Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реорганизация и ликвидация малого предприятия




Ликвидация малого предприятия — это прекращение дея­тельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация малого предприятия осуществляется в следую­щих случаях:

1) по решению учредителей (истечение срока, на который бы­
ло создано предприятие, достижение целей создания предприя­
тия);

2) по решению суда: J

 

• истечение срока деятельности либо достижение цели созда­
ния предприятия;

• нарушения законодательства, допущенные на стадии созда­
ния, если носят неустранимый характер, либо в процессе деятель­
ности юридического лица, если являются систематическими и
грубыми;

• признание МП экономически несостоятельным в случае,
когда санация хозяйствующего субъекта невозможна или отсут­
ствуют основания для продолжения деятельности;

3) по решению иных органов в случаях, предусмотренных за­
конодательными актами (например, по решению органов местно­
го самоуправления).

Наиболее показательным среди рассмотренных выше форм ликвидации коммерческих организаций является механизм бан­кротства компаний. В процессе банкротства предприятие прохо­дит несколько стадий: скрытую стадию банкротства, стадию фи­нансовой нестабильности, стадию неплатежеспособности (реаль­ное банкротство), стадию официального признания банкротом


На каждой стадии принимаются определенные меры по пре­дотвращению банкротства. На первых двух стадиях эти меры принимаются собственником и менеджментом МП; на третьей и четвертой стадиях используются меры внешнего воздействия, в том числе судебные процедуры. Среди мер антикризисного уп­равления МП можно выделить следующие: возможность реструк­туризации обязательств (изменение сроков платежа, условий платежа и др.), изменение производственной программы и увели­чение объемов реализации продукции, продажа неиспользуемых активов (элементов производственных фондов, ценных бумаг, производственных подразделений), изменение дивидендной, маркетинговой политики, системы управления персоналом.

По закону РБ "О несостоятельности и банкротстве" решение суда о признании предприятия банкротом может быть одним из следующих:

• мировое соглашение;

• введение внешнего управления и санация;

• ликвидация.

Мировое соглашение заключается между предприятием-дол­жником и кредиторами и предполагает либо отсрочку платежей (реструктуризацию задолженности), либо внесудебную (добро­вольную) ликвидацию предприятия.

Введение внешнего управления предполагает замену высшего менеджмента МП арбитражным управляющим, который осущес­твляет реструктуризацию хозяйственной деятельности предприя­тия в соответствии с разработанной антикризисной программой (бизнес-планом).

В случае, если преодоление неплатежеспособности предприя­тия невозможно, МП признается банкротом и производится его ликвидация. При ликвидации предприятия учредители МП или орган, принявший решение о ликвидации, создают ликвидацион­ную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица с момента создания. В функции лик­видационной комиссии входят:

1) управление ликвидируемой компанией;

2) опубликование в печати информации о ликвидации юриди­
ческого лица и порядке и сроке заявления требований его креди­
торами;

3) расчеты с кредиторами, включая:

 

• выявление кредиторов и письменное уведомление всех кре­
диторов о ликвидации юридического лица;

• взыскание дебиторской задолженности ликвидируемого
юридического лица;

• Удовлетворение требований кредиторов; если имеющихся у
ликвидируемого юридического лица денежных средств недоста­
точно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидацией -


ная комиссия осуществляет также продажу имущества юридичес­кого лица с публичных торгов;

4) оформление процедуры ликвидации — составление проме­жуточного ликвидационного баланса после окончания срока для предъявления требований кредиторами (содержит сведения о сос­таве имущества юридического лица, перечне предъявленных тре­бований кредиторами, а также о результатах их рассмотрения, т.е. согласие либо отказ их удовлетворить); составление ликвида­ционного баланса после завершения расчетов с кредиторами.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недоста­точности имущества ликвидируемого юридического лица, счита­ются погашенными либо удовлетворяются за счет имущества соб­ственника МП на основании решения суда в пределах установлен­ной законодательно либо в учредительных документах дополни­тельной ответственности.

После удовлетворения требований кредиторов оставшееся имущество МП передается его учредителям. Процесс ликвидации считается завершенным после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц.

Реорганизация МП осуществляется в следующих формах:

1) слияние двух и более юридических лиц в одно;

2) присоединение одного юридического лица к другому;

3) выделение из состава юридического лица имущества и соз­
дание нового юридического лица;

4) преобразование юридического лица (изменение организа­
ционно-правового статуса).

Во всех случаях реорганизация юридического лица должна быть зарегистрирована в соответствующих государственных ор­ганах.

Реорганизация хозяйствующего субъекта может быть:

1) добровольная — по решению собственника;

2) принудительная:

 

• мягкая — реорганизация связана с изменением правовой ос­
новы функционирования МП (изменение законодательства, из­
менение размера активов МП, по решению уполномоченных госу­
дарственных органов), она осуществляется учредителями либо
органом юридического лица, уполномоченным на то учредитель­
ными документами;

• жесткая — по решению уполномоченного государственного
органа с назначением внешнего управляющего.

Данная структура представлена для того, чтобы выделить тип сделок, требующих экономического обоснования — это добро­вольная реорганизация коммерческой организации. Экономичес­кое обоснование предполагает оценку затрат по реорганизации -{ МП с тем эффектом, который подобная реорганизация обеспечи--вает; в общем виде она выглядит следующим образом:


где Зг — затраты по реализации сделки (трансакционные издер­жки, стоимость государственной регистрации и др.); Эг — эффект от реализации сделки (разница между стоимостью ресурсов на от­крытом рынке и на приобретенном предприятии, между произво­дительностью труда на действующем и новом предприятии и др.).

Реорганизация и ликвидация МП влечет за собой изменения в хозяйственной среде национальной экономики и затрагивает ин­тересы широкого круга экономических субъектов. Во-первых, происходят изменения в системе конкуренции. Во-вторых, про­исходят изменения системы отношений собственности.

Для урегулирования первого круга проблем — в специально оговоренных случаях реорганизация должна утверждаться в ор­гане, выполняющем функции антимонопольного регулирования (в РБ — в Министерстве предпринимательства и инвестиций).

Для урегулирования проблем второго типа законодательно оговаривается определенная процедура ликвидации (реорганиза­ции) хозяйствующего субъекта.

Наиболее простыми формами реорганизации являются слия­ния и поглощения (в мировой практике — сделки типа М&А — mergers-and-acquisitions), а также операции преобразования МП. В этом случае правопреемником прав и обязанностей ликвидируе­мых компаний становятся новые или действующие экономичес­кие субъекты. Механизм перехода этих прав и обязанностей ого­варивается в передаточном акте.

В случае сделок по выделению/разделению коммерческой ор­ганизации механизм разделения прав и обязанностей усложняется, поскольку в этом случае необходимо обеспечить интересы кредито­ров, сохранить эффективность механизма осуществления прав ре­организуемого юридического лица и обеспечить высокую эффек­тивность новых компаний. Порядок разделения прав и обязаннос­тей реорганизуемого юридического лица между новыми коммерчес­кими организациями закрепляется в разделительном балансе.

Именно для данного типа сделок наиболее вероятно усложне­ние процедуры реорганизации. Это может происходить либо в ре­зультате действий кредиторов коммерческой организации — они могут потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств должником и возмещения убытков, включая упу­щенную выгоду, либо в результате действий органов государ­ственной власти: так, антимонопольный орган может потребовать дополнительного обоснования экономической целесообразности слияний/поглощений, установить дополнительные требования к Деятельности создаваемого субъекта хозяйствования, например, сохранение численности занятых, обеспечение потребностей внутреннего рынка в данном виде продукции и т.п.


В целом же следует отметить, что данный тип сделок является важным инструментом повышения эффективности использова­ния ресурсов национальной экономики: недостаточно эффектив­но работающая компания, а вместе с ней и экономические ресур­сы, которые она контролирует, переходит под управление более успешной группы предпринимателей и менеджмента. В целом эф­фект сделок по поглощениям можно представить следующим об­разом:

где Pij — стоимость ресурса i-ro вида, использованного в процес­се хозяйственной деятельности/-ой компанией; Pij' — стоимость ресурсов, созданных в процессе функционирования /-ой компа­нии; П/ — стоимость продукции, производимой компаниями, на базе которых создается новая компания, и стоимость продукции, производимой новой компанией.

Таким образом, реорганизация малых компаний выгодна наци­ональной экономике в том случае, если эффективность использова­ния всех вовлеченных ресурсов повышается, и новая компания сох­раняет способность производить созданные активы (технологии производства, человеческий капитал, активы, связанные с рыноч­ным имиджем компании). Общество через действующий экономи­ческий механизм поощряет подобные сделки и выделяет их для других предпринимателей более высоким уровнем прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.