КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обоснование целесообразности создания совместного предприятия
В отечественной и зарубежной практике организации предпринимательской деятельности применяются следующие основные способы организации компаний, в т.ч. и с участием иностранного капитала: • учреждение нового предприятия; в данном случае на пред • приобретение зарегистрированного, но еще не функциони • приобретение действующего предприятия либо выкуп пар 4 приобретение иностранным инвестором доли участия ь ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций; • приобретение предприятия как имущественного комплекса в целом или его части. Следует учитывать, что подобные сделки контролируются антимонопольным ведомством страны регистрации, поскольку могут привести к рыночной концентрации. Так, например, Европейская комиссия запретила консорциуму ATR, включающему европейские компании Aerospatiale и Alenia, заключать сделку присоединения с канадской компанией De Havilland, поскольку подобное преобразование позволило бы консорциуму расширить свою долю на европейском рынке грузового авиатранспорта до 65 % [1J. В зависимости от цели приобретения компании и характера изменения механизма ее функционирования сделки по приобретению классифицируются следующим образом: • покупка институциональной единицы: фирме необходимо • покупка производственной единицы: производственные • покупка хозяйственной единицы: комплексное приобретение. В случае создания СП путем приобретения действующей компании материнской компании необходимо решить две наиболее сложные проблемы. 1.Правильно оценить стоимость приобретаемой компании: 2. Правильно интегрировать приобретаемую компанию в об Для оценки стоимости компании (доли компании-покупателя) применяются следующие основные способы оценки целевого предприятия: • по балансовой стоимости; • по доходам; • через аукцион. Балансовая стоимость предприятия определяется как сумма стоимости основного капитала компании (за вычетом износа), денежной наличности, стоимости запасов товарно-материальных ценностей, стоимости ценных бумаг и дебиторской задолженности компании за вычетом краткосрочных и долгосрочных ссуд компании, ее кредиторской задолженности и других форм задолженности. Метод "по доходам" предполагает оценку компании путем капитализации доходов, которые компания может приносить в течение расчетного периода времени. Метод аукциона предполагает установление стартовой цены на предлагаемое к продаже предприятие, в основе которой — балансовая стоимость предприятия, также в начальную цену продажи включаются прибыль компании и расходы по продаже компании; окончательная цена продажи определяется на основе конку- j ренции покупателей. Цели создания СП для компаний-учредителей можно класси-j фицировать следующим образом (рис. 7.2): цели создания СП для иностранного партнера: • цели создания зарубежного филиала (независимо от кон • цели привлечения к созданию зарубежного филиала нацио цели участия местного партнера в совместном с иностранной компанией проекте. Пример. Общность целей, которые преследуют партнеры при создании СП, играет важную роль с точки зрения устойчивости функционирования СП. Нап- Рис. 7.2. Основные мотивы создания СП для иностранного и национального партнеров ример, неудача французско-индийского СП Sequip объясняется именно тем, что компании-партнеры изначально преследовали разные цели, которые были несовместимы. Так, для компании Sequip целью создания СП было проникновение на индийский рынок, чтобы СП производило продукцию на основе импортных комплектующих. Местный партнер стремился добиться локализации всего производственного цикла внутри страны, что обеспечило бы ему значительные налоговые льготы и повысило бы рентабельность производимой продукции. В результате предприятие, выпускавшее конкурентоспособную продукцию, потерпело неудачу и было закрыто. Основными мотивами использования СП как формы работы на зарубежном рынке иностранными компаниями являются: • преодоление ограничений на импорт в стране-реципиенте, например, высоких таможенных пошлин на ввоз готовой продукции; • возможность лучшего использования ресурсов иностранной • наличие государственных программ стимулирования прито- I • доступ к рынкам соседних стран, входящих в объединение' • доступ к ресурсам, формирующим конкурентные преиму-, Иностранные инвесторы для повышения эффективности функционирования своих зарубежных подразделений привлекают к, их созданию местные компании. Цели привлечения к созданию зарубежного филиала местных партнеров характеризует предпочтительная с точки зрения иностранного инвестора структура вклада в совместный проект местной компании. Так, по данным опроса, проведенного экспертами ООН среди руководителей 100 ТНК из США, был установлен следующий состав вклада местных партнеров по степени важности: 1.Знание политической ситуации, экономики и обычаев стра 2. Общее руководство. 3. Специалисты и эксперты в области маркетинга. 4. Доступ к местным финансовым учреждениям и возмож 5. Заводы, установки и земельная собственность местного пар 6. Способность осуществлять найм рабочей силы и вести дела 7. Доступ к местным материалам. В целом около 72 % всех опрошенных фирм рассматривают местный опыт партнера как решающий при основании СП. Пример. СП Laboratories Takeda создано компаниями Roussel-Uclaf и Takeda с целью реализации медикаментов, разработанных в Японии компанией Takeda. Японская компания использовала альянс только для того, чтобы ознакомиться с местными условиями хозяйствования и получить необходимые разрешения. Японская-компания была заинтересована в том, чтобы работать в течение определенного периода на французском рынке в рамках альянса с местной компанией, поскольку для эффективного проникновения на рынок были необходимы знания местных условий хозяйствования, адаптированные технические и организационные ноу-хау, которые на начальном этапе мог предоставить только местный партнер. Вклад компании Takeda в СП состоял из производственных и уп-, равлснческих технологий, новых продуктов Пример О роли, которую могут сыграть политические и социальные факторы в успехе или неудаче СП, свидетельствует пример индийского СП между французской машиностроительной компанией Scquip и индийским семейным предприятием. Компания Sequip обладала на индийским рынке конкурентными преимуществами во всех ключевых областях: технологической, производственной, маркетинговой. Доступ на индийский рынок французскому производителю ограничивали только административные барьеры. Для их преодоления компании был нужен партнер, располагавший связями с властями и клиентами, которым и стала местная компания. В 1985 г. СП получило разрешение от администрации и приступило к деятельности. Однако очень быстро у СП возникли серьезные проблемы: власти ввели запрет на импорт отдельных комплектующих, компания не смогла найти в Индии поставщиков комплектующих необходимого качества; под давлением местных конкурентов правительство установило для СП требование перейти к производству продукции внутри страны без поставок из-за рубежа. Административные барьеры и ограничения, которые были введены местными властями в процессе деятельности СП, привели к его ликвидации. Таким образом, основной причиной неудачи СП стала неспособность местного партнера обеспечить необходимое влияние на местные органы власти. Мотивами создания СП для местной компании являются следующие: • получение доступа к технологиям производства, управлен • возможность использования торговых марок иностранного • возможность использования различного рода правительс • получение доступа к внешним рынкам сырья и расширение
Обобщая приведенные выше данные, можно сформировать типовую модель СП, исходя из структуры вклада зарубежного и национального партнеров (рис. 7.3). Пример. СП Sino-Frcnch было создано компанией Lyonnaisc dcs Eaux — производителем водораспределительных систем и гонконгской производственной группой New World, которая занималась строительством, недвижимостью, гостиничным бизнесом, телевидением. Французская компания обладала технологиями и опытом строительства систем водоснабжения, однако не имела доступа на китайский рынок. Компания New World имела концессию на водоснабжение китайской провинции Оамынь и связи в местных органах власти, однако у нее не было опыта в области создания водораспределительных и очистительных систем. Гонконгская компания установила контакты с несколькими зарубежными компаниями, включая Lyonnaise des Eaux. Выбор в пользу французской компании был сделан в первую очередь из-за того, что между президентами двух промышленных групп установились хорошие взаимоотношения. СП было создано в 1984 г., а к 1994 г. оно получило концессии на реализацию проектов водоснабжения еще в 5 китайских провинциях с суммарной проектной мощностью в 12 млн человек (рис. 7.4). Рис. 7.4 Модель СП SINO FRENCH С точки зрения целей создания СП для компаний-партнеров выделяются следующие типы СП (рис. 7.5). Рис. 7.5. Основные типы СП (по цели создания) 170 Горизонтальные СП создаются компаниями одной отраслевой принадлежности, т.е. компаниями-конкурентами; по цели создания их можно разделить на следующие основные виды: «комплементарные СП: направлены на объединение взаимодополняющих ресурсов партнеров. СП PRV организовано компаниями Peugeot, Renault и Volvo с целью совместного производства двигателей V6. Ответственность за проведение исследовательских работ в области машиностроения разделили между собой компании-учредители. Компания PRV также занималась проведением самостоятельных НИР, проектированием, материальным снабжением производства двигателей. Распределение обязанностей по разработке двигателей между партнерами осуществлялось следующим образом: каждый проект по усовершенствованию продукции передается исследовательскому бюро одного из трех партнеров в соответствии с наличием научно-исследовательского задела и ресурсов. В конечном счете общий объем производимых СП двигателей превысил 700 000, из которых 22 % получала компания Peugeot, 30 % — Renault и 36 % — Volvo; • концентрирующие СП: создаются с целью объединения од Пример. Компании Volkswagen и Renault организовали стратегический альянс с целью совместного производства автоматической коробки передач, которой укомплектовывались различные модели легковых автомобилей материнских компаний, в том числе и конкурирующие на рынке модели Golf и R19; • антиконкурентные СП: нацелены на ограничение конкурен Пример. Партнерское соглашение, заключенное между компаниями Daimler-Benz и Mitsubishi, декларирует сотрудничество между компаниями и взаимную помощь по всем возможным направлениям деятельности; подобного рода соглашения имеют ярко выраженный антиконкурентный характер. Объединение экономических интересов Airbus Industry создано в рамках программы сотрудничества по производству самолета Airbus с целью объединения коммерческих функций консорциума, проведения единой коммерческой политики и послепродажного обслуживания по всему миру. Создание СП позволило ограничить конкуренцию между партнерами по географическому принципу и сконцентрироваться на глобальном уровне конкуренции с другими крупнейшими авиастроительными компаниями (Boeing, Tupolev и др.); • интернационализирующие СП: создаются с целью освоения Пример. СП Renault Mexicana создано компаниями Renault и Diesel Nacional — мексиканским производителем грузовых автомобилей для сборки и реализации на мексиканском рынке базовых моделей грузовых автомобилей компании Renault Вертикальные СП предполагают объединение партнеров, реализующих различные стадии производства конечной продукции: • комплементарные СП: создаются с целью объединения взаи-j Пример. Альянс между компаниями Sicorsky и IBM был образован для реализации проекта производства вертолета Sea Wolf для американских ВВС. Компания IBM занялась производством электронного оборудования, а компания Sicorsky — кабин и других частей корпуса; • концентрирующие СП: создаются с целью объединения од Пример. Компания Sextant Avionique — производитель средств визуального отображения информации — получила заказ на производство экранов для системы предупреждения воздушных катастроф. Однако собственными силами в установленные сроки осуществить заказ компания не могла, поскольку для производства экранов требовался новый микропроцессор, а у компании не было достаточного количества ресурсов. Поэтому руководство компании Sextant Avionique приняло решения о создании альянса с компанией Texas Instruments, специализирующейся на производстве микропроцессоров, которая, однако, также не имела достаточного количества ресурсов для самостоятельной разработки нужного микропроцессора. В результате сотрудничества и объединения ресурсов компаний проект был успешно реализован; • интернационализирующие СП: создаются с целью совмес • интервализирующие СП: создаются с целью установления Пример. В 1993 г. создано СП Sextant Avionique с целью производства электронного авиационного оборудования; в его состав вошли компания Aerospatiale — производитель самолетов и вертолетов и компания Thompson — производитель электронного оборудования. Благодаря альянсу компания-производитель смогла обеспечить необходимый контроль за деятельностью своего поставщика и защититься от оппортунистских действий с его стороны, угрожавших стабильности функционирования основного производства. Конгломератные СП предполагают объединение компаний разнородной отраслевой принадлежности; по цели создания их можно разделить на следующие виды: • комплементарные СП; создаются с целью объединения взаи Пример. СП Philips-Du Font-Optical создано компаниями Philips — производство бытовой техники и Du Pont dc Nemours — производство химической про- дукции для совместной разработки и производства нового для обеих компаний вида продукции — лазерных компакт-дисков, «концентрирующие СП: направлены на объединение в рамках СП разных видов деятельности и обеспечение преимуществ на основе снижения конкуренции и концентрации ресурсов. Пример. Компания Dow Chemical — производитель химической продукции — использовала сеть СП для расширения сфер деятельности за счет новых высокорентабельных видов производств: совместно с компанией Corning Glass (производство стекла) она создала СП Dow-Corning с целью развития силиконового производства, а совместно с компанией Siemens — СП Siecor с целью производства оптико-волоконных средств связи; • диверсифицирующие СП: направлены на освоение компания Пример. Автомобильные компании Daimler-Benz и General Motors для продвижения в авиастроительную отрасль приобрели пакеты акций соответственно в компаниях Huges Aircraft и Messerschmidt; • интернационализирующие СП: создаются с целью совмес
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |