КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образовательные ресурсы
В формировании информационного общества ведущая роль отводится университетам, которые, с одной стороны, должны обеспечить подготовку кадров, отвечающих требованиям информационного общества, а с другой — свободный доступ к знаниям. Обеспечение свободного доступа к знаниям и информационного обмена возможно на основе единого информационного пространства. Инициативы по созданию открытых ресурсов в области образования и науки принадлежат правительствам отдельных стран, межправительственным организациям, негосударственным фондам и вузам. Приоритетной задачей государственной политики является поддержка развития инноваций в экономике и информационного общества. Ведущую роль в этом вопросе играет создание открытых информационных ресурсов образовательной и научной информации. Университеты являются главными разработчиками образовательных ресурсов, которые имеют большую ценность для всего образовательного сообщества. В начале XXI в. сформировалось движение по созданию, развитию и популяризации открытых образовательных ресурсов (OOP). С каждым годом все большее число университетов со всего мира участвует в нем. Образовательные ресурсы являются ключевым элементом интеллектуальной собственности учебных организаций и преподавателей. Однако все больше информационных ресурсов размещаются в Интернете для бесплатного использования как OOP. Понятие OOP впервые обсуждалось в 2002 г. В результате международного обсуждения было выработано определение понятия открытые образовательные ресурсы как цифровые материалы, размещенные в свободном доступе для преподавателей, студентов и других заинтересованных лиц, для использования в преподавании, изучении, научных исследованиях и самообучении. В соответствии с этим определением к открытым образовательным ресурсам также могут быть отнесены научные журналы, программное обеспечение и материалы, создаваемые в музеях, государственных и межправительственных организациях. Основное отличие OOP от популярного ресурса Википедия состоит в том, что они направлены на распространение качественных информационных ресурсов, создаваемых ведущими университетами и специалистами всего мира. Пользователь может получить информацию об авторах учебного курса, о дате его разработки и публикации, а также о том, где и когда читался этот курс. Открытый доступ к отдельным материалам предоставляют ведущие университеты мира, занимающие верхние позиции в международных рейтингах: · Yale University (CIJL]A,http://oyc.yale.edu/); · Princeton University (США, www.princeton.edu/WebMedia/lectures); · Harvard University (США, http://ocp.hul.harvard.edu); · Massachusetts Institute of Technology (США, http://ocw.mit.edu · Nagoya University (Япония, http://ocw.nagoya-u.jp/iiKlc \ php?lang=en); · University of Nottingham (Великобритания, http://unow.nottingham. ac.uk); · University of Southern Queensland (Австралия, http://ocw.usq.etln. au) и др. Университеты являются одним из главных источников научных и образовательных ресурсов, которые создаются преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами. Эти ресурсы, как правило, проходят процедуры рецензирования ведущими специалистами н соответствующих областях, содержат результаты научных исследований и отражают уровень современных образовательных методик и технологий. Данные ресурсы имеют огромную ценность для развития и распространения образования в мире. В поддержанной ЮНЕСКО инициативе по созданию открытых образовательных ресурсов сегодня участвуют более 300 крупнейших университетов, уже создано более 3000 курсов на базе консорциума Open Course Ware (OCW, www.ocwconsortium.org). Цель данного консорциума состоит в разработке OOP высокого качества в виде курсов для высшего образования. В создании международной системы OOP участвуют университеты из 29 стран мира, в том числе Австралии, Австрии, Канады, Китая, Франции, Японии, Южной Кореи, Мексики, Голландии, Саудовской Аравии, Южной Африки, Испании, Португалии, США, Великобритании, России и др. С полным списком стран и университетов, участвующих в программе создания OOP, можно ознакомиться на веб-сайте консорциума. Большинство участников академического сообщества разделяют идею о том, что информация и знания должны распространяться свободно, так как это стимулирует развитие научных дисциплин и повышение качества образовательных услуг. В пользу создания OOP также выступают следующие факторы. 1. Образовательные учреждения, получающие государственное финансирование, должны обеспечивать свободный доступ и использование своих материалов, так как они отчасти создаются на налоги граждан и тем самым уже являются оплаченными обществом. 2. Размещение OOP формирует положительный имидж университета, что влияет на привлечение студентов и финансирование его из негосударственных фондов. Массачусетский технологический институт (MIT) — флагман движения по созданию и распространению OOP, реализует проект ОCW MIT; это некоммерческий проект, его бюджет формируется из негосударственных фондов и на пожертвования. В среднем годовой бюджет OCW MIT составляет 4,3 млн долл., затраты на создание одного курса оцениваются в Ютыс. долл.' Европейские вузы также активно участвуют в создании OOP, например Paris Institute of Technology (http://graduateschool.paristech.org) предоставляет доступ к более чем 2,5 тыс. образовательных материалов преимущественно на французском языке. Исследование аудитории OCWMIT показало, что ресурс ежемесячно посещает около I млн пользователей, среди них 48% используют ресурс для самообучения, 32% являются студентами, 17% — преподаватели. Цели обращения к OOP отражены в табл. 5.3.
Таблица 5.3 Категории пользователей 0CW МП и цели обращения к ресурсу
Источник: MIT OpenCourseWare: 2005 Program Evaluation Findings Summary. URL: http://ocw.mit.edu/ans7870/global/05_EvaLSummary.pdf
Доступ к OOP предоставляют сотни университетов по всему миру; таким образом, данная информация разобщена, что затрудняет поиск и работу с этими ресурсами. Следующим шагом в развитии единой образовательной среды становится интеграция образовательных ресурсов. Интегрированные образовательные ресурсы имеют большое значение для создания единой информационной среды образования. Эти ресурсы могут включать сведения из широкого круга информационных источников. Анализ информационных систем, содержащих интегрированное описание OOP, позволяет выделить несколько уровней интеграции OOP: · на институциональном уровне; · на национальном уровне; · на международном уровне. На институциональном уровне образовательные ресурсы интегрируются в самом образовательном учреждении, включая внутренние и внешние источники информации. Как правило, подобные системы рассчитаны на пользователей внутри самого учебного заведения и недоступны другим пользователям (например, информационно-библиотечный центр МЭСИ, www.ibc.mesi.ru).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |