КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Численные методы находят применение всюду, где рассматриваются явления и процессы, подчиняющиеся количественным оценкам
Численные методы находят применение всюду, где рассматриваются явления и процессы, подчиняющиеся количественным оценкам. Эти явления и процессы возникают в различных сферах и областях, например, в физике, технике, экономике, механике, астрономии, биологии, медицине и т.д. Известно, что не всякая задача имеет аналитическое решение. Кроме того, достаточно часто аналитическое решение поставленной задачи очень сложно получить. В этом случае задачи приходится решать с помощью вычислительных алгоритмов и численных методов. В разработке численных методов принимали участие такие известные ученые как Эйлер, Лагранж, Ньютон, Чебышев, Лобачевский. Но особенно бурно методы вычислительной математики начали развиваться в связи с появлением электронных вычислительных машин (ЭВМ). Поэтому изучение вычислительных алгоритмов должно осуществляться с учетом специфики ЭВМ: а) ограниченное быстродействие; б) ограниченный размер разрядной сетки, используемой для хранения чисел; в) ограниченный объем памяти. Кроме того, к математической задаче должны быть предъявлены следующие требования: а) устойчивость (малые изменения исходные данных должны приводить к малым изменениям результата); б) корректность (задача называется корректной, если для любых значений исходных данных из некоторого заданного класса, ее решение существует, единственно и устойчиво по исходным данным). Отметим, что численные методы в некоторых случаях разработаны и для решения некорректных задач. Здесь существенный вклад внес академик А.Н.Тихонов. Основные требования, предъявляемые к вычислительным алгоритмам, заключаются в том, что алгоритм должен быть: 1) реализуемым, т.е. давать решение задачи за допустимое машинное время; 2) экономичным по времени счета, т.е. среди эквивалентных по точности алгоритмов он дает решение за минимальное время счета; 3) экономичным по объему используемой памяти ЭВМ; 4) сходящимся, т.е. при неограниченном увеличении числа итераций или числа решаемых уравнений решение должно стремиться к решению исходной задачи; 5) вычислительно устойчивым - это свойство характеризует скорость накопления суммарной погрешности за счет влияния погрешности округления, обусловленной приближенным представлением чисел в ЭВМ. По курсу «Численные методы» имеется достаточно обширная литература [1-12], в которой отражен широкий круг задач вычислительной математики. В настоящем учебном пособии рассматриваются следующие разделы: - основы теория погрешности; - аппроксимация функций; - численное дифференцирование; - численное интегрирование. В рассматриваемых разделах учебного пособия приведены контрольные вопросы и задания, которые выполняются студентами в дисплейном классе с использованием пакетов прикладных программ Mathcad [13] и Matlab [14], а в приложении даны варианты исходных данных к заданиям. Предполагается, что студенты, приступающие к изучению курса «Численные методы», знакомы с такими разделами высшей математики как дифференциальное и интегральное исчисление, линейная алгебра, а также владеют навыками работы с компьютером в объеме курса «Информатика».
Разделы 1, 3 и п.п.2.1-2.12, 2.15, 2.13.5, 4.8 написаны Смагиным В.И., раздел 4 и п.п. 2.13.1-2.13.4, 2.14 − Решетниковой Г.Н. Раздел 5 и п.п. 2.16, 2.17 написаны совместно.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |