КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии отбора источников информации
ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Прежде чем рассматривать технологическую схему информационного менеджмента, уточним цели информационного менеджмента. Целью информационного менеджмента является повышение эффективности деятельности компании за счет предоставления своевременной и достоверной информации, необходимой для решения задач компании. Как было отмечено ранее, задачи информационного менеджмента можно разбить на три группы: · информационное обеспечение при принятии управленческих решений; · информационное обеспечение задач компании по созданию нового продукта или услуги; · информационное обеспечение задач компании по обучению персонала. С определенной долей условности можно сказать, что перечисленные задачи между собой слабо взаимосвязаны. Первая и третья задачи характерны практически для всех фирм. Вторая задача имеет место в основном для компаний, производящих продукцию или услуги и ставящих задачу их постоянно улучшать. Рассмотрим общую технологическую схему информационного менеджмента для решения первой задачи. С позиций информационного обеспечения следует выделить стратегический и оперативный уровни управления. В рамках стратегического уровня управления осуществляется стратегическое планирование деятельности компании, результаты которого оформляются в виде бизнес-плана. Обозначим потребную для разработки бизнес-плана информацию И(1.1). В перечне этой информации специалисты фирмы выделяют информацию, изменения которой требуют управляющих воздействий со стороны руководства фирмы. Обозначим эту информацию И(1.2). Если стратегическое планирование осуществляется на длительный срок, например на три года, то по информации И(1.2) регулярно осуществляется слежение за изменениями внешней среды. Интервалы слежения по этой группе информации будут свои в каждом конкретном случае. В случае существенных изменений внешней среды следует по совокупности изменений, составляющих И(1.2), внести коррективы в стратегию деятельности предприятия и в бизнес-план соответственно. Таким образом, по информационным потребностям при принятии управленческих решений потребности фирмы выражаются через суммарные потребности И(1.1) и И(1.2). Особенностями информационных потребностей при создании новой техники и услуг является то, что свои потребности в информации подразделение, занимающееся разработкой нового продукта, формулирует не в формализованном виде, как это имеет место в первой задаче, а в общем виде. Например, найти все, что характеризует современное состояние разработки электрических чайников. Назовем эти потребности в информации И(2). Необходимо отметить, что в условиях рыночных отношений и постоянной конкурентной борьбы фирмы непрерывно ведут работу по совершенствованию своей продукции. Следовательно, по данной группе информации необходимо постоянно отслеживать все новое, что связано с производством той продукции, которую выпускает фирма. При определении необходимой информации в интересах обучения специалисты информационного менеджмента согласуют потребности в информации с руководством компании и со специалистами соответствующего подразделения компании. Обязательным при этом является наличие в перечне необходимых источников не только отечественной информации, но и зарубежной. Это требование, безусловно, относится и к первым двум задачам.
Структура и технологии доступа к мировым информационным ресурсам построены так, что основной объем информации пользователи получают по предварительной подписке. В данном подразделе рассматриваются технологии отбора периодических изданий и технологии отбора баз данных по критериям их значимости. Необходимо отметить, что у российского потребителя информации имеется искаженное представление о роли периодических изданий в бизнесе. Такое представление сформировалось в условиях плановой экономики, когда периодические издания использовались в основном учеными и специалистами-отраслевиками. В условиях рыночных отношений коренным образом изменились как содержание, так и направленность этих изданий. В современных периодических изданиях широко освещаются сведения о предприятиях, производителях товаров и услуг, производимых товарах, новейших технологиях, регулярно публикуются обзоры о состоянии различных рынков, широко представлена реклама. Периодические издания выходят регулярно, запаздывание информации незначительное и вполне удовлетворяет потребителя. Российские периодические издания по своему характеру и качеству приближаются к уровню журналов, которые широко используются предпринимателями ведущих стран мира в различных отраслях. Представляет интерес методика отбора зарубежных периодических изданий по критерию ценности, разработанная и применяемая специалистами ВИНИТИ". За основу этой методики принята система оценок, опирающаяся на информацию об использовании этих изданий различными информационными центрами для предоставления потребителям и подготовки вторичных изданий. Для получения такой оценки применяется справочник Ulrich's Periodicals Directory. Справочник выпускается фирмой Bowker и издается с 1932 г.; на 2010 г. в нем содержится информация о более чем 300 тыс. сериальных и периодических изданий. В справочнике содержатся следующие основные данные: · сведения, характеризующие периодическое издание: название, история его изменения, ISSN, страна, первый год издания, язык, тираж, цена, характер издания, издатель, наличие нетрадиционных форм издания, тематика в соответствии с предметными рубриками по рубрикатору Ulrich's и классификацией УДК, аннотация к изданию, наличие рецензирования; · информация о включении периодического издания в обработку для подготовки конкретных информационных продуктов (вторичных изданий) и в фонды крупнейших служб доставки документов; · информация о распространителях издания: подписных агентствах и вендорах. За ранг журнала в методике принимается суммарный показатель количества реферативных изданий, обрабатывающих обследуемый журнал, а также служб доставки документов, включающих журнал в свои фонды. Эти данные, по мнению автора методики, характеризуют степень признания журнала в мировом сообществе Помимо ранга журнала, другими важными показателями, выбранными в методике для рассмотрения и статистической обработки, являются сведения: · о научности издания; · рецензировании статей до их опубликования; · наличии других форм издания, кроме печатной. В библиотеках и информационных центрах в качестве показателя ценности журнала часто применяется показатель «импект-фактор», определяемый как отношение числа библиографических ссылок на статьи, опубликованные в данном журнале за предшествующие два года, к суммарному числу статей, опубликованных в нем за то же время. Разработчики описанной выше методики рекомендуют использовать общепринятую оценку журналов «импект-фактор» как проверяющую методику, но не как основной показатель ценности журналов. Рассмотрим подход для определения агенств-поставщиков, с которыми необходимо подписать контракт на поставку информации на постоянной основе на доступ к профессиональным базам. Двухатомный справочник по профбазам «Gale Directory of Database» является наиболее авторитетным и полным изданием в этой области.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |