Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые инновационные фирмы




Инновационная структура экономики как специализирован­ная часть национальной хозяйственной системы включает:

• научно-исследовательские организации — НИИ, универси­
теты, конструкторские бюро;

• инфраструктуру поддержки — сервисные, консалтинговые
компании, венчурные фонды, научно-технологические парки, прави­
тельственные учреждения типа Комитетов по науке и технологиям;

• собственно инновационные компании.

Инновационные компании в отличие от компаний, занимаю­щихся инновациями, к числу которых относятся практически все компании в современных условиях интенсивной конкуренции, представляют собой компании, созданные и функционирующие для реализации новых научных разработок. Другими словами можно говорить, что если для обычной компании целью функционирова­ния является производство продукции, а инновации являются сред­ством повышения конкурентоспособности продукции и компании в целом, то для инновационных компаний целью является практичес­кая реализация новых научных результатов, которая осуществляет­ся на основе производства новой, наукоемкой продукции.

Место инновационных компаний в структуре хозяйственного механизма характеризуется тем, что они являются связующим зве­ном между научной сферой и производством: для научной сферы малые инновационные компании (МИК) выступают в качестве пот­ребителей научной продукции и средства коммерциализации науч-ных результатов, для производственной сферы МИК выступают в качестве одного из ведущих источников усовершенствований, обес­печивающего модернизацию производства и повышение конкурен­тоспособности всей производственной системы



Пример. Результат распространения нововведений для конкурентоспособнос­ти национального хозяйственного механизма можно рассмотреть с помощью моде­ли "цепочки ценности фирмы" М. Портера и модели межотраслевого баланса

МИК классифицируются: по количеству занятых; стадии жизненного цикла продукции, разрабатываемой МИК; направле­ниям деятельности; организационной среде функционирова­ния — в рамках специальных структур (научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов), самостоятельно, подрядное фун­кционирование; по целям создания можно выделить следующие типы малых инновационных фирм:

• внедренческие компании — компании, созданные учеными,
с целью практической реализации и коммерциализации результа­
тов научных исследований;

• компании-пионеры — малые фирмы, созданные крупными
компаниями для апробирования нового продукта или технологии;

• стратегические альянсы — компании (в том числе контрак­
тные), созданные крупными корпорациями для совместного про­
ведения и реализации результатов НИОКР. В практике междуна­
родного предпринимательства выделяются два типа институцио­
нальных единиц, исходя из способа объединения ресурсов: ком­
пании, созданные на основе связей собственности, обладающие
статусом юридического лица (equity companies); компании, ре­
сурсы в которых объединяются только на договорной основе и ко­
торые не имеют статуса юридического лица (non-equity или con­
tractual companies);

• компании-исследователи — компании, созданные при кор­
порациях или научных институтах, которые постоянно занимают­
ся научными разработками в определенной области по профилю
материнской структуры;

• венчурные компании — компании, созданные венчурными
фондами; в отличие от компаний предыдущих типов венчурные
компании создаются не с целью внедрения результатов НИОКР,
а с целью эффективного размещения капитала венчурного фонда,
принципы деятельности которого предполагают вложения капи­
тала в рискованные, высокоприбыльные проекты, как правило,
наукоемкие.

Особенности деятельности малых инновационных фирм иден­тифицируются по двум направлениям: особенности деятельности


малых форм хозяйствования (отсутствие бюрократизма и быс­трая апробация новшеств, ограниченность ресурсов для получе­ния максимального эффекта от инноваций, ограниченность ре­сурсов для осуществления научных исследований) и особенности инновационной деятельности; инновационная деятельность ха­рактеризуется следующими особенностями:

1.Вероятностный характер, риск и допустимость негативных ре­
зультатов. Затраты на освоение окупаются через значительный про­
межуток времени, что ухудшает текущее экономическое положение
хозяйствующего субъекта, поэтому инновационная деятельность
предъявляет повышенные требования к бизнес-планированию.

2. Невоспроизводимость уникальных особенностей продукта.
Эта особенность создает защиту результатов инновационной дея­
тельности от несанкционированного доступа других хозяйствую­
щих субъектов. В то же время необходимым условием интенсифи­
кации инновационной деятельности является уровень правовой
защищенности инновационного продукта: в результате одни ком­
пании заинтересованы в продолжении инноваций, другие — в
развитии собственной инновационной деятельности.

3. Наличие нового вида стоимости, которую воплощает про­
дукт — уникальной стоимости; она выступает и как элемент пот­
ребительной стоимости товара, и как часть меновой стоимости,
дополнительная прибыль, которой вознаграждается инновацион­
ная деятельность. Стоимость инновационного продукта определя­
ется не затратами на его создание, а новизной, которую содержит
данный продукт, его способностью удовлетворять потребности
общества на качественно новом уровне. Эта дополнительная
(уникальная) стоимость, которую оплачивает потребитель, поз­
воляет компаниям-новаторам покрывать дополнительные издер­
жки, которые они понесли в процессе разработки и внедрения ин­
новаций.

Пример. Для оценки общественной эффективности инновационной деятель­ности может использоваться стандартная методика оценки конкурентоспособнос­ти продукта:

гдеЕ — общественный эффект инноваций; Un, Uo — полезность нового и старо­го продукта для потребителя; Рп, Ро — цена нового и старого продукта; k — ко­эффициент межотраслевых связей компании.

В цену нового продукта включается стоимость проведения НИОКР/ при­обретения и внедрения научно-технического продукта. Компании могут исполь­зовать два типа стратегии инновационного развития: на основе приобретения и использования чужих технологических нововведений (японские компании "Хи­тачи", "Фуджитсу"); на основе самостоятельных научных исследований и разра­боток (американские компании "Моторола", "Тексас Инструменте").

Результат инноваций для малой инновационной компании мо­жет иметь ряд эффектов [5]:


• прямой экономический эффект: экономия ресурсов, увели­
чение валовой прибыли в результате снижения себестоимости
продукции и расширения рынка сбыта, продажи лицензий;

• технический эффект: повышение производительности тру­
да, улучшение качества продукции и в целом конкурентоспособ­
ности продукции, разработка новых видов продукции;

• социальный эффект: улучшение эргономических парамет­
ров изделий, условий труда и жизни работников;

• внешнеэкономический эффект: расширение экспорта про­
дукции, вытеснение с внутреннего рынка импортных продук­
тов-заменителей;

• синергический (системный) эффект: дополнительный эф­
фект от использования блока взаимодополняющих изобретений в
одном объекте.

Малые инновационные фирмы способствуют созданию новых моделей экономического роста, обеспечивают технологический трансферт и коммерциализацию результатов НИР, способствуют развитию в обществе рискового мышления. Отличительной осо­бенностью малых инновационных фирм по сравнению с крупны­ми компаниями является более высокая эффективность иннова­ционных затрат на малых компаниях: отношение количества но­вовведений к затратам на научные исследования и разработки в малых и средних фирмах в 3—4 раза выше, чем в крупных. По оценкам Научного фонда США, в этой стране 98 % крупнейших разработок новых изделий поступает от малого предпринима­тельства; период времени от начала разработки продукта до его коммерциализации и выхода на рынок с новым продуктом у ма­лых фирм равен 2,2 года, у крупных — в 1,5 раза выше [6].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.