Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции управления знаниями




Тесты

5.1. Открытая информация — это:

а) информация, не относящаяся к государственной или коммерческой тайне;

б) информация, доступная пользователям Интернета бесплатно.

5.2. Официальный сайт государственного органа — это:

а) сайт в Интернете, содержащий информацию о деятельности государственного органа;

б) сайт в Интернете, электронный адрес которого содержит наименование либо сокращенное наименование государственного органа в доменном имени;

в) сайт в Интернете, содержащий информацию о деятельности государственного органа, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу.

5.3. Вид информационных ресурсов, преобладающий в сети Интернет

а) деловая информация;

б) развлекательная;

в) официальная.

5.4. Открытые образовательные ресурсы зарубежных университетов:

а) недоступны пользователям Интернета;

б) доступны пользователям Интернета на условиях подписки/регистрации;

в) доступны всем пользователям Интернета без ограничений.

5.5. Для вузов размещение образовательных ресурсов является:

а) добровольным;

б) обязательным.

5.6. Доступ к международной официальной статистике возможно получить на веб-сайтах:

а) межправительственных организаций (например, ООН, ОЭСР);

б) национальных статистических служб (например, Росстат);

в) информационных агентств.

5.7. Источниками неофициальной статистической информации в Интернете являются:

а) веб-сайты национальных статистических служб;

б) веб-сайты межправительственных организаций;

в) веб-сайты государственных научно-исследовательских организаций.

5.8. Конкурентное преимущество неофициальной статистики перед официальной состоит в том, что:

а) неофициальная статистка является более достоверной;

б) неофициальная статистка является более оперативной;

в) неофициальная статистка является более полной.

5.9. Вся опубликованная информация представлена в сети Интернет:

а) да;

б) нет.

5.10. Наибольшее количество веб-страниц, доступных для поиска, включает следующая информационно-поисковая система:

а) поисковая машина;

б) тематический каталог.

5.11. Информационно-поисковой системой Интернета, предоставляющей веб-ссылки, в большей степени соответствующие поисковому запросу, является:

а) поисковая машина;

б) тематический каталог

5.12. Характерной чертой каталогов в Интернете является:

а) массив информации, разбитый по разделам;

б) удобные инструменты ориентирования в информационном массиве;

в) огромный массив данных.

5.13. Основным источником дохода поисковых машин являются:

а) рекламодатели;

б) пользователи.

5.14. Экономическим основанием существования и совершенствования поисковых машин служит следующая активность пользователей Интернета:

а) поиск информации о товарах и услугах;

б) предоставление персональных данных;

в) регистрация новых веб-стрнаниц, расширение индексного файла.

5.15. Поисковый спам при работе с поисковыми машинами проявляется следующим образом:

а) получение рекламных веб-ссылок;

б) изменение поискового запроса;

в) получение веб-ссылок, не соответствующих поисковому запросу.

5.16. Глубинный Интернет включает в себя следующие веб-ресурсы:

а) хранящиеся в базах данных и недоступные пользователям Интернета;

б) хранящиеся в базах данных и доступные пользователям Интернета на условиях подписки и регистрации;

в) хранящиеся в базах данных и доступные всем пользователям Интернета.


 

Глава 6. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ И ЗНАНИЯМИ В КОМПАНИИ

Проблемам создания знаний, их передачи и использования чело­вечество уделяло внимание на всех этапах развития цивилизаций. Понятие «знание» является ключевым в разделе философии, раскры­вающим теорию познания. Для того чтобы представить себе процесс управления созданием нового знания, рассмотрим, на каких позициях стоит мировое сообщество философов в области теории по­знания. За основу возьмем содержание учебников двух ведущих школ России: кафедры теории познания МГУ им. В.М.Ломоносова и Ин­ститута философии РАН, обобщающих мировой и российский опыт в исследованиях в области теории познания'.

Под знанием понимается результат адекватного отражения дей­ствительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий, фиксируемого в виде знаков естественных и ис­кусственных языков.

Обратимся к теории познания. Теория познания — это раздел фи­лософии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Теория познания изучает всеобщее в позна­вательной деятельности безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессио­нальная, научная или художественная. В самом общем виде субъектом познания выступает человек, наделенный сознанием и облада­ющий знаниями.

Психика состоит из сознания и бессознательного. «Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном по­строении действий и предвидении их результатов, в разумном регу­лировании и самоконтролировании поведения человека».

В сознании можно вычленить три основные сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и мотивационно-волевую. Ког­нитивную сферу составляют познавательные способности, процесс познания и результаты познавательной деятельности

Эмоциональная сфера мало исследована. По мнению А.Г. Спир-кина, это психические переживания, душевное волнение, непосред­ственные переживания жизненного смысла явлений и ситуаций и ряд других. В мотивационно-волевой сфере представлены мотивы, ин­тересы, потребности субъекта в единстве со способностью достигать цели.

Как было отмечено ранее, наряду с сознанием в психике, внут­реннем мире человека существует уровень бессознательного. Бессо­знательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательность — это безотчетность, неосо­знанность, инстинктивность, интуитивность. В сфере бессознатель­ного можно выделить интуицию и автоматизмы. Под интуицией в сложных видах человеческой деятельности понимают такие явления, как предвидение некоторых событий, мгновенное схватывание су­щества научной проблемы, решение задачи, не отдавая себе созна­тельного отчета, как это произошло.

Автоматизмы — достаточно сложные действия человека; перво­начально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознатель­ный характер, выходят из-под контроля сознания (езда на велоси­педе, игра на музыкальных инструментах, плетение корзин и ряд других).

Одним из первых исследовал природу бессознательного 3. Фрейд применительно к лечению психических заболеваний (комплекс вины, комплекс преследования и т.д.). Фрейд считал, что те или иные комплексы, складывающиеся под влиянием различных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное, а затем могут выступать причиной психических заболеваний. Фрейд разра­ботал психоаналитический метод обнаружения комплекса и метод лечения больных, который в свое время давал неплохие результаты. Однако Фрейд никогда не называл бессознательное знанием. Большое значение для понимания бессознательного имеют работы его последователя Карла Густава Юнга, который ввел понятие коллек­тивного бессознательного. Ученые разных стран делали попытки разработать методы выявления некоторой части знаний из бессозна­тельного. В части выявления знаний из автоматизма публикаций практически нет, так как успехи того или иного человека зависят от психологических и физических особенностей данного лица. Выяв­ление необходимых сведений из интуиции рассматривалось специа­листами в первую очередь в рамках проблематики искусственного интеллекта. Технология принятия решений специалистом — экспертом в конкретной предметной области находится в подсознании,

и эксперт не может описать на естественном языке, как он принимает решения.

В российском справочнике по искусственному интеллекту выде­ляются три возможных варианта взаимодействия инженера по зна­ниям и эксперта, от которого хотят получить информацию, заложен­ную в сфере бессознательного: протокольный анализ, интервью и игровая имитация профессиональной деятельности. Авторы япон­ской десятитомной энциклопедии по инженерии знаний1 предлагают получать необходимую информацию, относящуюся к сфере бессо­знательного, с помощью советов и объяснений, например с помощью реальной совокупности тестовых заданий и объяснений. В этом ва­рианте российские и японские специалисты шли в одном направле­нии. Следует отметить, что мировое сообщество ученых при анализе бессознательного сталкивается с очень большими трудностями. Практических достижений в этой области в литературе, к сожале­нию, обнаружить не удалось.

Отмечается, что научный поиск можно рассматривать в логиче­ском и психологическом плане.

В логическом плане поиск включает в себя следующие этапы:

· постановку задачи;

· ее анализ;

· поиск решения;

· нахождение решения;

· его дальнейшую доработку.

· В психологическом плане в сознании происходит следующее:

· первоначальная подготовка к поиску;

· инкубация;

· инсайт;

· обоснование.

Первоначальные попытки решить поставленную задачу часто приводят к неудачам. Тогда специалист временно откладывает задачу. Однако мыслительный процесс поиска не прекращается, а переходит на неосознаваемый уровень психической деятельности. Этап скры­той активности носит название инкубации. Наконец, исследователь «внезапно» находит нужное решение. Это «озарение» называется инсайтом.

Новое знание можно разделить на две разновидности:

• новое знание, создаваемое в интересах инноваций;

• новое знание, создаваемое в интересах создания или развития теорий, выявления закономерностей и взаимосвязей в развитии мира и других приложений.

К новому знанию первой группы предъявляются требования но­визны, ориентации на спрос и обеспечения дохода предприятию. К новому знанию второй группы предъявляются требования но­визны. Очевидно, что если компания собирается распространять технологические инновации на мировом рынке, то разработчики инноваций должны владеть знаниями, достигнутыми в мире в рас­сматриваемой области. Эта же особенность глобального информа­ционного общества отмечается в Окинавской хартии, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией. В хартии отмечается: «Существо изменений в экономической и социальной сферах заключается в максимальном использовании знаний и передовых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами».

В последние годы появились публикации о создании знания на базе «неявного знания». Эта идея была сформулирована Нонако Икуджиро и Такеучи Хиротака в книге «Компания — создатель знания»1. Как отмечается в последующих публикациях Нонако Икуд­жиро2, «еще не ясно, является ли система взглядов на управление неявными знаниями проверяемой теорией, она не сформулирована четкими определениями». Следует добавить, что возможность ис­пользования и управления неявными знаниями (возможно, сферы бессознательного) не подтверждена убедительными доказатель­ствами.

Изложенные материалы позволяют сделать вывод о необходи­мости использования при создании нового знания концепции, учи­тывающей определяющую роль сознания на подготовительных эта­пах и важную роль интуиции в творческом процессе появления новой идеи. Правильность такого подхода подтверждается много­численными соглашениями, принятыми руководителями крупней­ших государств мира по вопросам широкого использования накоп­ленных мировым сообществом знаний в развитии экономики стран и развитии общества

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.