КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бизнес-планирование на функционирующем малом предприятии
Общие принципы бизнес-планирования на действующем предприятии. Цель планирования деятельности компании — снижение риска деятельности компании, прогнозирование проблем, которые могут возникнуть в процессе работы МП, и разработка системы ответных мер предпринимателя в случае изменения внешней среды. Период, на которые составляются планы МП, как правило, не превышает 2-3 года. Это обусловлено небольшим объемом располагаемых ресурсов МП, что не позволяет компаниям данного типа реализовывать крупномасштабные проекты с длительными сроками возврата инвестиций, а также недостаточным уровнем квалификации менеджмента МП, в силу чего предприниматели часто не могут составить точный прогноз на более длительный период. Кроме того, изменения самой бизнес-среды функционирования МП находится вне прямого контроля предпринимателя (в отличие от крупных компаний), в силу чего планирование на более длительный период является неэффективным. Планирование деятельности МП начинается с постановки целей и задач функционирования компании на весь плановый период и на отдельные этапы этого периода. Основными финансовыми целями компании является увеличение чистой прибыли МП, повышение рентабельности инвестиций, рост чистых активов компании; среди коммерческих целей следует выделить увеличение объема продаж и доли рынка, устранение конкурентов, расширение ассортимента продукции. Следующим этапом является оценка факторов внешней и внутренней среды, влияющих на эффективность функционирования компании; для этого может применяться SWOT-анализ (strengths — weaknesses — opportunities — threats). Исследование внутренней среды организации и планирование ее изменения предполагает анализ сильных и слабых сторон компании по следующим направлениям: • производимая продукция (качество, технические особеннос • производство (эффективность оборудования, технологий • маркетинг (структура клиентов, рынков сбыта компании, • менеджмент и организация производства (квалификация ме • финансовые ресурсы (рентабельность капитала, зависи Исследование и прогнозирование изменений внешней среды компании предполагает анализ возможностей и опасностей внешней среды: • конкуренция (изменение стратегии конкурентов, появление • экономические факторы (структурные изменения в экономи • технологические факторы (усовершенствование технологий, • социально-психологические факторы (демографические • • политические факторы. Анализ факторов внешней и внутренней среды позволяет компании спланировать структуру производимой продукции и рынков сбыта, применяемые технологии производства и их изменение, потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования и определить таким образом стратегию поведения компании на определенный период времени. Процесс планирования завершается составлением прогнозов финансовых результатов; прогноз составляется на основе разработанной стратегии компании с учетом финансовых результатов компании за предшествующий период. На МП целесообразно составлять три основных вида финансовых планов/отчетов: • прогноз прибылей и убытков; • прогноз движения наличности; • баланс предприятия. Прогноз прибылей и убытков составляется на основе плана маркетинга компании, плана производства с учетом уровня переменных и постоянных затрат в отчетном периоде, скорректированных в соответствии с ожидаемыми изменениями в плановом периоде. Пример В предыдущем периоде фонд оплаты труда в компании составлял 20 000 000 р, по данным за предыдущий период ежегодный рост оплаты труда составил 5 %, компания планирует нанять двух работников с годовым окладом 4 000 000 р., таким образом, расходы на оплату труда МП в плановом периоде составят 29 000 000 руб. (20 000 • 1,05 + 4000 • 2). Прогноз прибылей и убытков позволяет сравнивать плановые и фактические показатели функционирования компании, выявлять источники проблем (рост затрат определенного вида, снижение доходов от продаж и др.) и своевременно принимать меры по их решению, также предприниматель получает информацию о возможностях самофинансирования компании (прибыль + амортизационные отчисления) (табл. 3.1). Таблица 3.1- Отчет о прибылях и убытках
Прогноз движения денежных средств составляется на основе прогноза прибылей и убытков компании, однако в отличие от последнего, куда записываются доходы и расходы за определенный период, в прогноз (отчет) движения наличности включается только фактически выплаченная и полученная наличность. Поэтому определяющим фактором при планировании движения наличности компании является планирование уровня дебиторской и кредиторской задолженности (сроков выплат дебиторской и кредиторской задолженности, изменение системы расчетов компании с поставщиками и потребителями). Он позволяет оценивать возможности компании финансировать текущие и будущие (плановые) расходы, планировать источники финансирования расходов компании (табл. 3.2). Таблица 3.2. Прогноз движения денежных средств
Баланс предприятия составляется на основе прогноза прибылей и убытков компании, прогноза движения наличности, плана производства, инвестиционного плана. Балансовый отчет позволяет прогнозировать изменение финансовой устойчивости компании, определить возможности компании по привлечению кредитных ресурсов. Целью прогнозирования баланса предприятия является планирование краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, определение потребности компании в денежных средствах в соответствии с плановой структурой основного и оборотного капитала компании. Соотнесение источников финансирования с потребностями компании в основном и оборотном капитале позволяет предпринимателю своевременно принимать решения в области управления ресурсами. Например, в случае отсутствия необходимых собственных финансовых ресурсов или возможностей привлечения заемных средств предприниматель может отсрочить перевооружение производства за счет увеличения расходов на текущий ремонт и профилактические осмотры оборудования либо провести модернизацию на основе лизинга необходимого оборудования (табл. 3.3). Таблица 3.3. Баланс предприятия
При составлении планов и прогнозов МП рекомендуется раз->абатывать их в двух вариантах: оптимистичный вариант отражает экстраполированные показатели деятельности предприятия, скорректированные на основании наилучшего хода событий в компании; пессимистичный вариант отражает экстраполированные результаты деятельности компании, скорректированные на основании неблагоприятного внешнего хода событий и обеспечивающие безубыточный вариант. В результате в распоряжении предпринимателя будет план мероприятий для любого вероятного развития ситуации на рынке. Планирование сбыта на малом предприятии. Сбытовая деятельность является элементом маркетинговой деятельности и направлена на то, чтобы довести товары до потребителя в нужном месте и необходимом количестве. В недавнем прошлом деятельность отечественных компаний, особенности хозяйствования которых в условиях хронического дефицита товаров характеризовались понятием "рынок продавца"*, основывалась на концепции сбыта и следующем принципе: "Важно произвести продукцию, продать товар предприятие всегда сможет". Западные компании, которые в условиях высокой конкуренции привыкли работать на "рынке покупателя", ориентированы на концепцию маркетинга, т.е. стремятся произвести продукцию, которая нужна потребителю. В этих условиях производственная программа компании формируется исходя из результатов изучения целевого рынка компании: изменения предпочтений покупателей, появления новых потребностей, изменения условий конкуренции и др.; предприятие стремится максимально приспособить производство к текущим и перспективным требованиям рынка. В то же время необходимо отметить, что в определенных условиях маркетинговая концепция компании может быть схожа с концепцией сбыта. Компания, которая предлагает на рынок новый или усовершенствованный товар, реализует концепцию маркетинга, ориентированного на продукт. В этом случае основная задача маркетинговой службы МП — побуждение потребителей приобрести предлагаемый компанией товар. Как правило, при организации сбыта МП применяет концепцию маркетинга, ориентированного на потребителя: деятельность предприятия ориентируется на удовлетворение потребностей, исходящих от рынка; главной задачей маркетинга является изучение потенциальных потребностей и поиск рыночной ниши компании. Внедрение маркетинговой концепции в хозяйственную практику МП предполагает использование в качестве основы для построения системы планирования хозяйственной деятельности планов сбыта компании. Система планирования сбыта является связующим звеном между системой производства компании и системой маркетинга компании. С одной стороны, система планирования сбыта устанавливает конкретные параметры производственной программы МП, а с другой — план сбыта формируется на основе маркетинговой деятельности компании, т.е. результатов исследования рынка сбыта, оценки эффективности системы продвижения продукции, используемой предприятием, планируемых маркетинговых мероприятий. Планы сбыта компании и их успешная реализация играют определяющую роль в формировании финансовых результатов деятельности МП. Пример. Компания в отчетном периоде продавала три вида однородных изделий (т.е. обеспечивающих достаточную гибкость производства и возможность быстрого замещения).
Таким образом, компания за счет правильного перераспределения ресурсов на рекламу между товарами, реализуемыми на рынке, смогла изменить структуру продаж; в результате при тех же затратах (объем продаж изменился на 0,3%) смогла повысить рентабельность продаж на 3,6 %, а общую прибыль компании — на 38,3 %. Планирование сбыта (рис. 3.1) на МП начинается с проведения маркетингового исследования. Маркетинговое исследование включает следующие этапы: Рис. 3.1. Этапы организации сбыта на малом предприятии I. Сегментация рынка — разбиение рынка на относительно однородные группы потребителей и выбор сегментов, на которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями. Каждый из сегментов рынка должен обладать следующими свойствами: • быть управляемым: предприятие должно иметь возможность • быть доступным: с точки зрения географического положе • быть измеримым, значимым для компании с точки зрения • обладать заметными отличиями: иметь разницу в ценовых • быть долгосуществующим, обладающим перспективами роста. Сегментация рынка позволяет малым компаниям сконцентрировать маркетинговые ресурсы на определенном рынке, а производственные ресурсы — на выпуске определенных видов продукции. Для сегментации рынка могут использоваться следующие признаки: демографические (возраст и пол потребителей, состав семьи, национальные традиции); социально-экономические (уровень доходов, профессиональная принадлежность потребителей); мотивы покупки (ориентация на низкую цену, ориентация на длительный срок службы, на высокое качество, привер- женность марке); реакция потребителя на нововведения (приобретающие новый товар в момент появления, после того, как его приобретают другие, отвергающие новинку). II. Выбор целевого сегмента и оценка его емкости. При оценке емкости рынка сбыта можно использовать различные методы: расчет емкости рынка сбыта на основе данных розничных и оптовых магазинов, на основе анализа динамики экспорта, импорта и объема внутреннего производства, на основе оценки норм потребления товара (3.1—3.3). где£ — емкость рынка сбыта; NCons. ~ норма потребления данного товара в месяц; Рtotal ~ общая численность потребителей на исследуемом рынке.
При оценке емкости нового рынка сбыта может применяться метод определения емкости рынка на основе коэффициента приведения продаж где fj — фактор, влияющий на объем спроса в исследуемом регионе; fo — фактор, влияющий на объем спроса в базовом регионе (уровень заработной платы, численность населения, количество покупок данного товара в год).
III. Позиционирование товара на рынке/сегменте и прогнозирование продаж. Прогнозирование продаж осуществляется на основе следующих показателей: емкости рынка и возможной рыночной доли продукции. Рыночная доля продукции МП определяется в процессе позиционирования товара, т.е. определения конкурентоспособности товара. Для оценки конкурентоспособности товара формируется система предпочтений потребителей и затем определяется степень соответствия продукта компании и товаров-конкурентов запросам потребителей. где 1д — интегральный показатель качества товара; я; — вес г-го параметра.
где 1{ — индивидуальный индекс сравнимого параметра; Q, — значение г-го параметра качества сравниваемого товара; Q* — значение г-го параметра качества базового товара-конкурента; t — нормативный срок службы товара. где Р — цена приобретения товара; Сс — издержки потребления товара за весь период службы (затраты на текущий ремонт, годовая величина амортизации, годовые расходы на топливо, энергию, ГСМ). После проведения маркетингового исследования рынка МП разрабатывает план маркетинга, включающий выбор видов реализуемой продукции, ценовой и рекламной политики, определе ние каналов сбыта. При выборе видов реализуемой продукции предприятие должно учитывать особенности жизненного цикла продуктов товарного ассортимента, своевременно планировать изменения предлагаемых на рынок товаров. Для этого может использоваться схема изменения товарного ассортимента компании (табл. 3.4). Таблица 3.4. Схема изменения товарного ассортимента малого предприятия Дата
Следующим этапом планирования сбыта на МП является формирование политики ценообразования. Планирование ценовой политики МП может осуществляться с использованием двух методологических подходов. 1.Ценообразование от издержек производства — стратегия 2. Ценообразование от спроса — стратегия соглашающегося с В нормальных условиях (конкурентный рынок, рыночная ситуация находятся в относительном равновесии) рыночная цена устанавливается на основе компромиссного варианта — между I минимально допустимой ценой (цена производителя) и максимально возможной ценой (цена потребителя). В то же время реально на рынке могут существовать три основных варианта установления цен: • рыночная цена приближается к цене производителя: олиго- • рыночная цена приближается к цене потребителя: рынок • компромиссная цена: рынок в условиях свободной или моно Малые предприятия, учитывая небольшой объем располагаемых ресурсов и малую рыночную долю, как правило, работают не от издержек производства, а от спроса, т.е. выступают в роли прайс-тейкеров. В то же время предприятие не может не учитывать уровень производственных и коммерческих издержек; таким образом, основными факторами ценообразования на МП являются: • существующий уровень цен на данный вид продукции: по • затраты МП на производство и реализацию продукции: при • метод распределения продукции: самостоятельно (Р -> max), . уровень и характер конкуренции: преобладающий тип конкуренции (ценовая — неценовая), показатели эластичности спроса. Определить характер рыночной конкуренции можно при помощи диаграммы, представленной на рис. 3.2. Так, если основную часть рыночного спроса удовлетворяют товары 1-го типа, то на данном рынке преобладает ценовая конкуренция; если это товары 2-го типа, то на данном рынке доминирует неценовая конкуренция. Соответственно, предпринимателю следует либо акцентировать внимание на снижении издержек производства, либо повышать цену продукции, одновременно направляя на совершенствование продукта основную часть ресурсов; • методы стимулирования сбыта МП: предприятие может при • стратегия ценообразования: стратегия, основанная на цен Пример Интересным элементом стратегии ценообразования МП является так называемая психологическая цена цена, которая устанавливается чуть ниже какой-либо круглой суммы (например, 98 дол. вместо 100 дол) и создает у потребителя чисто психологическое впечатление более низкой цены Проведение рекламных кампаний МП может организовать самостоятельно либо с привлечением специализированных рекламных агентств. Главным показателем результативности рекламных кампаний является расширение рыночной доли МП, увеличение продаж, повышение цены реализации продукции. Например, для анализа эффективности почтовой рекламы можно использовать следующий алгоритм (табл. 3 5). Таблица 3.5. Порядок оценки результативности почтовой рекламы
Для оценки результативности маркетинговой деятельности компании можно использовать следующие показатели: • покрытие рынка — количество потенциальных покупателей, • проникновение на рынок — доля рынка компании; • насыщение рынка — степень удовлетворения потребности Организация управления персоналом на малом предприятии. Планирование системы управления персоналом на малом предприятии предполагает установление следующих ключевых параметров. Во-первых, это установление численности персонала МП; при этом можно определить две основные задачи: комплектование штата сотрудников, обеспечивающее реализацию производственной функции МП, и оптимизация расходов на оплату труда МП. При планировании численности персонала предприятиям малого бизнеса следует учитывать: • продолжительность рабочего дня (возможно использование • половозрастные показатели (наибольшие убытки приносят • возможности по перераспределению работы между сотруд При планировании профессионально-квалификационной структуры персонала МП устанавливает требования к потенциальным работникам. При этом следует учитывать, что найм ра- ботников более высокой квалификации предполагает большие расходы на оплату труда сотрудников, которые окупаются их более высокой производительностью, ростом конкурентоспособности компании. Например, зарубежные компании, у которых доля расходов на оплату труда в стоимости продукции достигает 70 %, при заработной плате в 6000 — 7000 дол. США успешно конкурируют с компаниями из постсоветских стран с показателями 30 — 40 % и 110 — 120 дол. США. В данном случае "золотое правило" выглядит следующим образом: S / Р -> min, (3.9) где S — среднемесячная ставка заработной платы, дол. США; Р — производительность труда одного работника, ед./мес. В основу планирования профессионально-квалификационной структуры персонала может быть положена система должностных инструкций: в них указывается описание каждой должности, требования к кандидатам (образование, опыт работы, возраст, пол и др.), цель и задачи должностного лица, характер ответственности, взаимосвязь должностей в компании (потенциал профессионального роста). Интересной новацией в практике.деятельности западных компаний (А. Роджер) является составление спецификации личности работника и подготовка соответствующего психологического теста, позволяющие сформировать коллектив, в котором сведены к минимуму психологический дисбаланс и опасность возникновения межличностных конфликтов. После того, как предприниматель определил численность и профессиональные требование к персоналу, следующим этапом является определение источников набора персонала. Среди них можно выделить три основных: это центры занятости, рекрутин-говые компании и местные высшие учебные заведения. В последнем случае предприниматели могут использовать два варианта: пассивный — размещение рекламных предложений для будущих выпускников или студентов старших курсов и активный — посещение защиты дипломных работ, беседа с руководителями соответствующих структурных подразделений. Важным элементом при планировании системы управления персоналом на МП является выбор системы оплаты труда; при этом также следует руководствоваться правилом (ф. 3.9). При планировании размера оплаты труда следует проанализировать следующие данные (рис. 3.3): • сколько компания могла бы платить своим сотрудникам • сколько наниматель должен платить в соответствии с законо • сколько ком • сколько ком • какой уро Как видно из данных рис. 3.3, малое предприятие только в I квартале было способно правильно организовать систему оплаты труда; в последующем минимальный уровень оплаты труда сотрудников и уровень среднемесячной заработной платы стал ниже минимального уровня оплаты труда в отрасли. Данная ситуация требует немедленного вмешательства руководства компании, поскольку ведет к снижению стимулирующей роли заработной платы, снижению производительности труда, оттоку сотрудников в компании-конкуренты. Среди применяемых на МП систем расчета заработной платы (оплаты труда) можно выделить следующие: 1. Тарифная система оплаты труда. Основными элементами тарифной системы являются: Тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки разрядов (категорий) и часовые тарифные ставки, коэффициенты и системы тарифных доплат за особые условия труда. В бюджетных организациях нормативно используется Единая тарифная сетка (ETC). В соответствии с ней оплата труда работников профессий, отнесенных к первой категории (базовой), принимается с коэффициентом 1,0. Далее принимаются повышающие коэффициенты по остальным 17 категориям профессий, соотношение тарифных коэффициентов между работниками первой и 18-й категории составляет 1: 7,54. Увеличение ! тарифных коэффициентов и величина минимальной оплаты труда по первому разряду пересматриваются в соответствии с изменением ситуации в экономике. 2. Бестарифная система — это система оплаты труда, основанная на долевом распределении фонда оплаты труда. Могут использоваться следующие виды бестарифной системы оплаты труда: • квалификационная система — определяет соотношение уровней оплаты труда работников с учетом их квалификации, коэффициента трудового участия, количества отработанных часов где Si — заработная плата г'-го сотрудника малого предприятия; 5min — минимальный уровень оплаты труда в компании; k\ „ — поправочные коэффициенты; • комиссионная система — определяет уровень оплаты труда сотрудников в зависимости от количества проданных товаров (услуг). В случае если объем реализации полностью от сотрудника не зависит, рекомендуется система где Si — заработная плата г'-го сотрудника малого предприятия; Sg — минимальный гарантированный уровень оплаты труда в компании; / — стоимость реализованной продукции (услуг); k\ — коэффициент, устанавливающий комиссионные сотрудника в стоимости реализованной продукции (услуг). Помимо заработной платы в систему оплаты труда входят также продолжительность отпуска и дни отсутствия на работе, оплата компанией медицинских услуг, физкультурно-оздоровительных и праздничных мероприятий, субсидирование некоторых видов расходов, продажа сотрудникам товаров со скидкой. При планировании системы оплаты труда целесообразно установить требования к работе и стандарты выполнения работы, стандарты и правила поведения в компании, систему дисциплинарных взысканий при невыполнении установленных правил (снижение уровня оплаты труда, премий, увольнение сотрудников). Как уже отмечалось выше, конкурентоспособность компании зависит от качества ее интеллектуального капитала, поэтому важнейшим элементом системы развития предприятия является система подготовки и аттестации персонала. Система подготовки персонала включает: определение потребности в обучении (например, в случае появления новых товаров или технологий), способов повышения квалификации работников, планирование расходов на подготовку молодых работников (платное обучение в вузе), планирование расходов на посещение курсов повышения квалификации, обучение в школах бизне- са. Важным является также и разработка системы стимулирования потребности в знаниях — это могут быть перспективы карьерного роста, более высокий уровень оплаты труда, неформальные способы поощрения (например, когда руководитель просит совета именно у данного сотрудника). Среди способов обучения персонала, которые может применять МП, следует выделить три основных: а) подготовка на работе: обучение сотрудника начальником б) подготовка вне работы: • с отрывом от производства (очные курсы); • без отрыва от производства (заочные или корреспонден Традиционно курсы с отрывом от производства являются более дорогими (стоимость обучения + вмененные издержки в форме неотработанного, но оплаченного рабочего времени), однако наиболее эффективными (работник получает максимальный объем знаний и навыков). Заочные курсы являются менее дорогими и менее эффективными, поскольку отсутствует возможность корректировать процесс обучение под усваиваемость знаний работником. Система аттестации персонала устанавливает периодичность аттестации персонала и критерии оценки знаний, навыков, качеств работника, критерии оценки работником условий работы. Следует учитывать, что частые аттестации отрицательно сказываются на психологическом состоянии работников и в конечном итоге препятствуют достижению ее цели — повышение производительности труда компании, в то же время редко проводимые аттестации снижают мотивацию сотрудников. Важным элементом системы планирования является также учет персонала. Это позволяет оценить степень текучести кадров, причины ухода из компании наиболее ценных сотрудников, следить за такими важными событиями в жизни сотрудника, как дни рождения, свадьба, рождение детей. Например, опыт управления персоналом в японских компаниях, который является самым успешным в мире, позволяет выделить следующие важные этапы в жизни сотрудника: свадьба, рождение ребенка, приобретение собственного жилья. Компания в такие периоды старается поддержать своего работника, например, выделяя ему премии, предоставляя дополнительные выходные дни за счет фирмы. Не удивительно, что в таких условиях работники стараются сделать все возможное, чтобы минимизировать производственный брак, издержки компании. Бизнес-логистика. Бизнес-логистика представляет собой деятельность предпринимателя по оптимизации экономических потоков и хозяйственных связей фирмы, включая материальные, финансовые, трудовые и информационные потоки. Задачи, которые стоят перед бизнес-логистикой на малых предприятиях, следующие: . снижение транспортных расходов компании; » организация системы снабжения и сбыта на принципе "точ-но-в-срок" (just-in-time); . снижение стоимости финансовых услуг и ссудного капитала, оптимизация налогообложения компании. Логистический подход представляет собой один из принципов ведения бизнеса, важность которого объясняется ростом конкуренции в современной экономике, заставляющей предпринимателей искать новые возможности снижения издержек и повышения качества обслуживания потребителей. "...В целом же существует только одна логистика, как этап конкурентной борьбы, как предпринимательское мировоззрение, и в прагматическом плане — наука и практическая деятельность, направленная на оптимизацию способов и методов взаимодействия фирмы с ее поставщиками и получателями продукции в конкурентной рыночной среде" [1]. Бизнес-логистика на МП включает следующие основные направления: 1.Управление информационными потоками компании. 2. Управление закупками. 3. Управление запасами. 4. Управление транспортными потоками компании. 5. Управление финансовыми потоками компании. Перечисленные направления представляют собой так называемую логистику внешних потоков компании; в общую систему бизнес-логистики включается также блок управления внутренними потоками или внутрипроизводственная логистика компании. Управление информационными потоками компании в современной экономике предполагает использование электронной системы обмена данными. Внедрение этой системы во внутрифирменный обмен данными позволяет улучшить качество и повысить скорость обработки и передачи информации между подразделениями (например, между отдельными магазинами), сократить затраты и ошибки при обработке данных, повысить качество принимаемых управленческих решений и скорость реакции компании на изменения внутренней и внешней среды. Среди явных (видимых) преимуществ следует отметить сокращение бумажного документооборота в компании, возможность сократить штат персонала. Внедрение электронной системы документооборота в отношениях компании с поставщиками, потребителями, органами государственного управления, т.е. с внешней средой, также пре- доставляет компании ряд преимуществ. Это снижение представительских расходов компании, улучшение обслуживания клиентов благодаря быстрой и эффективной обработке заказов покупателей, снижение непроизводительных затрат времени на контакты с органами государственного управления и повышение качества предоставляемой информации. Внедрение электронной системы документооборота предполагает с технической точки зрения приобретение персональных компьютеров и создание внутрифирменной сети либо использование ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и приобретение соответствующего программного обеспечения, осуществление переподготовки персонала. Логистическая деятельность при осуществлении закупок МП (организации материально-технического снабжения) предполагает поиск и закупку материальных ресурсов заданного качества по минимально возможной цене с целью обеспечения стабильного функционирования производственного процесса на МП. При этом анализируются следующие показатели: • стоимость ресурсов у различных поставщиков, включая сто • надежность поставщика ресурсов: для каждого поставщика где q'p — коэффициент надежности г-го поставщика; R'f — фактически поставленное количество ресурсов i-м поставщиком за исследуемый период; Rlp — количество ресурсов, поставляемое i-м поставщиком за исследуемый период в соответствии с планом (заключенными договорами); • потребность в данном виде ресурсов: определяется исходя из норм расхода материалов и динамики снижения ресурсоемкости где rj — потребность компании в;'-м ресурсе за исследуемый период; Qp — планируемый объем производства продукции за исследуемый период; kr — коэффициент расхода;'-го ресурса при производстве единицы продукции; а — коэффициент снижения ресурсоемкости продукции; • объем производственных запасов: главная задача логистики снабжения компании состоит в оптимизации производственных запасов МП, т.е., с одной стороны, снижение потребности в обо- ротных средствах, уменьшение складских расходов, а с другой — обеспечение бесперебойного функционирования производственного процесса; для этого МП необходимо создавать буферный и гарантийный запасы, а также осуществлять планирование закупок (заказов). Буферный запас (Sb) материалов предназначен для компенсации задержек в поставке материалов; чем выше надежность поставщика, тем ниже буферный запас. Гарантийный запас (Sg) материалов (как и готовой продукции) служит для обеспечения непредсказуемого спроса. Определение интервала времени между поставками осуществляется по следующей формуле: т, — количество поставок за исследуемый период г'-го поставщика; 5/ — фактический запас (остаток) материала в момент поставки ресурсов; R'^, — оптимальный размер заказа у i-го поставщика. В данном случае следует учитывать, что для снижения складских расходов компании выгодно уменьшить время между двумя поставками, однако это в свою очередь повлечет рост транспортных расходов у поставщиков, а следовательно, цены ресурсов, дополнительным сдерживающим фактором выступает оптимальный размер заказа. На рис. 3.4 представлена ситуация, когда заказы на поставку ресурсов размещаются равномерно, через один промежуток вре- мени; в результате в отдельные периоды времени (£1), размер запасов ресурсов сокращался до уровня ниже страхового запаса и предприятию приходилось делать заказ на партию, превышающую размер оптимальной поставки. В период времени t2 предприятие, заказав поставку на уровне оптимальной, значительно увеличило запасы ресурсов на складе. В период времени £3 в результате незапланированного увеличения сроков поставки произошла кратковременная остановка производства. Здача бизнес-логистики МП состоит в том, чтобы сократить размер страхового запаса до величины гарантированного запаса, обеспечив при этом стабильное функционирование производства и минимальную стоимость ресурсов. Управление запасами готовой продукции ориентировано на решение следующих задач: с одной стороны, снижение складских расходов, снижение объема средств, "замороженных" в форме запасов продукции на складе, предполагающие уменьшение запасов готовой продукции; а с другой — обеспечение своевременного и качественного обслуживания потребителей, предполагающее, напротив, увеличение объема готовой продукции на складе. Главной проблемой для МП является прогнозирование роста объема продаж и формирование запаса для периодов ажиотажного спроса. На начальном этапе планирования запасов готовой продукции компании необходимо выбрать каналы распределения продукции (рис. 3.5) и определить объем продукции, распределяемой через разные каналы; выбор осуществляется с учетом следующих факторов: • возможности снижения складских и транспортных расходов: компании-посредники обеспечивают материальную базу для хранения и транспортировки продукции МП; Рис. 3.5. Схема распределения продукции малого предприятия 72 . возможности снижения маркетинговых затрат, трансакцион-ных издержек, расходов на подготовку персонала, оптовые и розничные посредники позволяют производственному МП уменьшить количество контактов с потребителями, финансируют за свой счет расходы по подготовке специалистов по сбыту продукции МП и в целом по организации продвижения товаров к потребителю; . возможности повышения оборачиваемости средств компании: благодаря использованию посредников, МП повышает скорость реализации продукции, снижает собственные потребности в заемном капитале; • необходимости предоставления скидки на количество (раз • возможности прямого контакта с потребителем: прямой кон Оценка экономического эффекта от снижения потребности компании в оборотных средствах осуществляется следующим образом: где А\, A2S — потребность МП в оборотных средствах до и после оптимизации запаса; r0j — ставка процентов по овердрафту; п — период времени, на который предоставляется овердрафт. Следующим этапом планирования запасов готовой продукции является определение объема складских запасов готовой продукции. Норматив оборотных средств по запасу готовой продукции на складе определяется на период времени, необходимый для комплектования партий, накопления партий до нужных размеров, времени обязательного хранения готовой продукции на складе до отгрузки (например, в виноделии — до вызревания готовой продукции), страхового запаса (запаса на случай непредвиденных обстоятельств, например, сбоев производственного процесса). Потребность в оборотных средствах по готовой продукции определяется путем умножения однодневного выпуска продукции по себестоимости на норматив оборотных средств по готовой продукции в днях. Управление транспортными потоками компании нацелено на снижение транспортных расходов и повышение скорости обслуживания потребителей и оборачиваемости средств компании. Логистика финансовых потоков предполагает выбор оптимальных форм расчетов с потребителями и поставщиками, выбор финансовых посредников, разработку механизма налогового планирования на основе использования оффшорных центров. При выборе обслуживающего банка целесообразно проанализировать размер взимаемой банком комиссии, географию собственной и корреспондентской сети банка, стоимость и условия предоставления банком кредитных ресурсов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |