Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное экономическое сотрудничество и его роль в функционировании мировой экономики




ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕЖФИРМЕННОЙ КООПЕРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ

Международное экономическое сотрудничество представля­ет собой процесс координации действий и объединения усилий различных стран мира для решения сложных социально-эконо­мических проблем развития мировой экономики.

Предпосылками международного экономического сотрудни­чества являются неравномерность распределения природных, людских, научных ресурсов между странами, различия в уровне профессионально-квалификационной подготовки кадров, особен­ности специализации стран, расширение масштаба инвестицион­ных проектов и риска их реализации, появление глобальных про­блем современности, переход стран к формированию открытой экономики и необходимость согласования национальной эконо­мической политики в условиях усиления взаимного влияния стран на экономическое развитие друг друга.

Международное экономическое сотрудничество по масштабу эффекта и количеству вовлеченных стран делится на следующие виды:

• Глобальное сотрудничество: охватывает большинство стран
мира, оказывает влияние на все уровни мировой экономической
системы — международный, региональный, национальный;

Пример. При содействии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и раз­витию) страны мира разработали Интегрированную программу для сырьевых то­варов и с целью ее реализации создали Общий фонд для сырьевых товаров. Этот фонд предназначен для финансирования международных буферных запасов сырья и поддержания производственных мощностей по его добыче и первичной переработке с целью стабилизации цен на сырьевые товары.

• Региональное сотрудничество: охватывает страны регио­
нальной интеграционной группировки и оказывает влияние на
экономическое развитие определенного региона.

Пример Финансы региональной интеграционной группировки (Европей­ский союз) во многом ориентированы на оказание помощи и стимулирование эко­номического развития стран-партнеров по интеграционному объединению Так,


помимо собственного бюджета Европейский союз располагает и специальными фондами. Фонд регионального развития ориентирован на оказание помощи деп­рессивным регионам стран ЕС, Социальный фонд осуществляет финансирование социальных программ в ЕС, Фонд содействия экономическому сближению стран-участниц ориентирован на содействие развитию стран с наименьшими по­казателями ВВП, Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства финансирует закупки излишков сельхозпродукции, субсидирует экспорт, реали­зует программы модернизации сельского хозяйства в ЕС.

• Многостороннее сотрудничество: охватывает сотрудничес­
тво стран, не являющихся участницами интеграционных группи­
ровок, сориентировано на решение определенных локальных
проблем.

Пример. Многостороннее сотрудничество стран включает совместную дея­тельность стран при решении локальных экономических проблем — совместное освоение месторождений полезных ископаемых, строительство крупных про­мышленных объектов, обслуживающих нужды нескольких стран (гидроэлек­тростанции, атомные станции, сооружения по переработке промышленных отхо­дов), взаимопомощь стран в условиях ухудшения экономической ситуации и эко­номического кризиса.

• Сотрудничество на уровне отдельных компаний или между­
народная межфирменная кооперация (ММК): представляет со­
бой сотрудничество экономических субъектов разных стран с
целью решения собственных хозяйственных проблем. ММК в
свою очередь включает несколько уровней:

»глобальный уровень — сотрудничество крупнейших международных корпораций, которое получило название "стратегические альянсы".

Пример. В 1992 г. компании IBM (США), Siemens (Германия), Toshiba (Япония) заключили соглашение о проведении совместных исследований по раз­работке микропроцессора большой мощности. Это позволило компаниям разде­лить риски и затраты по проведению НИОКР и организации производства мик­ропроцессора, которые составили около 1 млрд дол. США. В рамках данного альянса была организована работа 200 инженеров из трех компаний на базе ис­следовательских мощностей IBM Advanced Semiconductor Technology Center;

«микроэкономический уровень — сотрудничество пред­приятий, не относящихся к глобальным компаниям. Международное экономическое сотрудничество оказывает су­щественное влияние на экономическое развитие отдельных стран и регионов. Оно позволяет странам реализовывать многие эконо­мические проекты, которые сложно, а иногда — в силу масштаба расходов и качества ресурсов — невозможно реализовать отдель­ной стране, обеспечивает сбалансированное развитие мировой экономики на основе согласования интересов отдельных стран, Уменьшения количества межстрановых конфликтов.

12Э


6.2. Соглашения о научно-техническом и промышленном сотрудничестве

В современной экономике все многообразие экономических связей между компаниями можно разделить на два основных ти­па: это отношения кооперации и отношения обмена.

Торгово-экономические связи носят краткосрочный характер, нацелены главным образом на извлечение прибыли, по теории игр данные отношения, организованные по принципу "если выиг­рывает один, то проигрывает другой", классифицируются как ан­тагонистическая игра с нулевой суммой выигрыша, т.е.

Кооперационные отношения носят долгосрочный характер, на­целены на повышение конкурентоспособности участвующих компа­ний; необходимым признаком кооперационных отношений являет­ся объединение ресурсов компаний-партнеров. По теории игр эти отношения организованы по принципу "если выигрывает один, то выигрывает другой", и соответственно представляют собой неанта­гонистическую игру с положительной суммой выигрыша, т.е.

следует, однако, учитывать, что и в отношениях кооперации есть место кон­куренции. Соперничество может выразиться в желании партнера овладеть макси­мальным количеством экономически важной информации с целью "догнать и пе­регнать" партнера, стремлении переманить ключевой персонал и др.

Отношения обмена и отношения кооперации генетически свя­заны друг с другом, часто кооперационные отношения возникают на основе ранее существовавших торгово-экономических. Типич­ным примером в этом смысле является подрядная кооперация в автомобильной промышленности. Здесь известные компа­нии-производители (Ford Motors, Mitsubishi Company, Volks­wagen Group и др.) организуют отношения с поставщиками ком­плектующих именно на основе кооперационных соглашений в связи с высокой зависимостью конкурентоспособности основной продукции от качества и своевременности поставок небольших специализированных компаний. Отношения кооперации органи­зованы здесь таким образом, что формально независимые компа­нии интегрированы в систему крупной компании-заказчика на принципах производственного подразделения.

Пример. Компания General Motors имеет 45 тыс компаний подрядчиков, компания IBM — 15 тыс., компания Siemens — 30 тыс Покупные комплектую­щие изделия в стоимости продукции компании Chrysler составляют 40 %, компа­нии Renault — около 50 %, компании Toyota — 60 %

Международная межфирменная кооперации предоставляет компаниям-партнерам целый ряд важных экономических преиму 130


ществ и выгод. Экономический потенциал кооперационных отно­шений реализуется в процессе объединения экономических ресур­сов и интересов взаимодействующих компаний. Механизм реализа­ции этих преимуществ в общем виде предусматривает возможность для экономических субъектов снизить негативное влияние внешней среды, максимально использовать благоприятное влияние внешних факторов, а также перестроить и правильно организовать внутрен­ний экономический механизм каждой компании (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Экономический эффект кооперационных соглашений для компаний-участниц

 

Направление влияния Объект Возможный эффект
Эффект разделения Риски Затраты Доля рынка Затраты Уменьшение риска осуществления проекта Распределение затрат на ресурсы с учетом особенностей национального рынка Экономия на масштабах, ограничение кон­куренции Уменьшение дублирования, обеспечение необходимого уровня затрат, экономия на масштабах
Эффект объединения Сравнительные пре­имущества Ассортимент Нематериальные активы Эффект синергии, кооперационная рента Сохранение доли рынка обоих партнеров, несмотря на их специализацию в рамках кооперационного соглашения интенсификация использования ресурсов предприятия в условиях уменьшения пе­риода их морального износа

Так, кооперационные отношения уменьшают экономический риск в результате снижения индивидуальных финансовых затрат при реализации инвестиционных проектов. Благодаря ММК ком­пании обеспечивают доступ на зарубежные рынки факторов про­изводства, получают возможность снизить издержки производ­ства, использовать дефицитные виды ресурсов. В результате объединения рыночных секторов и затрат фирмы обеспечивают 'кономию на масштабах производства. Объединение ассортимен-а продукции позволяет партнерам не потерять в процессе специа­лизации часть своих клиентов (благодаря обмену продукцией). Взаимное использование нематериальных активов компаний по­вышает финансовый эффект от владения этими ресурсами, уси­ливает конкурентные позиции партнеров.

Подробнее преимущества ММК будут рассмотрены в после­дующих главах при характеристике экономического эффекта соз­дания СП как наиболее развитой формы межфирменной коопе­рации.

Эффективная организация кооперационных отношений, пра-вильный выбор партнеров по ММК позволяет компаниям полу-


чить дополнительную прибыль — кооперационную ренту. Коопе­рационная рента — это дополнительный экономический эффек! (прибыль, рост производительности труда, расширение рынка сбыта), которую партнеры по кооперационному соглашению по­лучают в результате кооперации без использования дополнитель­ных ресурсов. Так, например, в результате перераспределения производственной программы между предприятиями каждое из них получает возможность специализироваться на выпуске того продукта, который оно производит с минимальными затратами. В результате система из двух предприятий-партнеров оба продукта производит в необходимом объеме и при минимальных затратах.

Механизм получения кооперационной ренты представлен на рис. 6.1. Сравнительными преимуществами обладает компания 1; количественно величину конкурентных преимуществ позволяет оценить кривая конкурентных преимуществ компании — ССА(1) (curve of comparative advantages). Значение функции кривой кон­курентных преимуществ определяется следующим образом:

F(CCA) =ЛГС(2), - ЛГС(1)„ (6.3)

где АТС — кривая средних общих издержек компании; i — объем производства в данный момент времени.

В результате установления кооперационных отношений и пе­рераспределения производственной программы компаний-пар­тнеров компания 2 смогла получить кооперационную ренту от ис­пользования конкурентных преимуществ компании 1.



 


Рис. 6.1. Механизм реализации кооперационной реты компаниями-партнерами.'


Пример. Размер кооперационной ренты определяется масштабом примене­ния нововведений у компании-партнера. В начале 1984 г. компания Toyota созда­ла иностранный филиал New United Motor Manufacturing Inc. (NUMMI) совмес­тно с компанией General Motors. Компания Toyota для повышения эффективнос­ти работы созданного филиала передала в СП свои управленческие технологии: технологию взаимодействия с поставщиками "just-in-time", технологию органи­зации системы управления качеством "кружки качества", технологию организа­ции межличностных контактов в компании. Передача технологий осуществля­лась путем проведения регулярных курсов и семинаров. В результате к 1987 г. показатели деятельности компаний были следующими (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Показатели деятельности компаний

 

Показатели производства Toyota NUMMI GM
Время сборки 1 автомобиля / ч Количество дефектов на 100 автомобилей Пространство для сборки, футов квадрат­ных на 1 автомобиль Среднее количество изобретений 45 4,8 2ч 19 45 7,0 2 дня 31 135 8,1 2 недели

Управляющие компанией GM были поражены показателями деятельности своего бывшего завода, который был передан в СП ввиду убыточности функциони­рования. Для того чтобы лучше познакомиться с организационной практикой ком­пании Toyota, GM создало при СП специальный исследовательский центр. После изучения технологии были использованы на других предприятиях корпорации GM, а впоследствии применены в практике других американских компаний.

В современной деловой практике используются следующие формы межфирменной кооперации:

Рис. 6.2. Типы международной межфирменной кооперации: с целью использования результатов независимой деятельности партнеров:


1) кооперация с целью использования результатов самостоя­тельной деятельности партнеров: кооперация предполагает косвен­ное объединение ресурсов компаний — предприятия используют собственные ресурсы для того, чтобы производить продукцию и для себя, и для своих партнеров, затем они обмениваются продукцией, уменьшая дублирование затрат друг друга (рис. 6.2). Формами ко-


операции данного типа являются обмен ноу-хау, перекрестное ли­цензирование, распределение производственной программы;

2) кооперация с целью совместного использования ресурсов пар­
тнеров: происходит объединение производственных ресурсов заказ­
чика (сырье, материалы, технологии) и производителя (производ­
ственные мощности), в обмен на которые каждый из них получает
часть готовой продукции (рис. 6.3). К данной группе относятся
франчайзинг, компенсационная кооперация, подрядная кооперация;

3) кооперация с целью использования результатов совмес­
тной деятельности партнеров: предприятия объединяют ресур­
сы для получения общего результата (рис. 6.4). Эта форма сот-



Рис. 6.3. Типы международной межфирменной кооперации: с целью совместного использования ресурсов компаний-партнеров:

Рис. 6.4 Тины международной межфирменной кооперации: с целью использования результатов совместной деятельности'

----- прямое движение продукции/ресурсов между компаниями-партнерами

- - - косвенное движение ресурсов между компаниями-партнерами


рудничества получила название совместного предпринима­тельства и включает:

• совместное производство — партнеры осуществляют раз­
дельное производство промежуточной продукции, совместно осу­
ществляют сборку конечного продукта и его сбыт;

• международный консорциум — происходит временное объе­
динение ресурсов предприятий для решения крупномасштабной
задачи;

• совместное предприятие — происходит обособление ресурсов
партнеров в пользу создаваемого субъекта хозяйствования, осущес­
твляющего управление кооперационными отношениями. Таким об­
разом, по мере усложнения отношений кооперации интенсивность
кооперационных связей возрастает до уровня, когда для эффектив­
ного управления ими требуется создание обособленного хозяйству­
ющего субъекта, т.е. организация совместного предприятия.

В то время, как управление межфирменной кооперацией при создании СП осуществляет менеджмент новой компании, эффек­тивность других видов кооперации в значительной степени опре­деляется тем, насколько качественно подготовлены соглашения о межфирменной кооперации. Ниже рассматриваются особенности заключения основных типов кооперационных соглашений: согла­шение о международном консорциуме, соглашение о совместном производстве, соглашение о подрядном кооперировании, согла­шение о совместном производстве, соглашение о распределении производственных программ.

В соглашении о создании международного консорциума уста­навливаются обязательства и ответственность партнеров в связи со строительством объекта, а также порядок распределения управлен­ческих функций между партнерами в период и после его создания [1]. Консорциум не является юридическим лицом, поэтому в согла­шении о создании консорциума, как правило, назначается головная компания из числа участников кооперационного соглашения, как правило, это наиболее крупная компания, имеющая необходимый международный опыт. Головная компания осуществляет оператив­ное руководство в консорциуме, представляет интересы консорциу­ма в отношениях с заказчиком и третьими фирмами: оформляет не­обходимую документацию для участия в тендере, контролирует и координирует все этапы строительства объекта — от проведения ис­следований и составления проекта до пуска его в эксплуатацию, производит расчеты между консорциумом и заказчиком, а также между фирмами-участницами консорциума в соответствии с произ­веденными ими расходами. В то же время каждая компания, входя­щая в консорциум, формулирует собственные предложения относи­тельно финансового участия в строительстве объекта, цен и сроков поставок или выполнения работ. Она сама составляет проектную документацию на ту часть работ, которую обеспечивает собственны­ми средствами, а также вносит ту часть гарантийного залога, кото-


рая соответствует ее доле участия в строительстве объекта Консор­циум берет на себя общую ответственность перед заказчиком за вы­полнение всего объема работ, одновременно распределяя ее между всеми участниками. После выполнения обязательств по реализации проекта консорциум распадается.

Пример. В мировой экономике практика создания международных консор­циумов широко распространена в капиталоемких и наукоемких отраслях, харак­теризующихся высокой стоимостью отдельных проектов и высоким риском их реализации. Путем образования консорциумов реализуются проекты в авиакос­мической отрасли (международный консорциум Airbus с участием компаний из Франции, Германии, Англии и Испании), в электроэнергетике (проект создания реактора на быстрых нейтронах), нефтегазовой отрасли (строительство трубоп­ровода Росиия — Западная Европа по дну Балтийского моря) и др.

