, Таможенная служба и Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию.

Казначейство – представитель правительства, разрабатывает финансовую и налоговую политику, осуществляет эмиссию денег и чеканку монет, занимается вопросами внутренних займов и управлением государственным долгом.

Административно-бюджетное управление при Президенте занимается формированием расходной части государственного бюджета, рассчитывает финансовые программы и осуществляет контроль по управлению бюджетом.

Процесс управления по исполнению бюджета разделен в США между Министерством финансов (проводит сбор внутренних доходов, таких как, платежи по индивидуальному подоходному налогу, социальному страхованию, налогов с корпораций, имущества и дарений и косвенных налогов, т.е. около 89% всех налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет), Таможенной службой и Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию, которые заняты сбором соответственно таможенных доходов и доходов от обложения перечисленных товаров.

В Германии органом государственного управления финансами является Федеральное Министерство финансов, которое разрабатывает финансовую политику, составляет проект государственного бюджета, разрабатывает основы распределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за исполнением бюджета. В подчинении Федерального Министерства финансов находятся Федеральное ведомство по финансам и Федеральное управление государственным долгом. Первое ведомство занимается налоговой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного обложения. Второе – операциями по выпуску и погашению займов и финансированием бюджетного дефицита.

В Италии управлением финансами заняты четыре государственных органа: министерство финансов – государственными доходами; Казначейство – расходами и финансовым контролем; Министерство бюджета и планирования формирует государственный бюджет и координирует направления финансовых ресурсов; Министерство внутренних дел – местными финансами.

В Украине управлением финансами осуществляют высшие органы государственной власти – Верховный Совет Украины и аппарат Президента Украины.

Верховный Совет Украины, как наивысший орган законодательной власти, принимает законы, утверждает Государственный бюджет Украины и внесение в него изменений, выполняет контроль по исполнению Государственного бюджета Украины, утверждает решение относительно отчета об исполнении Государственного бюджета Украины.

Президент Украины подписывает законы, принятые Верховным Советом Украины, имеет право вето, относительно принятых Верховным Советом Украины законов, и право возвратить их в Верховный Совет Украины на повторное рассмотрение.

Кабинет Министров Украины, как высший орган исполнительной власти, обеспечивает проведение финансовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки, культуры, охраны природной среды, экологической безопасности и природопользования; осуществляет разработку проекта закона о Государственном бюджете и обеспечивает его выполнение.

Организационную и методическую работу по управлению государственными финансами выполняет Министерство финансов Украины основные функции которого определены Положением «О Министерстве финансов Украины» утвержденное Кабинетом Министров Украины от 27 февраля 1993 г. №147.

Министерство финансов Украины – центральный орган исполнительной власти подведомственный Кабинету Министров Украины выполняет такие функции:

- участие в разработке направлений и реализация государственной финансовой политики;

- организация работы по составлению проекта Государственного бюджета;

- контроль по исполнению Государственного бюджета;

- проведение учета и составление отчета о выполнении Государственного бюджета;

- обеспечение защиты финансовых интересов государства, проведение контроля за соблюдением финансового законодательства;

- координация деятельности участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета;

- финансово-экономическое прогнозирование;

- стратегическое финансово-экономическое планирование;

- контроль за использованием финансовых средств государственных предприятий;

- работа с рынком ценных бумаг, контроля за выпуском и обращением ценных бумаг;

- управление внутренним и внешним долгом;

- координация финансовых связей правительства и власти на местах и т.п.

В структуру Министерства финансов входят Государственная контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство.

Функции Государственной контрольно-ревизионной службы:

- осуществление государственного контроля за использованием средств и материальных ценностей в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и организациях, которые финансируются из бюджетов всех уровней;

- проведение контроля за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в этих учреждениях;

- разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений.

До июля 1995 года распорядителем бюджетных средств было Управление по выполнению Государственного бюджета Министерства финансов Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 31.07.1995 г. №590 создано Государственное казначейство и одновременно ликвидировано Управление по выполнению Государственного бюджета и Головное управление по обслуживанию государственного внешнего долга Министерства финансов Украины. Согласно с Постановлением Государственное казначейство - это система органов государственной исполнительной власти, действующее при Министерстве финансов Украины и выполняющее такие функции:

- организация выполнения Государственного бюджета и осуществление контроля за этим процессом;

- руководство территориальными органами Государственного казначейства;

- ведет сводные реестры распорядителей средств Государственного бюджета Украины, государственных внебюджетных фондов, и счетов территориальных органов Государственного казначейства в учреждениях банков;

- доводит до главных распорядителей средств и территориальных органов Государственного казначейства объемы ассигнований выделяемых из Государственного бюджета;

- совершает управление доходами и расходами Государственного бюджета, проводит операции с наличными бюджетными средствами, в том числе в иностранной валюте, в границах росписи доходов и расходов Государственного бюджета;

- финансирует расходы Государственного бюджета;

- ведет сводный бухгалтерский учет движения средств Государственного бюджета на счетах Государственного казначейства;

- осуществляет вместе с Национальным банком Украины и Минфином управление государственным внутренним и внешним долгом и проводит их обслуживание в соответствии с существующим законодательством и т.п.

Налоговая служба была создана в январе 1990 года согласно Постановлению Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76 «О Государственной налоговой службе». До этого ее функции выполняли финансовые органы. В дальнейшем изменялся ее статус, детализировались права, обязанности, ответственность должностных лиц Государственной налоговой службы. Сейчас в Украине действует Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 4 декабря 1990 г. №509-XII.

До 1996 г. Государственная налоговая служба Украины находилась в составе Министерства финансов. В настоящее время она отделена от Министерства финансов и имеет статус отдельного министерства.

Структура Государственной налоговой администрации Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.

К системе органов государственной налоговой службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республики Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах.

В составе органов государственной налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями – налоговая милиция.

Основные функции Государственной налоговой службы:

- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- формирование и ведение Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов и единого банка данных плательщиков налогов -юридических лиц;

- разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства, принятие нормативных актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

- проведение разъяснительной работы среди плательщиков налогов по вопросам налогообложения;

- проводить проверки налогоплательщиков;

- представлять финансовым органам и органам Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

- информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

- осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

В условиях перехода на рыночные отношения исключитель­но важное значение имеет эффективное управление финансами предприятий - финансовый менеджмент.

В условиях административно-командной системы, центра­лизованно планируемой социалистической экономики финан­совый менеджмент не получил должного развития. При перехо­де к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобре­тает первостепенное значение,

Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в макси­мизации реальных пассивов и активов корпораций.

Основными методами финансового управления являются прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.

 

глава 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.