Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы с интернет-ресурсами




 

Глобальная сеть Интернет обладает огромным потенциалом, ко­торый специалисты компании Google оценивают в 1 трлн веб-стра­ниц. Структура Интернета такова, что пользователь может восполь­зоваться веб-ресурсами, адрес которых ему известен, или поиско­выми системами для поиска неизвестных ему веб-сайтов. По сути, единственным средством доступа к деловым ресурсам Интернета являются поисковые системы. Задача эффективной работы с ресур­сами Интернета во многом определяется эффективностью поиска информации.

Поиском информации в Интернете занимаются поисковые ма­шины и каталоги. Задача поисковых систем — опознать веб-стра­ницы с помощью поиска по ключевым словам в базе данных, которая состоит из индексов и ссылок на веб-страницы.

Каталоги представляют собой иерархически организованную тематическую структуру, в которую в отличие от поисковых машин информация заносится по инициативе пользователей. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Каталоги не столь популярны у пользователей, как поисковые машины, поскольку представленный объем информации в несколько десятков тысяч раз меньше, а также из-за трудностей в навигации по разделам. Практически каждый из 700 каталогов, представленных в Интернете, предлагает собственное видение структуры разделов и рубрик. Неоспоримым преимуществом каталогов перед поисковыми машинами является более высокая эффективность результатов поиска, поскольку веб-сайты выбираются из соответствующих разделов.

Поисковые системы состоят из трех основных частей.

1. Слайдеры (Spider, Crawler, Robot) — программа, которая систематически посещает веб-сайты, считывает и индексирует полностью или частично их содержимое и далее следует по ссылкам, найденным на сайте.

2. Поисковая база данных (так называемый индекс) представляет собой гигантское хранилище информации — индексов, ссылок на веб-страницы и другой разнообразной информации.

3. Поисковая программа, которая в соответствии с запросом поль­зователя перебирает индексы в поисках соответствующей информа­ции и выдает результаты поиска в виде ранжированного списка най­денных веб-документов. Место в списке определяется тем, насколько полно тот или иной документ отвечает критериям, указанным в за­просе пользователя.

В каждой поисковой системе работает собственный спайдер; каж­дая система индексирует страницы своим особым способом, и прио­ритеты при поиске по индексам тоже различны. Поэтому запрос по ключевым словам или выражениям в разных поисковых системах обычно дает разные результаты.

Программа поиска отыскивает страницы, которые соответствуют формальным требованиям запроса. Для того чтобы определить по­следовательность, в которой отобранные страницы будут представ­лены пользователю, применяется, как правило, уникальный для каждой поисковой системы алгоритм ранжирования. В интересах пользователя документы, наиболее соответствующие потребностям пользователя, должны быть помещены первыми в списке. Различные поисковые системы используют свои алгоритмы ранжирования. Ос­новными принципами определения соответствия документов за­просу являются следующие:

· количество слов запроса в текстовом содержимом документа;

· местоположение искомых слов в документе;

· удельный вес ключевых слов в общем количестве слов доку­мента;

· дата — как долго страница находится в базе поискового сервера;

· индекс цитируемости — как много ссылок на данную страницу ведет с других страниц, зарегистрированных в базе поисковика. Поисковые машины оказывают услуги пользователям бесплатно.

Между тем поиск информации в Интернете является большим биз­несом, в котором участвует около 2 тыс. поисковиков, поскольку проблема поиска актуальна не столько для пользователей, сколько для создателей веб-сайтов, заинтересованных в привлечении внима­ния пользователей Интернета. Для огромного количества интернет-магазинов, веб-сайтов других коммерческих компаний поисковые машины становятся практически единственным инструментом привлечения пользователей. Таким образом, поиск информации в Ин­тернете становится эффективным инструментом рекламы по при­влечению новых клиентов. Динамика темпов роста рынка рекламы по средствам массовой информации отображена на рис. 5.3.

Российский рынок интернет-рекламы в 2008 г. вырос на 55%, до 14,7 млрд руб., втом числе: сегмент контекстной рекламы (темати­ческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) вы­рос на 61%, до 8,9 млрд руб.; сегмент медийной рекламы (баннеры, «всплывающие окна» и другие форматы) за год вырос на 45%, до 5,8 млрд руб.

На мировой арене поиска лидирующую позицию занимает ком­пания Google, основанная в 1998 г., штат сотрудников составляет бо­лее 10 тыс., предлагает около 160 бесплатных сервисов на 114 языках мира. Другими крупными игроками являются компании Yahoo! и Microsoft.

Поисковые машины должны находить компромисс между удов­летворением результатами поиска пользователей и рекламодателей. Однако говорить об эффективном поиске в Интернете невозможно. Эффективность работы поисковых машин ограничивается тремя су­щественными факторами.

1. Топология Интернета такова, что поисковые машины могут просматривать не больше 1/3 всех сайтов в Интернете.

В 2000 г. специалисты компаний AltaVista, IBM и Compaq исследо­вали ресурсы и ссылки во Всемирной паутине. Просмотрев с по­мощью поисковых средств AltaVista свыше 600 млн веб-страниц и 1,5 млрд ссылок, размещенных на этих страницах, они пришли к выводу, что исследуемое пространство состоит из следующих компонентов:

· центральное ядро — это тесно связанные между собой веб-стра­ницы, с каждой из которых можно попасть на любую другую (27%);

· отправные страницы, в которых могут быть ссылки, ведущие к ядру, но из ядра к отправным страницам попасть нельзя (22%);

· конечные веб-страницы, к которым можно прийти по ссылкам из ядра, но к ядру из них попасть нельзя (22%);

· полностью изолированные от центрального ядра страницы (22%);

· веб-страницы, не пересекающиеся с остальными ресурсами Ин­тернета (7%).

Исследования показали, что при увеличении общего объема информационных ресурсов Интернета установленные отношения ком­понентов остаются прежними. Проведенный анализ позволяет сде­лать вывод о том, что информационное пространство Интернета является достаточно сложным и неоднородным. К отдельным ресурсам Интернета поисковые машины не имеют доступа. Для индексирования поисковым машинам доступны веб-страницы, составля­ющие центральное ядро, т.е. не более 30% всех веб-страниц

2. «Глубинный Интернет» (скрытый или невидимый). В нем находятся базы данных информационных агентств, доступ к которым осуществляется на условиях подписки, т.е. оплаты, а также веб-ре­сурсы, доступ к которым осуществляется на условиях регистрации. Специалисты по поиску информации считают, что глубинный Интернет более чем в 500 раз превышает число документов, относящихся к «видимой» части. Таким образом, в доступной поисковым системам части Интернета содержится не более 0,5% информацион­ных ресурсов, представленных в Интернете.

3. Поиск информации в Интернете, как правило, проводится по ключевым словам, поскольку информация, хранящаяся в Интернете, разрозненна и неструктурированна. В связи с тем что в средствах поиска в Интернете не используются информационно-поисковые языки, на которых должны были бы быть описаны исходные документы и запросы, полнота поиска в Интернете с учетом описанных выше поисковых средств будет значительно ниже, чем в документальных системах, построенных на базе информационно-поисковых языков.

Первые полнотекстовые информационно-поисковые системы (Full Retrieval System) появились в 1960-х гг. Назначением этих систем был поиск в библиотечных каталогах, архивах, массивах документов, таких как статьи, нормативные акты, рефераты, диссертации, моно­графии. Первоначально информационно-поисковые системы применялись преимущественно в библиотечном деле и в системах научно-технической информации.

В начале 1970-х гг. уже коммерческие компьютерные службы на­чали предоставлять возможность интерактивного поиска в темати­ческих базах данных. Некоторые из тех служб существуют и се­годня — основанная в 1965 г. система Dialog обеспечивает своим клиентам доступ к 900 базам данных и является одной из наиболее эффективных информационных служб.

Одними из наиболее важных показателей эффективности инфор­мационных систем, содержащих текстовую информацию, являются семантические показатели. Семантические показатели основаны на оценке релевантности между документами и запросами.

При описании технологии обработки информации в Интернете часто употребляется термин «релевантность». Очевидно, что этот термин применительно к оценке эффективности поиска в деловых ресурсах Интернета использовать нельзя. Определение релевант­ности предполагает, что группа экспертов просматривает весь массив (в данном случае — массив деловых ресурсов Интернета) и опреде­ляет, какие из документов, хранящихся в массиве, релевантны за­просу. Учитывая объем деловых ресурсов Интернета — в середине 2008 г. он превысил 1 трлн веб-страниц, — просмотр такого массива технически нереализуем. Под полнотой выдачи сведений из деловых ресурсов Интернета следует понимать произведение средней доли просматриваемых сайтов в поисковых системах на среднюю долю «видимой» части сайта в деловых ресурсах Интернета.

Таким образом, средняя полнота выдачи документов из инфор­мационных ресурсов Интернета поисковыми машинами Пможет быть выражена формулой

П = П1 х П2,

где П1— средняя доля просматриваемых сайтов; П2 — средняя доля «видимой» части сайта.

Проведенные ранее исследования показали, что полнота в вер­бальных информационно-поисковых системах (поисковых системах Интернета) не может быть выше 50%.

Указанная полнота поиска в ресурсах Интернета была бы 50%, если бы просматривался весь массив информации, находящейся на сайтах. Это максимальное значение необходимо корректировать на долю просмотра веб-страниц поисковыми машинами. Учитывая, что, поданным исследований компетентных в этой области организаций, лучшие поисковые системы Интернета просматривают не более 30% веб-сайтов и при этом на каждом сайте просматривают только «ви­димую» часть (1—5% объема сайтов), полнота поиска в Интернете с помощью поисковых систем составит менее 1%. Отсутствие публи­каций, посвященных результатам количественного анализа характе­ристик поиска информации в Интернете по полноте выдаваемой информации и информационному шуму, вводит потребителя в за­блуждение. Потребитель, как правило, не представляет, что объем невыданной, но удовлетворяющей потребителя информации на два порядка превышает объем выданной. Если вы получили в ответе на запрос 10 документов, вы должны знать, что 990 документов, удовлетворяющих условиям запросов, остались невыданными. Эти оценки представляются даже завышенными, так как половина документов в Интернете — на английском языке, а остальные документы — на языках других народов мира.

Анализ содержимого профессиональных баз за последние 15 лет показывает неуклонный рост доли текстовой информации в общем объеме информации профессиональных баз. Если в 1985 г. доля текстовой информации составляла 47%, то в 2000 г. — уже 84%. Представляется, что основная информация в Интернете также является текстовой. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что подходы к оценке эффективности поиска в документальных системах в полной мере распространяются и на профессиональные базы, и на информационные ресурсы Интернета.

С появлением и развитием вычислительной техники в разных странах начались исследования, связанные с оценкой возможности выявить автоматически смысл из текста. Эти исследования велись в рамках направления, получившего название «машинный перевод», и в рамках направлений по автоматизированной обработке, если входной поток сообщений включал произвольные тексты. В 1975 г. известный специалист в области компьютерной лингвистики про­фессор ГГ. Белоногов сформулировал концепцию фразеологического машинного перевода текстов, которую опубликовал в предисловии к книге Д.А. Жукова «Мы переводчики»1. Главным тезисом этой кон­цепции является утверждение, что при переводе текстов в качестве основных единиц смысла следует рассматривать не отдельные слова, а фразеологические сочетания, выражающие понятия, отношения между понятиями и типовые ситуации. Отдельные слова также могут использоваться, но во вторую очередь. Целью передачи информации с помощью текста, как пишет Г.Г. Белоногов1, является не столы о исчерпывающее описание мыслительных образов его автора, сколы 11 инициация процесса порождения соответствующих мыслительных образов у читателей. Поэтому текст не столько «выражает», сколы 11 стимулирует и «намекает», и значительная часть его содержания ok;i зывается «между строк».

Воссоздание в сознании читателей мыслительных образов, по добных мыслительным образам автора текста, осуществляется по степенно, путем восприятия предложения за предложением и «мои тажа» возникающих при этом частичных образов в целостный мыс лительный образ, соответствующий содержанию текста Теоретические положения лингвистики, компьютерной лингвистики и многолетние эксперименты, проведенные на реальных текстах неопровержимо доказывают истинность таких выводов.

Единственно верное заключение, которое можно сделать, рассматривая процесс коммуникации между источником и потребителем информации с позиций теоретических положений лингвис­тики и компьютерной лингвистики, состоит в том, что без участия человека выявить смысл из произвольного текста невозможно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.