Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии отбора источников информации




ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Прежде чем рассматривать технологическую схему информаци­онного менеджмента, уточним цели информационного менедж­мента.

Целью информационного менеджмента является повышение эф­фективности деятельности компании за счет предоставления свое­временной и достоверной информации, необходимой для решения задач компании. Как было отмечено ранее, задачи информационного менеджмента можно разбить на три группы:

· информационное обеспечение при принятии управленческих решений;

· информационное обеспечение задач компании по созданию но­вого продукта или услуги;

· информационное обеспечение задач компании по обучению персонала.

С определенной долей условности можно сказать, что перечис­ленные задачи между собой слабо взаимосвязаны. Первая и третья задачи характерны практически для всех фирм. Вторая задача имеет место в основном для компаний, производящих продукцию или услуги и ставящих задачу их постоянно улучшать.

Рассмотрим общую технологическую схему информационного менеджмента для решения первой задачи. С позиций информаци­онного обеспечения следует выделить стратегический и оперативный уровни управления. В рамках стратегического уровня управления осуществляется стратегическое планирование деятельности компа­нии, результаты которого оформляются в виде бизнес-плана. Обо­значим потребную для разработки бизнес-плана информацию И(1.1). В перечне этой информации специалисты фирмы выделяют инфор­мацию, изменения которой требуют управляющих воздействий со стороны руководства фирмы. Обозначим эту информацию И(1.2). Если стратегическое планирование осуществляется на длительный срок, например на три года, то по информации И(1.2) регулярно осу­ществляется слежение за изменениями внешней среды. Интервалы слежения по этой группе информации будут свои в каждом кон­кретном случае. В случае существенных изменений внешней среды следует по совокупности изменений, составляющих И(1.2), внести коррективы в стратегию деятельности предприятия и в бизнес-план соответственно. Таким образом, по информационным потребностям при принятии управленческих решений потребности фирмы выра­жаются через суммарные потребности И(1.1) и И(1.2).

Особенностями информационных потребностей при создании новой техники и услуг является то, что свои потребности в информации подразделение, занимающееся разработкой нового продукта, формулирует не в формализованном виде, как это имеет место в пер­вой задаче, а в общем виде. Например, найти все, что характеризует современное состояние разработки электрических чайников. Назо­вем эти потребности в информации И(2). Необходимо отметить, что в условиях рыночных отношений и постоянной конкурентной борьбы фирмы непрерывно ведут работу по совершенствованию своей продукции. Следовательно, по данной группе информации необходимо постоянно отслеживать все новое, что связано с произ­водством той продукции, которую выпускает фирма.

При определении необходимой информации в интересах обуче­ния специалисты информационного менеджмента согласуют потреб­ности в информации с руководством компании и со специалистами соответствующего подразделения компании. Обязательным при этом является наличие в перечне необходимых источников не только оте­чественной информации, но и зарубежной. Это требование, без­условно, относится и к первым двум задачам.

 

Структура и технологии доступа к мировым информационным ресурсам построены так, что основной объем информации пользо­ватели получают по предварительной подписке. В данном подразделе рассматриваются технологии отбора периодических изданий и тех­нологии отбора баз данных по критериям их значимости.

Необходимо отметить, что у российского потребителя информа­ции имеется искаженное представление о роли периодических изда­ний в бизнесе. Такое представление сформировалось в условиях пла­новой экономики, когда периодические издания использовались в основном учеными и специалистами-отраслевиками. В условиях ры­ночных отношений коренным образом изменились как содержание, так и направленность этих изданий. В современных периодических изданиях широко освещаются сведения о предприятиях, производи­телях товаров и услуг, производимых товарах, новейших технологиях, регулярно публикуются обзоры о состоянии различных рынков, ши­роко представлена реклама. Периодические издания выходят регу­лярно, запаздывание информации незначительное и вполне удовле­творяет потребителя. Российские периодические издания по своему характеру и качеству приближаются к уровню журналов, которые широко используются предпринимателями ведущих стран мира в различных отраслях.

Представляет интерес методика отбора зарубежных периодиче­ских изданий по критерию ценности, разработанная и применяемая

специалистами ВИНИТИ". За основу этой методики принята система оценок, опирающаяся на информацию об использовании этих изданий различными информационными центрами для предостав­ления потребителям и подготовки вторичных изданий. Для получе­ния такой оценки применяется справочник Ulrich's Periodicals Directory. Справочник выпускается фирмой Bowker и издается с 1932 г.; на 2010 г. в нем содержится информация о более чем 300 тыс. сериальных и периодических изданий. В справочнике содержатся следующие основные данные:

· сведения, характеризующие периодическое издание: название, история его изменения, ISSN, страна, первый год издания, язык, тираж, цена, характер издания, издатель, наличие нетра­диционных форм издания, тематика в соответствии с предмет­ными рубриками по рубрикатору Ulrich's и классификацией УДК, аннотация к изданию, наличие рецензирования;

· информация о включении периодического издания в обработку для подготовки конкретных информационных продуктов (вто­ричных изданий) и в фонды крупнейших служб доставки документов;

· информация о распространителях издания: подписных агентствах и вендорах.

За ранг журнала в методике принимается суммарный показатель количества реферативных изданий, обрабатывающих обследуемый журнал, а также служб доставки документов, включающих журнал в свои фонды. Эти данные, по мнению автора методики, характери­зуют степень признания журнала в мировом сообществе

Помимо ранга журнала, другими важными показателями, выбранными в методике для рассмотрения и статистической обработки, являются сведения:

· о научности издания;

· рецензировании статей до их опубликования;

· наличии других форм издания, кроме печатной.

В библиотеках и информационных центрах в качестве показателя ценности журнала часто применяется показатель «импект-фактор», определяемый как отношение числа библиографических ссылок на статьи, опубликованные в данном журнале за предшествующие два года, к суммарному числу статей, опубликованных в нем за то же время. Разработчики описанной выше методики рекомендуют ис­пользовать общепринятую оценку журналов «импект-фактор» как проверяющую методику, но не как основной показатель ценности журналов.

Рассмотрим подход для определения агенств-поставщиков, с которыми необходимо подписать контракт на поставку информации на постоянной основе на доступ к профессиональным базам.

Двухатомный справочник по профбазам «Gale Directory of Database» является наиболее авторитетным и полным изданием в этой области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.