В соглашении о подрядном кооперировании одна сторона (за­казчик) выдает другой стороне (подрядчик) заказ на производство деталей, компонентов готовой продукции, выпускаемой заказчи­ком. Объектом договора подряда являются выполнение технологи­ческих операций, выпуск компонентов по чертежам и специфика­ции заказчика, сборка узлов и компонентов и др. Обязанности ком­пании-подрядчика включают поставку заказанных изделий требуе­мого качества, в срок и количествах, установленных договором, предусматривают не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика при передаче производственного опыта и знаний. Обязанности компании-заказчика включают: передачу пос­тавщику технических условий выполнения заказа, оказание ему технической помощи, поставки необходимых комплектующих и технологий. В договоре подряда устанавливаются в соответствии с общими принципами заключения внешнеэкономических договоров цена товара, валюта платежа, порядок расчетов, порядок расторже­ния договора и штрафные санкции. Особенностью договоров под­ряда являются сроки поставок и порядок выдачи заказов. Поставки могут осуществляться на основе четко оговоренных сроков (система "just-in-time"), на основе так называемых "бланкетных" заказов — объемы поставок фиксируются в зависимости от объема выпуска основной продукции, на основе графиков поставок, которые ежеме­сячно корректируются после предварительных консультаций ком­паний-партнеров.

Соглашения о совместном производстве устанавливают порядок организации фирмами-партнерами совместного производства ко­нечного изделия на основе закрепления за каждым партнером от­ветственности за выпуск отдельной части готового изделия. Каж­дый из партнеров специализируется на выпуске тех компонентов, для производства которых у него имеются лучшие возможности, поэтому предварительный этап подготовки соглашения включает знакомство партнеров с условиями производства друг друга, согла­сование единых технических стандартов, разработку и реализацию


плана действий по сближению параметров технологического про­цесса В рамках соглашения устанавливаются планы производства в соответствии с производственными потребностями участников ко­операции, определяются технические нормы производства, цены и технические параметры продукции, производимой каждым партне­ром, формируются планы-графики поставок В соглашении огова­риваются также система контактов менеджмента компаний-коопе-рантов, порядок обмена технической информацией, оказание тех­нической и финансовой помощи. В соглашении также может уста­навливаться возможность организации совместного сбыта конечной продукции компаниями-партнерами.

Пример В качестве примера соглашения о совместном производстве можно привести соглашение между шведской компанией Volvo, голландской компанией DAF, французской компанией Saviam, германской компанией KHD о совместной разработке и производстве средних и легких грузовых автомобилей Компания Volvo занялась разработкой кабин, компания Saviam — обеспечением комфорта и удобства работы водителя, компания DAF — разработкой комплектующих уз­лов и агрегатов автомобилей, а компания KHD — обеспечением долговечности и надежности конструкции автомобилей

В соглашениях о разделе производственных программ оговари­вается порядок раздела ассортимента продукции между двумя и бо­лее компаниями с целью уменьшения или устранения дублирования производства. Разделение производственных программ осуществля­ется с учетом основного производственного профиля фирм, техни­ческой оснащенности предприятий, уровня издержек производства. Соглашения о разделе производственных программ подразделяются на два типа: соглашения первого типа предусматривают взаимные поставки компаниями-партнерами кооперационной продукции и до­полнение товарного ассортимента друг друга, соглашения второго типа предусматривают не только передачу друг другу части прежне­го ассортимента, но также передачу соответствующих рынков сбыта. В соглашениях оговариваются также прядок оказания технической помощи компаниями-кооперантами друг другу, а также возможность проведения совместных научных исследований, маркетинговой по­литики и др. В целом в соглашения о разделе производственных про­грамм включаются следующие положения: обязательства сторон по выпуску конкретных видов изделий с закреплением за каждым пар­тнером конкретных групп, видов, типоразмеров продукции; объемы, сроки поставки и цены кооперируемой продукции; порядок контро­ля качества производимой продукции; порядок использования то­варных знаков фирмы-продавца при сбыте продукции партнера; по­рядок проведения совместных научно-исследовательских работ и(оказания компаниями друг другу технической помощи.

Пример Соглашение о разделе производственных программ между компания­ми Siemens и AEG позволило уменьшить дублирование производств двух электро-


технических концернов, снизить конкуренцию между ними на мировом рынке, ком­пании получили возможность перейти к выпуску новых видов продукции. Компа­ния Siemens начала выпуск ЭВМ, микропроцессоров, атомного оборудования, ком­понентов паровых турбин, а компания AEG — производство новейших моделей бы­товой техники, оборудования связи, электрооборудования для транспорта [2].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.