Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малых форм хозяйствования




Национальной экономики. Сравнительные преимущества

Роль малого бизнеса в механизме воспроизводства

Малое предприятие определяет свое место в хозяйственном механизме в тот момент, когда определяет собственную экономи­ческую стратегию. Экономическая стратегия МП формируется на основе бизнес-идеи исходя из особенностей экономической среды, в которой будет действовать МП. Выделяются следующие типы хозяйственной стратегии компании, определяющие ее место в ме­ханизме воспроизводства национальной экономики: виолентная стратегия (силовая), патиентная стратегия (нишевая), комутан-


тная стратегия (приспособительная), эксплерентная стратегия (пионерская).


Рис. 1.5. Средние общие издержки производства (АТС) для различных гинов ограслей


В классическом варианте виолентная стратегия предполагает доминирование компании на обширном сегменте рынка; для МП это не характерно. Виолентная стратегия МП в общем виде — это конкуренция на основе низких издержек производства; это воз­можно в отраслях с небольшим минимальным эффективным мас­штабом производства (МЭМП) — кривая АТС 3 — либо с широ­ким диапазоном МЭМП (кривая АТС 2), позволяющим конкури­ровать по издержкам малым и крупным предприятиям (рис. 1.5). Виолентная стратегия МП предполагает конкуренцию на рынке сравнительно дешевых товаров среднего качества.

При патиентной стратегии МП специализируются на про­изводстве продукции высокого качества, ориентированного на специфический спрос, доминируют на узком сегменте рынка.

Эксплерентная стратегия характерна для инновационных фирм; стратегия МП ориентирована на разработку новых продук­тов и технологий, внедрение их на рынок и получение на этой ос­нове высокой прибыли.

Комутантная стратегия МП предполагает ориентацию на удовлетворение небольшого по объему краткосрочного спроса, отсутствие постоянных клиентов, быструю смену не только видов производимой продукции, но и видов деятельности в соответст­вии с изменением спроса.

Если объединить МП, которые придерживаются стратегии ука­занных четырех типов в рамках одного рынка, то конкурентная сре-


да будет иметь следующий вид. основу отрасли составляют МП-вио-ленты, которые удовлетворяют основную часть спроса, производя стандартизированный продукт среднего качества; рыночные ниши дифференцированного спроса заполняются МП-патиентами; эконо­мическую динамику отрасли поддерживают МП-эксплеренты, кото­рые разрабатывают новые виды продуктов и технологий; в периоды ажиотажного спроса и временной несбалансированности спроса и предложения в отрасли появляются МП-комутанты, это преимущес­твенно торгово-посреднические, неспециализированные фирмы, ко­торых привлекает на рынок возможность получить дополнительную прибыль, характерную для периода несбалансированности рынка.

В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необ­ходимо анализировать по следующим направлениям.

В области хозяйственного механизма малый бизнес (МБ) поз­воляет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на измене­ние потребностей общества. МП как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благо­даря деятельности МП лучше удовлетворяются потребности общес­тва за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эф­фективного масштаба производства. МП обеспечивают возмож­ность специализации производства крупных фирм в результате от­каза в пользу мелких специализированных предприятий от вспомо­гательных и заготовительных производств.

В области общественной психологии малый бизнес воспитыва­ет у участвующих и связанных с ним людей психологию собствен­ника, способность самостоятельно принимать решения, рассчиты­вать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, МБ поз­воляет реализовать себя как личность, чувствовать себя независи­мым, способным решать сложные задачи.

В области социальной структуры общества МБ является осно­вой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.

МП являются основой либеральной экономики на современ­ном этапе: они формируют основную массу налоговых поступле­ний, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря дея­тельности МП создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.

Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного раз­вития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением техно­логических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых.предпри-


ятий. Проведенные за рубежом эмпирические исследования показа­ли повышенную активность в инновационной деятельности фирм, занимающих менее 100 человек, и резкое понижении ее там, где бо­лее 100 работников. По оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с числом за­нятых до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью от 1000 до 10 000 человек, и в 24 раза больше, чем компании с числом занятых более 10 000 человек.

В целом МП обладают следующими преимуществами и недос­татками по сравнению с крупными компаниями. Среди конкурен­тных преимуществ МП необходимо выделить следующие:

• большая динамичность, оперативность в принятии решений,
возможность быстрого перелива капитала из-за небольших без­
возвратных потерь;

• низкая потребность в капитале и способность быстро вво­
дить изменения в продукцию и производство;

• короткий технологический цикл, сокращенные запасы в не­
завершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств.
Например, у мелкой фирмы оборот капитала в 2 —2,5 раза выше,
чем у концерна; это повышает уровень доходов, которые получает
предприниматель, позволяет быстрее окупить инвестиции, умень­
шает уровень экономического риска;

Пример. В странах с переходной экономикой наиболее популярной сферой приложения капитала, особенно в начальный период реформ, была торгово-пос-редническая деятельность; это было связано не только с высоким уровнем ее при­быльности, но также высокими темпами оборачиваемости капитала, гарантиро­вавшими положительное значение реальной доходности инвестиций в условиях гиперинфляции.

• более низкие накладные расходы за счет предельно рацио­
нальной организации и управления производства;

• устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на кон­
кретных потребителей;

• быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям
рынка;

• высокая скорость прохождения управленческой информа­
ции, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на лю­
бые изменения условий конкуренции.

Однако МП обладают рядом существенных конкурентных не­достатков, обусловливающих высокий процент банкротств МП по сравнению с крупными предприятиями. Среди слабых сторон МП можно выделить следующие:

• слабый уровень диверсификации продукции;

• невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой раз­
мер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредит­
ной системы);

• зависимость от крупных компаний;


. слабая компетентность руководителей (недостаток управлен­ческого опыта у предпринимателей, невозможность привлечь опытный менеджмент в связи с невысоким уровнем оплаты труда);

«высокая чувствительность к изменениям условий хозяйство­вания: у МП, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая номенклатура реализуемой продукции, меньший запас финансо­вой устойчивости; в связи с этим ухудшение показателей по ус­ловной единице экономических показателей (неудача в продви­жении на рынок одного товара, потеря клиента, неплатежеспо­собность покупателя) может вызвать кризис или банкротство;

• неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;

. невозможность масштабного финансирования научных раз­работок, а также развития социальной сферы, что снижает при­влекательность МП для крупных специалистов.

На рис. 1.6 в общем виде представлена институциональная сре­да, в которой работаютМП; в отличие от институциональной среды крупных предприятий в нее включен такой элемент, как инфрас­труктура поддержки малого бизнеса, которая создается государ­ством и с которой малому бизнесу в силу особых условий функцио­нирования также необходимо взаимодействовать.

Рис 1.6. Экономическая среда функционирования малых прели рияшн





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.