КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реорганизация и ликвидация малого предприятия
Ликвидация малого предприятия — это прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация малого предприятия осуществляется в следующих случаях: 1) по решению учредителей (истечение срока, на который бы 2) по решению суда: J
• истечение срока деятельности либо достижение цели созда • нарушения законодательства, допущенные на стадии созда • признание МП экономически несостоятельным в случае, 3) по решению иных органов в случаях, предусмотренных за Наиболее показательным среди рассмотренных выше форм ликвидации коммерческих организаций является механизм банкротства компаний. В процессе банкротства предприятие проходит несколько стадий: скрытую стадию банкротства, стадию финансовой нестабильности, стадию неплатежеспособности (реальное банкротство), стадию официального признания банкротом На каждой стадии принимаются определенные меры по предотвращению банкротства. На первых двух стадиях эти меры принимаются собственником и менеджментом МП; на третьей и четвертой стадиях используются меры внешнего воздействия, в том числе судебные процедуры. Среди мер антикризисного управления МП можно выделить следующие: возможность реструктуризации обязательств (изменение сроков платежа, условий платежа и др.), изменение производственной программы и увеличение объемов реализации продукции, продажа неиспользуемых активов (элементов производственных фондов, ценных бумаг, производственных подразделений), изменение дивидендной, маркетинговой политики, системы управления персоналом. По закону РБ "О несостоятельности и банкротстве" решение суда о признании предприятия банкротом может быть одним из следующих: • мировое соглашение; • введение внешнего управления и санация; • ликвидация. Мировое соглашение заключается между предприятием-должником и кредиторами и предполагает либо отсрочку платежей (реструктуризацию задолженности), либо внесудебную (добровольную) ликвидацию предприятия. Введение внешнего управления предполагает замену высшего менеджмента МП арбитражным управляющим, который осуществляет реструктуризацию хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с разработанной антикризисной программой (бизнес-планом). В случае, если преодоление неплатежеспособности предприятия невозможно, МП признается банкротом и производится его ликвидация. При ликвидации предприятия учредители МП или орган, принявший решение о ликвидации, создают ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица с момента создания. В функции ликвидационной комиссии входят: 1) управление ликвидируемой компанией; 2) опубликование в печати информации о ликвидации юриди 3) расчеты с кредиторами, включая:
• выявление кредиторов и письменное уведомление всех кре • взыскание дебиторской задолженности ликвидируемого • Удовлетворение требований кредиторов; если имеющихся у ная комиссия осуществляет также продажу имущества юридического лица с публичных торгов; 4) оформление процедуры ликвидации — составление промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока для предъявления требований кредиторами (содержит сведения о составе имущества юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторами, а также о результатах их рассмотрения, т.е. согласие либо отказ их удовлетворить); составление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными либо удовлетворяются за счет имущества собственника МП на основании решения суда в пределах установленной законодательно либо в учредительных документах дополнительной ответственности. После удовлетворения требований кредиторов оставшееся имущество МП передается его учредителям. Процесс ликвидации считается завершенным после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц. Реорганизация МП осуществляется в следующих формах: 1) слияние двух и более юридических лиц в одно; 2) присоединение одного юридического лица к другому; 3) выделение из состава юридического лица имущества и соз 4) преобразование юридического лица (изменение организа Во всех случаях реорганизация юридического лица должна быть зарегистрирована в соответствующих государственных органах. Реорганизация хозяйствующего субъекта может быть: 1) добровольная — по решению собственника; 2) принудительная:
• мягкая — реорганизация связана с изменением правовой ос • жесткая — по решению уполномоченного государственного Данная структура представлена для того, чтобы выделить тип сделок, требующих экономического обоснования — это добровольная реорганизация коммерческой организации. Экономическое обоснование предполагает оценку затрат по реорганизации -{ МП с тем эффектом, который подобная реорганизация обеспечи--вает; в общем виде она выглядит следующим образом: где Зг — затраты по реализации сделки (трансакционные издержки, стоимость государственной регистрации и др.); Эг — эффект от реализации сделки (разница между стоимостью ресурсов на открытом рынке и на приобретенном предприятии, между производительностью труда на действующем и новом предприятии и др.). Реорганизация и ликвидация МП влечет за собой изменения в хозяйственной среде национальной экономики и затрагивает интересы широкого круга экономических субъектов. Во-первых, происходят изменения в системе конкуренции. Во-вторых, происходят изменения системы отношений собственности. Для урегулирования первого круга проблем — в специально оговоренных случаях реорганизация должна утверждаться в органе, выполняющем функции антимонопольного регулирования (в РБ — в Министерстве предпринимательства и инвестиций). Для урегулирования проблем второго типа законодательно оговаривается определенная процедура ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта. Наиболее простыми формами реорганизации являются слияния и поглощения (в мировой практике — сделки типа М&А — mergers-and-acquisitions), а также операции преобразования МП. В этом случае правопреемником прав и обязанностей ликвидируемых компаний становятся новые или действующие экономические субъекты. Механизм перехода этих прав и обязанностей оговаривается в передаточном акте. В случае сделок по выделению/разделению коммерческой организации механизм разделения прав и обязанностей усложняется, поскольку в этом случае необходимо обеспечить интересы кредиторов, сохранить эффективность механизма осуществления прав реорганизуемого юридического лица и обеспечить высокую эффективность новых компаний. Порядок разделения прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между новыми коммерческими организациями закрепляется в разделительном балансе. Именно для данного типа сделок наиболее вероятно усложнение процедуры реорганизации. Это может происходить либо в результате действий кредиторов коммерческой организации — они могут потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств должником и возмещения убытков, включая упущенную выгоду, либо в результате действий органов государственной власти: так, антимонопольный орган может потребовать дополнительного обоснования экономической целесообразности слияний/поглощений, установить дополнительные требования к Деятельности создаваемого субъекта хозяйствования, например, сохранение численности занятых, обеспечение потребностей внутреннего рынка в данном виде продукции и т.п. В целом же следует отметить, что данный тип сделок является важным инструментом повышения эффективности использования ресурсов национальной экономики: недостаточно эффективно работающая компания, а вместе с ней и экономические ресурсы, которые она контролирует, переходит под управление более успешной группы предпринимателей и менеджмента. В целом эффект сделок по поглощениям можно представить следующим образом: где Pij — стоимость ресурса i-ro вида, использованного в процессе хозяйственной деятельности/-ой компанией; Pij' — стоимость ресурсов, созданных в процессе функционирования /-ой компании; П/ — стоимость продукции, производимой компаниями, на базе которых создается новая компания, и стоимость продукции, производимой новой компанией. Таким образом, реорганизация малых компаний выгодна национальной экономике в том случае, если эффективность использования всех вовлеченных ресурсов повышается, и новая компания сохраняет способность производить созданные активы (технологии производства, человеческий капитал, активы, связанные с рыночным имиджем компании). Общество через действующий экономический механизм поощряет подобные сделки и выделяет их для других предпринимателей более высоким уровнем прибыли.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |