Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные ресурсы




 

В формировании информационного общества ведущая роль от­водится университетам, которые, с одной стороны, должны обеспе­чить подготовку кадров, отвечающих требованиям информационного общества, а с другой — свободный доступ к знаниям. Обеспечение свободного доступа к знаниям и информационного обмена возможно на основе единого информационного пространства.

Инициативы по созданию открытых ресурсов в области образо­вания и науки принадлежат правительствам отдельных стран, меж­правительственным организациям, негосударственным фондам и вузам. Приоритетной задачей государственной политики является поддержка развития инноваций в экономике и информационного общества. Ведущую роль в этом вопросе играет создание открытых информационных ресурсов образовательной и научной информа­ции.

Университеты являются главными разработчиками образователь­ных ресурсов, которые имеют большую ценность для всего образо­вательного сообщества. В начале XXI в. сформировалось движение по созданию, развитию и популяризации открытых образовательных ресурсов (OOP). С каждым годом все большее число университетов со всего мира участвует в нем.

Образовательные ресурсы являются ключевым элементом интел­лектуальной собственности учебных организаций и преподавателей. Однако все больше информационных ресурсов размещаются в Ин­тернете для бесплатного использования как OOP. Понятие OOP впервые обсуждалось в 2002 г.

В результате международного обсуждения было выработано опре­деление понятия открытые образовательные ресурсы как цифровые материалы, размещенные в свободном доступе для преподавателей, студентов и других заинтересованных лиц, для использования в пре­подавании, изучении, научных исследованиях и самообучении.

В соответствии с этим определением к открытым образователь­ным ресурсам также могут быть отнесены научные журналы, про­граммное обеспечение и материалы, создаваемые в музеях, государ­ственных и межправительственных организациях.

Основное отличие OOP от популярного ресурса Википедия со­стоит в том, что они направлены на распространение качественных информационных ресурсов, создаваемых ведущими университетами и специалистами всего мира. Пользователь может получить инфор­мацию об авторах учебного курса, о дате его разработки и публика­ции, а также о том, где и когда читался этот курс.

Открытый доступ к отдельным материалам предоставляют веду­щие университеты мира, занимающие верхние позиции в междуна­родных рейтингах:

· Yale University (CIJL]A,http://oyc.yale.edu/);

· Princeton University (США, www.princeton.edu/WebMedia/lectures);

· Harvard University (США, http://ocp.hul.harvard.edu);

· Massachusetts Institute of Technology (США, http://ocw.mit.edu

· Nagoya University (Япония, http://ocw.nagoya-u.jp/iiKlc \ php?lang=en);

· University of Nottingham (Великобритания, http://unow.nottingham. ac.uk);

· University of Southern Queensland (Австралия, http://ocw.usq.etln. au) и др.

Университеты являются одним из главных источников научных и образовательных ресурсов, которые создаются преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами. Эти ресурсы, как правило, проходят процедуры рецензирования ведущими специалистами н соответствующих областях, содержат результаты научных исследо­ваний и отражают уровень современных образовательных методик и технологий. Данные ресурсы имеют огромную ценность для развития и распространения образования в мире.

В поддержанной ЮНЕСКО инициативе по созданию открытых образовательных ресурсов сегодня участвуют более 300 крупней­ших университетов, уже создано более 3000 курсов на базе консор­циума Open Course Ware (OCW, www.ocwconsortium.org). Цель дан­ного консорциума состоит в разработке OOP высокого качества в виде курсов для высшего образования. В создании международной системы OOP участвуют университеты из 29 стран мира, в том числе Австралии, Австрии, Канады, Китая, Франции, Японии, Южной Кореи, Мексики, Голландии, Саудовской Аравии, Южной Африки, Испании, Португалии, США, Великобритании, России и др. С полным списком стран и университетов, участвующих в программе создания OOP, можно ознакомиться на веб-сайте консорциума.

Большинство участников академического сообщества разделяют идею о том, что информация и знания должны распространяться свободно, так как это стимулирует развитие научных дисциплин и повышение качества образовательных услуг. В пользу создания OOP также выступают следующие факторы.

1. Образовательные учреждения, получающие государственное финансирование, должны обеспечивать свободный доступ и исполь­зование своих материалов, так как они отчасти создаются на налоги граждан и тем самым уже являются оплаченными обществом.

2. Размещение OOP формирует положительный имидж универ­ситета, что влияет на привлечение студентов и финансирование его из негосударственных фондов.

Массачусетский технологический институт (MIT) — флагман дви­жения по созданию и распространению OOP, реализует проект ОCW MIT; это некоммерческий проект, его бюджет формируется из него­сударственных фондов и на пожертвования. В среднем годовой бюджет OCW MIT составляет 4,3 млн долл., затраты на создание одного курса оцениваются в Ютыс. долл.'

Европейские вузы также активно участвуют в создании OOP, на­пример Paris Institute of Technology (http://graduateschool.paristech.org) предоставляет доступ к более чем 2,5 тыс. образовательных мате­риалов преимущественно на французском языке.

Исследование аудитории OCWMIT показало, что ресурс ежеме­сячно посещает около I млн пользователей, среди них 48% исполь­зуют ресурс для самообучения, 32% являются студентами, 17% — преподаватели. Цели обращения к OOP отражены в табл. 5.3.

 

 

Таблица 5.3

Категории пользователей 0CW МП и цели обращения к ресурсу

Категория пользовате­лей Цель обращения к ресурсу Использование,%
    Преподаватели Повышение уровня собственных знании  
Изучение новых методик преподавания  
Включение OOP в читаемые курсы  
Поиск справочных материалов для студентов  
Развитие учебного плана  
  Студенты Повышение уровня собственных знаний  
Дополнение изучаемых курсов  
Планирование изучения курса
    Самостоятельно обуча- ющиеся   Изучение курсов, не относящихся к профессиональной деятельности  
Просмотр основных материалов по профессиональной деятельности  
Выполнение профессиональных проектов  

Источник: MIT OpenCourseWare: 2005 Program Evaluation Findings Summary. URL: http://ocw.mit.edu/ans7870/global/05_EvaLSummary.pdf

 

Доступ к OOP предоставляют сотни университетов по всему миру; таким образом, данная информация разобщена, что затрудняет по­иск и работу с этими ресурсами. Следующим шагом в развитии еди­ной образовательной среды становится интеграция образовательных ресурсов.

Интегрированные образовательные ресурсы имеют большое зна­чение для создания единой информационной среды образования. Эти ресурсы могут включать сведения из широкого круга информа­ционных источников. Анализ информационных систем, содержащих интегрированное описание OOP, позволяет выделить несколько уровней интеграции OOP:

· на институциональном уровне;

· на национальном уровне;

· на международном уровне.

На институциональном уровне образовательные ресурсы интег­рируются в самом образовательном учреждении, включая внутрен­ние и внешние источники информации. Как правило, подобные системы рассчитаны на пользователей внутри самого учебного заве­дения и недоступны другим пользователям (например, информаци­онно-библиотечный центр МЭСИ, www.ibc.mesi.ru).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.