КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическое обоснование создания малого предприятия
При разработке экономического обоснования создания МП необходимо проанализировать общие принципы и закономерности, которые управляют процессом организации и деятельности коммерческой организации. Предпринимательский цикл в целом состоит из следующих основных этапов (по методологии К. Маркса) (рис. 2.3). Рис. 2.3. Механизм воспроизводства предпринимательского капитала На первом этапе (Д -» Т... труд, земля, капитал) предприниматель занимается созданием юридического лица, поиском необходимых для организации производственного процесса финансовых и реальных ресурсов; формирует круг партнеров, в качестве которых на данном этапе выступают банковские учреждения, поставщики сырья и материалов, производители оборудования, владельцы складов и производственных помещений. Данный этап является подготовительным или предпроизводственным; от эффективности действий предпринимателя на этом этапе будет зависеть устойчивость и ритмичность функционирования производства, потребности предприятия в оборотном капитале и (что самое важное) качество и цена продукции, которую предприниматель решил предложить рынку. На втором этапе (Производство... —» Т') осуществляется производство готовой продукции; задачей предпринимателя является обеспечение выпуска продукции запланированного качества и в необходимом количестве. Данная стадия является центром затрат предпринимательской структуры производственного типа. Главной закономерностью, которая управляет производственной стадией, является закон изменения затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах. Особенностью краткосрочного периода является невозможность изменить количество основных фондов (станки, оборудование и др.), которые использует компания; в результате изменение объема выпускаемой продукции по-разному сказывается на удельных издержках производства: на начальном этапе средние общие издержки снижаются, поскольку, нанимая дополнительных рабочих и увеличивая поставки сырья, предприниматель улучшает загрузку оборудования. Однако при достижении максимального уровня загрузки дальнейшее наращивание объема выпуска влечет снижение эффективности производства, т.е. рост удельных издержек производства. В долгосрочном периоде изменение издержек производства имеет сходную динамику, в основе которой лежат другие причины. В долгосрочном периоде предприниматель имеет возможность изменять количество всех вовлеченных в процесс производства факторов. Удельные издержки производства на начальном этапе также имеют тенденцию к снижению за счет того, что снижаются удельные издержки компании на управление производством. Однако по мере роста масштабов компании эффективность управления снижается из-за увеличения длины управленческих цепочек и снижения скорости реакции предпринимательской структуры на изменения внешней среды. В результате темп снижения средних общих издержек в долгосрочном периоде сначала замедляется, а затем, если размер компании превышает оптимальные для данной отрасли размеры, средние общие издержки начинают расти. На третьем этапе (Т'-> Д' (Д + д')) предприниматель занимается реализацией готовой продукции. На данной стадии решается проблема возврата авансированного предпринимателем капитала и получения вознаграждения — предпринимательской прибыли. Основной закономерностью, которую предприниматель должен учитывать на данном этапе предпринимательского цикла, является динамика жизненного цикла продукта. Стадия жизненного Цикла определяет величину прибыли, которую может приносить продукт, период времени, в течение которого производство будет рентабельным, а также предоставляет предпринимателю основную информацию, необходимую для разработки маркетинговой и общефирменной стратегии. Экономическое обоснование создания МП включает три основных этапа: • оценку бизнес идеи; • разработку предпринимательской стратегии; • разработку бизнес-плана. Оценка бизнес-идеи, т.е. направления бизнеса, которым предполагает заниматься предприниматель, осуществляется по следующим направлениям: 1. Оценка технической реализуемости проекта МП; зависит от • степени новизны продукта/технологий (чем выше степень • наличия технологий производства или степени необходимой • уровня квалификации предпринимателя; • наличия институциональных барьеров в форме лицензий, Пример. В практике зарубежных и отечественных компаний для противодействия проникновению на рынок конкурентов местные предпринимательские структуры стремятся контролировать поставщиков дефицитных комплектующих, сырья; в результате несанкционированное проникновение на рынок конкурентов становится либо невозможным, либо весьма дорогостоящим, поскольку новая компания должна дополнительно инвестировать средства в производство необходимых комплектующих либо организовать снабжение из-за границы. 2. Оценка экономической целесообразности создания МП
где Qn/p ~~ безубыточный объем производства; Cf — постоянные издержки производства; Cv — переменные издержки производства; Р — расчетная цена продукции. В состав постоянных издержек включаются заработная плата управленческому персоналу, амортизационные отчисления, арендная плата, коммунальные платежи, обслуживание кредиторской задолженности, страхование, представительские расходы, налоговые платежи, не зависящие от объема выпускаемой предприятием продукции (налог на недвижимость и др.). В состав переменных издержек включаются стоимость сырья, материалов, комплектующих, заработная плата промышленно-производствен-ному персоналу, налоговые платежи, которые зависят от объема производства МП (налог на добавленную стоимость и др.). Помимо определения безубыточного объема производства предпринимателю необходимо также определить объем выпуска и цену производства, обеспечивающие нормативный уровень прибыльности продукции где Qp — объем производства, обеспечивающий запланированный уровень прибыли; R — планируемая прибыль МП; Cf — постоянные издержки производства; Cv — переменные издержки производства; Р — расчетная цена продукции. В случае, если цена продукции предприятия на безубыточном уровне выше рыночной цены, производство является убыточным, и дальнейшее бизнес-планирование в рамках данной бизнес-идеи становится неэффективным. В современной практике бизнеса компании могут прибегать к снижению цены производства ниже издержек с целью завоевания рыночной доли или вытеснения с рынка конкурентов; подобная практика получила название демпинга или хищнического ценообразования (англ, predatory pricing). 3. Оценка коммерческой реализуемости проекта МП. Она зависит от наличия незанятой ниши на рынке, уровня маркетинговых затрат, конкурентоспособности товара, в первую очередь, его технико-экономических параметров. Анализ коммерческой реализуемости бизнес-идеи завершается составлением конкурентно- го листа на основе сравнения товара с уже представленными на рынке аналогичными или подобными товарами (табл. 2.2). Таблица 2.2. Конкурентный лист
Товар 1 Товар 2 Товар 3 Товар 4 Товар компании На основе анализа, проведенного при составлении конкурентного листа, предприниматель принимает решение о возможности успешной реализации проекта и планирует стратегию поведения на рынке. Кроме того, информация, собранная в конкурентном листе, является основой для оценки уровня конкурентоспособности товара. Стратегия представляет собой детальный, всесторонний, комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей [3J. Процесс разработки предпринимательской стратегии включает следующие основные этапы (рис. 2.5). Рис. 2.'). Этапы планирования стратегии компании Миссия организации — это основная общая цель организации определяющая смысл ее существования. Миссия детализирует ста туе фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определи ния целей и стратегий в различных ситуациях и на разных этапа жизненного цикла. Миссия организации должна содержать: 1.Характеристику вида предпринимательской деятельности 2. Оценку внешней среды компании. 3. Культуру организации. Пример. Миссия организации компании Sun Banks должна заключаться в содействии экономическому развитию обслуживаемых компаний путем предоставления им качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, который соответствует высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечивает справедливую и соответствующую прибыль акционерам компании и справедливое отношение к сотрудникам компании. Или коротко: "Zcpter — миссия здоровья по всему миру". Общефирменные цели разрабатываются на основе миссии организации, ценностей и целей руководителей предприятия. Цели организации должны быть конкретны и измеримы, иметь временной горизонт достижения, быть реалистичными (достижимыми), совместимыми или взаимноподдерживающими. Пример. Коммерческая цель предприятия состоит в увеличении доли рынка в течение трех лет. Оценка и анализ внешней среды позволяют выявить факторы, влияющие на компанию, оценить их влияние, разработать систему мер по использованию предоставляющихся возможностей и нейтрализации угроз. Обследование слабых и сильных сторон организации осуществляется по следующим направлениям: маркетинг, финансы/бухгалтерский учет, человеческие ресурсы, производство. Компания на этапе планирования стратегии может рассматривать три базовых альтернативных стратегии: ограниченный рост (применяется в зрелых отраслях с низкой инновационной активностью), стратегия роста (применяется в динамично развивающихся отраслях с изменяющимися технологиями), сокращение (ликвидация отдельных подразделений, отсечение лишних продуктов/рынков, переориентация на другие рынки). Выбор стратегии нацелен на применение той стратегической альтернативы, которая способна обеспечить долгосрочную конкурентоспособность компании.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |