КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Консалтинг: сущность и значение для малых предприятий
Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь В Республике Беларусь действует система поддержки развития малого предпринимательства; общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г., и указ Президента РБ "О государственной поддержке малого предпринимательства". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.) (рис. 4.2). Целями государственной политики стимулирования развития малого предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности. Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные органы формируют Перечень перспективных видов деятельности. В результате реализации системы государственной поддержки в Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства — центры под- Рис. 4.2 Система государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь держки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др. Для малых предприятий установлены автоматические и условные финансовые льготы: • предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, учета • предусмотрена компенсация из государственного бюджета по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов, и расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга. Размер компенсации не превышает 1/2 ставки рефинансирования Национального Банка РБ; • предусмотрена возможность предоставления субъектам ма • предусмотрена возможность компенсации МП расходов, Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для субъектов малого предпринимательства предусмотрен: • облегченный доступ к научным, исследовательским, тех • создание информационной инфраструктуры для получения • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов • организация подготовки, переподготовки и повышения ква • доступ субъектов малого предпринимательства к выполне • передача на льготных условиях (в аренду либо в собствен Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура. ЮЗ Инфраструктура (лат. infra — под, structura — структура) представляет собой комплекс производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих нормальные условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Выделяются следующие элементы инфраструктуры национальной экономики: промышленная инфраструктура (дороги, аэропорты, НИИ, центры подготовки и переподготовки кадров), мягкая инфраструктура (развитие программного обеспечения, средств передачи информации), рыночная инфраструктура (развитость рынка ценных бумаг, наличие бирж, институциональных инвесторов), правовая инфраструктура (наличие барьеров для организации бизнеса, доступ к правовой информации, стабильность законодательства). Таким образом, целью создания инфраструктуры развития предпринимательства в Республике Беларусь является формирование нормальных условий для развития бизнеса, стимулирование появления новых предприятий и производств. В соответствии с законодательством в Республике Беларусь могут создаваться следующие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства: • инкубаторы малого бизнеса; • центры поддержки предпринимательства; • фонд финансовой поддержки предпринимательства; • научно-технологические парки; • общества взаимного кредитования; • целевой фонд нежилых помещений; • союзы малого предпринимательства; • торгово-промышленные палаты. Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственное ти и предоставляет на определенных условиях и на определенно< время специально оборудованные под офисы и производство по мещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой независимости. Присвоение статуса инкубатора осуществляет Минэкономики, что подтверждается соответствующим свидетельством [1]. Инкубатор является юридическим лицом. Имущество инкуба тора формируется за счет имущества и денежных средств учредителей, имущества и денежных средств, переданных организация ми и учреждениями, оказывающих содействие в создании инкубаторов; арендной платы, получаемой от субъектов малого пред принимательства за аренду помещений и иного движимого и нед Т04 вижимого имущества, доходов, полученных от оказания услуг, отчислений от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученной в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором; добровольных отчислений юридических и физических лиц; иных источников. Часть прибыли инкубатора, оставшаяся после внесения обязательных платежей, направляется на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства Инкубатор может получать льготы по арендной плате и коммунальным платежам от местных органов власти. Инкубатор осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: • предоставление в аренду специально оборудованных под • предоставление в аренду офисного оборудования и другого • оказание субъектам малого предпринимательства следую • предоставление гарантий по кредитам, выданным субъектам • участие в создании МП, обеспечивающих развитие рыноч Центром поддержки предпринимательства (ЦПП) является юридическое лицо, создаваемое на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Центр создается юридическими и физическими лицами Республики Беларусь, а также лицами иностранных государств при содействии общественных объединений предпринимателей, Белорусского и территориальных фондов финансовой поддержки предпринимателей, органов государственного управления. Взаимодействие центра с субъектами малого предпринимательства осуществляется на договорной основе. Контроль за деятельностью Центра осуществляет Министерство экономики. Присвоение и лишение юридического лица статуса Центра поддержки предпринимательства осуществляется Министерством экономики, что подтверждается соответствующим свидетельством [2]. Статус Центра присваивается юридическому лицу, выразившему готовность работать в качестве Центра поддержки предпринимательства и выполнять все предусмотренные в таком случае функции, при этом данный субъект должен обладать минимально необходимой технической базой и специалистами. Основной задачей Центра является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультационных услуг, обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также в выделении им финансовых средств. Центр осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: информационное обеспечение; маркетинговые исследования; консалтинговые услуги; подготовка и переподготовка кадров; независимая экспертиза инвестиционных проектов; иная деятельность. Центр реализует услуги субъектам малого предпринимательства на договорной основе. Имущество центра формируется за счет взносов учредителей, средств государственного бюджета, предусмотренных в государственных программах поддержки малого предпринимательства, льготных кредитов, выделяемых Республиканскими фондами финансовой поддержки предпринимателей, помощи от международных организаций и финансовых институтов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от собственной хозяйственной деятельности, помещений и офисного оборудования для размещения Центра, переданного в безвозмездное пользование или в аренду на льготных условиях. Прибыль, остающаяся в распоряжении Центра, направляется на дальнейшее его развитие и расширение объема или перечня выполняемых работ и услуг. В соответствии с законодательством РБ ЦПП имеет право на получение следующих льгот: право первоочередного получения высвобожденных производственных площадей, земельных участков, льготных кредитов БелФФПП в течение первых двух лет функционирования, безвозмездной финансовой помощи из средств государственного бюджета, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства. Фонд финансовой поддержки предпринимателей (ФФПП) — это некоммерческая организация, созданная для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг. Государственный ФФПП состоит из Белорусского ФФПП и территориальных ФФПП. Руководство деятельностью БелФФПП осуществляет исполнительная дирекция и Правление (глава — министр экономики) [3]. Приоритетные направления деятельности ФФПП: формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса; стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, создание но- вых рабочих мест, энерго- и ресурсосбережение, импортозамеще-ние; содействие развитию регионов. Фонд в целях выполнения задач осуществляет следующие виды деятельности, направленные на поддержку малого предпринимательства- 1.Предоставляет МП ссуды, льготные и беспроцентные целе 2. Осуществляет сбор и обработку информации, значимой для 3. Осуществляет рекламную и издательскую деятельность для 4. Финансирует проведение научных исследований.
5. Принимает долевое участие в создании и деятельности 6. Компенсирует организациям и учреждениям Республики 7. Компенсирует МП расходы по осуществлению экспор Территориальные ФФПП осуществляют подобные функции на уровне административно-территориальных образований республики. Общества взаимного кредитования — это юридические лица, имеющие статус некоммерческой организации и создающиеся для аккумулирования временно свободных денежных средств участников с целью оказания им временной финансовой помощи. Они создаются в форме кооперативов, минимальная сумма вступительного взноса составляет 300 евро, минимальное количество участников — 20 субъектов малого предпринимательства. Средства общества формируются за счет паевых взносов в денежной форме участников общества. Основными направлениями деятельности являются: • предоставление кредитов участникам (исключительно): сум • использование свободных остатков средств для вложения в Целевой фонд нежилых помещений создается центральными органами управления и местными органами власти для размещения МП (аренда на льготных условиях). Союзы (ассоциации) малого предпринимательства — это общественные организации, создающиеся для обеспечения наиболее благоприятных условий развития малого предпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти, создания позитивного общественного мнения, популяризации идей малого предпринимательства. Торгово-промышленные палаты — это негосударственные некоммерческие организации, основанные на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Задачами торгово-промышленной палаты являются содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, оказание помощи субъектам хозяйствования в проведении торговых операций на внешних рынках, осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров. Консалтинг — это деятельность компаний по предоставлению независимых советов и помощи производителям, продавцам, покупателям в области экспертной, технической и экономической деятельности, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации. В настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых стран мира является отдельным сектором услуг. В США его оборот составляет 14 млрд дол. США, в Японии — 2,5 млрд дол. США, в Европе — 8 млрд дол. США. Среди консалтинговых компаний мира выделяется "большая пятерка" крупнейших консалтинговых компаний, имеющих годовой оборот более 5 млрд дол. США: Deloitte louche Tohmatsu International (США), Ernnst & Young (США), KPMG Peat Marwick (Голландия), Arthur D. Little (США), Price Waterhouse (Великобритания) [5]. Основные виды консалтинговых услуг представлены на рис. 4.3. Консалтинг в области общего управления включает следующие направления консультационной деятельности: определение эффективности системы управления, организационной структуры управления, управление инновациями, оценка конкурентоспособности, кризисное управление, поиск партнеров, реинжиниринг. Консалтинг в области администрирования включает анализ организации документооборота, планирование помещений, управление офисом. Финансовое управление (консалтинг) реализуется по следующим направлениям: оценка капитальных затрат, оптимизация на-Л9пюбложения, финансовые фонды и резервы. Консалтинг в области управления персоналом осуществляется по вопросам отбора кадров, оценки работы и формирования программ поощрения, разрешения конфликтов, планирования потребности в рабочей силе. Маркетинг-консалтинг направлен на решение следующих проблем: организация рекламы и стимулирование сбыта, корпоративный образ и отношения с общественностью, дизайн, организация системы продвижения товаров на внешний и внутренний рынок, ценообразование, социально-экономические исследования. Производственный консалтинг призван решать проблемы в области организации производством, управления запасами, контроля качества, автоматизации производства, использования оборудования и его технического обслуживания. Консалтинг в области информационных технологий включает следующие направления: проектирование и разработка корпоративных структур, восстановление информационных систем, применение компьютеров в аудите и оценке, автоматизированные структуры управления. При организации консалтинга компания может применять две основные схемы: использовать внутренний консалтинг — это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате компании; использовать внешний консалтинг — независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Наиболее эффективно показали себя внешние консультанты, которые имеют большой опыт работы, множество контактов, потому видят больше вариантов решения проблемы, в их деятельности максимально реализуются следующие преимущества привлечения МП консультационных компаний: • независимость и непредвзятость взглядов; • ориентация на широкое изучение и применение опыта дру • широкий кругозор и обладание информацией в различных В целом процесс реализации консалтинговой деятельности с точки зрения компании-клиента выглядит следующим образом (рис. 4.4). На начальном этапе (предпроектная стадия) компания-заказчик осуществляет самодиагностику, оценивает сложность проблемы и формирует техническое задание консалтинговой компании, которая на его основе составляет техническое и финансовое предложение клиенту, в котором определяются виды работ, их продолжительность, результаты работ, формируется цена услуг. При формировании цены консалтинговых услуг могут использоваться следующие основные формы определения цены: 1. Повременная оплата: определяется стоимость рабочего времени, необходимого для реализации проектной стадии, количество задействованных в проекте консультантов и их квалификация; расценки на услуги одного консультанта устанавливаются исходя из сложившихся отраслевых норм. 2. Фиксированная оплата: консалтинговая компания опреде 3. Процент от стоимости объекта консультирования или ре Проектная стадия включает диагностику объекта консалтинга (предприятие, отдел, система управления качеством компании и т.п.) и определение проблемы, разработка решений — определение всех возможных решений, их отбор и презентация руководству компании-клиента, внедрение решений — разработка программы внедрения, внедрение, контроль за внедрением и оценка результатов. Послепроектная стадия включает окончательные финансовые расчеты клиента и консультанта, анализ произошедших в результате проекта изменений в компании, самоанализ деятельности консультанта по проекту с целью совершенствования методов его работы. Оценка работы консультанта предпринимателем может осуществляться по следующим направлениям: сравнение деятель-no ности консультанта с требованиями к его работе, установленными в контракте; оценка вклада консультанта в экономические результаты деятельности компании (рост объема продаж, снижение брака, получение необходимых финансовых результатов). Малым предприятиям существование консалтинговых служб позволяет повысить эффективность управления, определить реальную привлекательность проекта, снизить риск и издержки осуществления проектов, уменьшить расходы на оплату труда благодаря снижению потребности в высококвалифицированных специалистах, уменьшить потери времени, повысить вероятность предоставления финансовых ресурсов различными национальными и международными фондами. Среди вопросов, по которым наиболее часто обращаются за консалтингом, необходимо выделить следующие: • разработка бизнес-плана для обоснования целесообразности • юридические услуги при регистрации, формировании устав • поиск кредитов под развитие МП; • информация о национальных и международных фондах, где • информация об инфраструктуре, которая содействует разви • информация о европейском и мировом рынке. Литература 1.Положение об инкубаторах малого предпринимательства в Республике 2. О центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь: Пост. 3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике 4. Положение об обществах взаимного кредитования субъектов малого пред 5. Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для препод. экон. и биз
6 Лгурбаш Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринима 7 Валшурский Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное ре 8. Истомина Л.А. Инкубаторы малого предпринимательства: зарубежный опыт Аналит обзор Мн ' Представительство ООН/ПРООН в Республике Беларусь, 1998 9. Капустин П Л. Управленческое консультирование для руководителей 10. Крассовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования Учеб 11. Сенько А.Н. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь 12. Уилсон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: Пер. с англ / Под Вопросы для самоконтроля 1.Какие элементы включает механизм государственного стимулирования де 2. Каковы особенности организации государственной поддержки малого биз
3. Перечислите основные виды льгот, которые предоставляются государ 4. Какие международные организации занимаются оказанием помощи мало 5. Какие цели преследует государство при организации системы поддержки 6. Охарактеризуйте основные направления государственной поддержки ма 7. Охарактеризуйте основные элементы инфраструктуры поддержки малого 8. Что такое консалтинг? 9 Перечислите основные направления консалтинговой деятельности. 10. Какие проблемы малые предприятия пытаются решить с помощью кон Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |