КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Малых форм хозяйствования
Национальной экономики. Сравнительные преимущества Роль малого бизнеса в механизме воспроизводства Малое предприятие определяет свое место в хозяйственном механизме в тот момент, когда определяет собственную экономическую стратегию. Экономическая стратегия МП формируется на основе бизнес-идеи исходя из особенностей экономической среды, в которой будет действовать МП. Выделяются следующие типы хозяйственной стратегии компании, определяющие ее место в механизме воспроизводства национальной экономики: виолентная стратегия (силовая), патиентная стратегия (нишевая), комутан- тная стратегия (приспособительная), эксплерентная стратегия (пионерская).
В классическом варианте виолентная стратегия предполагает доминирование компании на обширном сегменте рынка; для МП это не характерно. Виолентная стратегия МП в общем виде — это конкуренция на основе низких издержек производства; это возможно в отраслях с небольшим минимальным эффективным масштабом производства (МЭМП) — кривая АТС 3 — либо с широким диапазоном МЭМП (кривая АТС 2), позволяющим конкурировать по издержкам малым и крупным предприятиям (рис. 1.5). Виолентная стратегия МП предполагает конкуренцию на рынке сравнительно дешевых товаров среднего качества. При патиентной стратегии МП специализируются на производстве продукции высокого качества, ориентированного на специфический спрос, доминируют на узком сегменте рынка. Эксплерентная стратегия характерна для инновационных фирм; стратегия МП ориентирована на разработку новых продуктов и технологий, внедрение их на рынок и получение на этой основе высокой прибыли. Комутантная стратегия МП предполагает ориентацию на удовлетворение небольшого по объему краткосрочного спроса, отсутствие постоянных клиентов, быструю смену не только видов производимой продукции, но и видов деятельности в соответствии с изменением спроса. Если объединить МП, которые придерживаются стратегии указанных четырех типов в рамках одного рынка, то конкурентная сре- да будет иметь следующий вид. основу отрасли составляют МП-вио-ленты, которые удовлетворяют основную часть спроса, производя стандартизированный продукт среднего качества; рыночные ниши дифференцированного спроса заполняются МП-патиентами; экономическую динамику отрасли поддерживают МП-эксплеренты, которые разрабатывают новые виды продуктов и технологий; в периоды ажиотажного спроса и временной несбалансированности спроса и предложения в отрасли появляются МП-комутанты, это преимущественно торгово-посреднические, неспециализированные фирмы, которых привлекает на рынок возможность получить дополнительную прибыль, характерную для периода несбалансированности рынка. В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям. В области хозяйственного механизма малый бизнес (МБ) позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. МП как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности МП лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. МП обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств. В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, МБ позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи. В области социальной структуры общества МБ является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа. МП являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности МП создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов. Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых.предпри- ятий. Проведенные за рубежом эмпирические исследования показали повышенную активность в инновационной деятельности фирм, занимающих менее 100 человек, и резкое понижении ее там, где более 100 работников. По оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с числом занятых до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью от 1000 до 10 000 человек, и в 24 раза больше, чем компании с числом занятых более 10 000 человек. В целом МП обладают следующими преимуществами и недостатками по сравнению с крупными компаниями. Среди конкурентных преимуществ МП необходимо выделить следующие: • большая динамичность, оперативность в принятии решений, • низкая потребность в капитале и способность быстро вво • короткий технологический цикл, сокращенные запасы в не Пример. В странах с переходной экономикой наиболее популярной сферой приложения капитала, особенно в начальный период реформ, была торгово-пос-редническая деятельность; это было связано не только с высоким уровнем ее прибыльности, но также высокими темпами оборачиваемости капитала, гарантировавшими положительное значение реальной доходности инвестиций в условиях гиперинфляции. • более низкие накладные расходы за счет предельно рацио • устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на кон • быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям • высокая скорость прохождения управленческой информа Однако МП обладают рядом существенных конкурентных недостатков, обусловливающих высокий процент банкротств МП по сравнению с крупными предприятиями. Среди слабых сторон МП можно выделить следующие: • слабый уровень диверсификации продукции; • невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой раз • зависимость от крупных компаний; . слабая компетентность руководителей (недостаток управленческого опыта у предпринимателей, невозможность привлечь опытный менеджмент в связи с невысоким уровнем оплаты труда); «высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования: у МП, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая номенклатура реализуемой продукции, меньший запас финансовой устойчивости; в связи с этим ухудшение показателей по условной единице экономических показателей (неудача в продвижении на рынок одного товара, потеря клиента, неплатежеспособность покупателя) может вызвать кризис или банкротство; • неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров; . невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательность МП для крупных специалистов. На рис. 1.6 в общем виде представлена институциональная среда, в которой работаютМП; в отличие от институциональной среды крупных предприятий в нее включен такой элемент, как инфраструктура поддержки малого бизнеса, которая создается государством и с которой малому бизнесу в силу особых условий функционирования также необходимо взаимодействовать. Рис 1.6. Экономическая среда функционирования малых прели рияшн
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |