КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В национальной экономике
Роль предпринимательского фактора Понятие предпринимательства. ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Глава 1. МЕСТО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, И. Тюнен, И. Шумпетер, П. Друкер и др. Каждый из них акцентировал внимание на разных составляющих предпринимательской деятельности. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия "предприниматель" — это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [1, 160]. Обобщение трудов по проблеме предпринимательства позволяет выделить следующие отличительные особенности предпринимательской деятельности: • деятельность по управлению и эффективному объединению • новые идеи, деятельность по поиску и реализации новых ком • наличие неопределенности в достижении конечного результата, или предпринимательский риск. Предпринимательский риск связан с понятием "ответственность" и предполагает ответственность предпринимателя за эффективное использование общественных ресурсов — собственных и привлеченных. Величина предпринимательского риска определяется размером ответственности предпринимателя, в первую очередь, имущественной, за неправильно принимаемые решения, а степень предпринимательского риска определяется уровнем управленческих способностей предпринимателя, стабильностью экономической ситуации в стране, уровнем правовой защищенности предпринимателя, характеристиками партнеров и т.д. Таким образом, предпринимательская деятельность объединяет функции собственника, новатора и менеджера. В отличие от менеджера предприниматель, реализуя функции собственника, может самостоятельно изменять условия хозяйствования, единолично принимать решения и несет ответственность за их последствия. В отличие от изобретателя и научного работника предприниматель не всегда является "духовным творцом новых комбинаций", но его деятельность всегда связана с претворением новых идей в жизнь. В отличие от собственника инвестиционных ресурсов предприниматель чаще всего обладает необходимыми знаниями и мотивацией для того, чтобы управлять экономическими ресурсами; в то же время, используя собственные ресурсы, предприниматель берет на себя риск, по своему содержанию являющийся риском собственника. Следует разграничивать понятия "предприниматель" и "предпринимательская деятельность". Предпринимательская деятельность есть "самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица" [3]. В данной трактовке предпринимательская функция выступает как присущая различным категориям граждан и становится общеэкономической функцией. Поэтому предпринимателем следует считать лицо, которое реализует предпринимательскую функцию и идентифицируется в общественно-правовой системе как предприниматель, т.е. зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Это позволяет лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью, получить все права, которыми обеспечивает общество статус предпринимателя: самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, распоряжаться прибылью, заниматься любой деятельностью и создавать любые предприятия, не запрещенные законом, привлекать имущество, денежные средства и имущественные права физических и юридических лиц, участвовать своим имуществом в деятельности других хозяйствующих субъектов и др. Среди обязанностей, которые общество возлагает на предпринимателя, необходимо выделить следующие: предприниматель должен выполнять все обязательства, предусмотренные договорами и законодательством, заключать договор при найме на работу, оплачивать труд в размере, не меньше минимального уровня, вносить платежи в фонды социальной защиты, осуществлять меры по защите окружающей среды, соблюдать права и интересы потребителей. Права и обязанности предпринимателя обеспечивают, с одной стороны, гарантии реализации его интересов — право на получение справедливого вознаграждения и свобода выбора форм и методов предпринимательской деятельности. С другой стороны, поскольку в рыночной экономике степень свободы одного хозяйствующего субъекта ограничена степенью свободы другого, то система обязанностей предпринимателя, ограничивающая его экономическую свободу, представляет не что иное, как гарантии соблюдения интересов других участников хозяйственной деятельности — сотрудников, владельцев ссудного капитала, потребителей, конкурентов. Данная трактовка предпринимательской деятельности как единство функций собственника, менеджера и новатора позволяет представить структуру дохода, который получает предприниматель. В данной трактовке намеренно не используется термин "вознаграждение", который помимо финансовой включает и моральную составляющую в форме возможности реализовать собственные идеи, получить независимость и др. И. Шумпетер выделял следующие мотивы предпринимательской деятельности: потребность в господстве, власти, влиянии; потребность в достижениях, успехе; потребность в творчестве [4, 640].
Прибыль, которую получает предприниматель, включает следующие виды дохода (рис 1.1). Нормальная прибыль представляет собой доход, необходимый для того, чтобы "привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности" [5, 400]. Служащий, создающий свою компанию, покидает старое место работы только в надежде получать более высокий доход; научный сотрудник создает новую компанию, ожидая получать доход не ниже, чем на прежнем месте работы; владелец денежного капитала инвестирует свои средства в компанию, если она обеспечит ему приемлемый уровень доходности и т.д.; таким образом, нормальная прибыль включает ссудный процент и оплату управленческих функций предпринимателя, при этом ставка ссудного процента не должна быть ниже ставки процента по депозитам, а плата за выполнение предпринимателем управленческих функций — не ниже, чем заработная плата при работе по найму. Наиболее интересным видом дохода является экономическая прибыль —вознаграждение, которое получает предприниматель за новые идеи и хозяйственную инициативу. Экономическая прибыль возникает только в условиях экономической динамики и представляет собой дополнительное вознаграждение предпринимателя за риск, который он на себя берет при реализации новых идей, осуществлении новых видов деятельности. Возможность получить экономическую прибыль и привлекает в данную отрасль предпринимателей, приводит к созданию новых хозяйствующих субъектов. В соответствии с выводами американского экономиста Дж. Кларка экономическая динамика вызвана изменениями таких факторов, как характеристики населения, объем капитала, технологии производства, организационно-правовые формы предприятий, конкуренция и банкротство; в условиях динамики предприниматель выступает как новатор, внедряет новшества и добивается снижения затрат за пределы средних издержек. Роль прибыли предпринимателя в механизме воспроизводства национальной экономики может быть представлена следующей формулой: R = I - С, (1.1) где R — доход предпринимателя; / — выручка от реализации продукции; С — стоимость использованных ресурсов (включая нормальную прибыль). Формула 1.1 представляет собой математическое выражение главного принципа рыночной экономики: распределение ресурсов и вознаграждение факторов производства определяется их вкладом в создание общественного продукта. С одной стороны, общество вознаграждает предпринимателя, эффективно использующего экономические ресурсы, прибылью и одновременно обеспечивает распределение ресурсов в пользу наиболее эффек- тивных экономических субъектов: лучшие ресурсы попадают к лучшим предпринимателям, поскольку они, получая больше прибыли, могут заплатить за эти ресурсы большую цену. Формула 1.1 иллюстрирует два результата предпринимательской деятельности: в процессе реализации производственной функции создается прибыль, т.е. вознаграждение предпринимателя, и создается потребительная стоимость, которая удовлетворяет потребности общества. Таким образом, известный тезис А. Смита о том, что экономический человек, преумножая собственное богатство, преумножает богатство общества, может быть перефразирован в формулу: чем на большую величину предприниматель преумножает общественное богатство, тем больший доход он должен получать. Именно стремление предпринимателя получить прибыль приводит к созданию компаний, подобных IBM, Ford Motors, Toyota, и появлению на рынке новых видов продукции, значительно улучшающих условия жизни человека: компьютеров, глобальных телекоммуникационных сетей, искусственных материалов и т.д. Функциональную сложность предпринимательской деятельности отражает и тот спектр сфер деятельности, который соответствует отдельным функциям предпринимателя (рис. 1.2). В результате прибыль предпринимателя делится между отдельными сферами общественного производства: часть прибыли поступает в финансовый сектор, часть — в сектор управленческих услуг, сферу страхования рисков предпринимательской деятельности, сферу научных исследований и разработок. Однако источником этих доходов была и остается сфера производства. Рис. 1.2 Структура предпринимательской деятельности Таким образом, по роли в воспроизводственном процессе можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: • базисное предпринимательство — предпринимательская де • производное предпринимательство — предпринимательская производственного предпринимательства и вознаграждаемая из стоимости, созданной в сфере производства: • финансовое предпринимательство, • коммерческое предпринимательство; • консалтинговое предпринимательство. Подобное разделение функций существует в рамках некоторых организационно-правовых форм предпринимательства' например, в акционерном обществе функцию управления ресурсами выполняет менеджмент, функцию риска и ответственности — собственник, функцию инновационного развития — подразделения по исследованиям и разработкам. По сути фигура предпринимателя в подобных организациях присутствует лишь на начальном этапе — на стадии ее создания. Наиболее удобным объектом при исследовании особенностей предпринимательской деятельности являются именно малые предприятия, поскольку деятельность предпринимателя в них присутствует в целостном виде. Роль предпринимательского фактора в современной экономике может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1.3). Предпринимательская деятельность в современной экономике является специфическим фактором производства, объединяющим другие производственные факторы в рамках экономической единицы. В результате разрозненные производственные факторы
формируют экономическую систему и приобретают новые свойства — способность эффективно производить продукцию и создавать новые ресурсы Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности и с образованием юридического лица По способу организации предпринимательство подразделяется-. на частное: . индивидуальное;. коллективное. . без образования юридического лица: простое товарищество — деятельность на основании договора о совместной деятельности между зарегистрированными индивидуальными предпринимателями; • с образованием юридического лица: полное товарищество, коммандитное товарищество; • институциональное: хозяйственные общества, кооперативы, унитарные предприятия; • государственное (рис. 1.4). Рис 1.4. Виды предпринимательской деятельности по способу организации Данная классификация акцентирует внимание на следующих особенностях. Институциональное предпринимательство объединяет те виды предпринимательской деятельности, которые предполагают создание системы управления с разделением функций менеджера и собственника Отличительной особенностью государственного предпринимательства по сравнению с частным является более низкий уровень экономического риска благодаря бюджетному финансированию. Вследствие этого эффективность функционирования государственных предприятий оказывается, как правило, ниже, чем у частных компаний 1.2. Малые предприятия: сущность, классификация и особенности функционирования Термин "малые и средние предприятия" впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.) [6, 240]. При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии: Количественные: • численность занятых на предприятии (наиболее распростра • годовой объем производства; • годовой объем продаж; • среднегодовая балансовая стоимость активов. При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте — до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал. В Японии к малым предприятиям относятся компании, отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн йен и количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле — 30 млн йен и 100 человек, в розничной торговле — 10 млн йен и 50 человек. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек — к наименьшим, 25 — 99 — к малым), от 100 до 499 — к промежуточным, от 500 до 999 — к крупным и более 1000 человек — к крупнейшим. В Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции — от 10 до 50 человек. Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие: • предприятие владеет небольшой долей рынка; • управление предприятием осуществляет лично его владелец; • предприятие является независимым, т.е. не подчиняется Пример В Российской Федерации установлено, что доля в уставном капитале МП одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 % Малые предприятия играют важную роль в современной экономике. Например, в США малые и средние компании производят 21 % валового продукта в обрабатывающей промышленности, gO % _ в строительстве, 86 % — в оптовой торговле, 81 % — в сфере обслуживания. Подобным образом обстоят дела и в других развитых странах (табл. 1.1). В странах с переходной экономикой процесс трансформации хозяйственного механизма продолжается, о чем свидетельствует и слабая роль малого бизнеса в экономическом развитии этих стран: например, в Республике Беларусь доля малого бизнеса в общей численности занятых составляет 7,6 %, а в общем объеме промышленного производства — 7,5%, что на порядок меньше аналогичных показателей стран с развитой рыночной системой. Таблица 1.1. Роль малого бизнеса в экономике отдельных стран
'Для РБ — доля МП в общем объеме промышленного производства. В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального. Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса. На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала: нап- ример, создавать отдел кадров для организации с численностью 10 человек явно нецелесообразно. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель—собственник компании, поэтому на МП, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, как правило, не более одного года. Отмечается следующая зависимость: чем меньше размер предприятия, тем короче цикл принятия управленческих решений [6, 240]. Как правило, на МП слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства (некоторые МП создавались без предварительного экономического обоснования целесообразности и планирования перспектив развития предприятия), построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями. Процесс трансформации МП в крупную компанию носит эволюционный, саморазвивающийся характер. По мере того как на МП начинают меняться подходы к ведению бизнеса, формируется организационная структура предприятия, появляется система управления персоналом, начинает планироваться производственная и финансовая деятельность предприятия, организуются НИОКР. В результате повышается качество продукции или предоставляемых услуг, расширяется рынок сбыта, появляются постоянные потребители, что в свою очередь расширяет и масштаб деятельности МП. Таким образом, процесс эволюции МП и его преобразования в крупное предприятие можно представить следующим образом: "рост масштаба деятельное -ти -> перестройка организационной структуры -> рост масштаба деятельности ->...". Следует отметить, что из числа крупнейших международных корпораций многие появились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных МП — это компании IBM, Microsoft, MacDonald's и др. Главной особенностью МП является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания МП состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. В качестве примера можно привести МП, занимающееся продажей строительных материалов, где четко выражена следующая структура рыночного цикла: подъем спроса — апрель —ноябрь, спад — декабрь — март. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату, представительские расходы, налоги. Малое предприятие располагает небольшим объемом ресурсов, поэтому его отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат. Так, если в крупной компании найм одного сотрудника (среднемесячный объем производства 10 000 шт.) с заработной платой 1000 дол. приводит к увеличению цены продукции на 0,15 дол. (» 100,15 дол.), то для МП в той же отрасли (среднемесячный объем производства 100 шт.) найм дополнительного сотрудника вызовет рост цены продукции на 15 дол. (* 115 дол.). Еще одной особенностью МП как специфического сектора предпринимательства является значительный объем банкротств — около 50 % МП закрываются в первые два года деятельности, успешными бывают только 15 % МП. В то же время процесс банкротства — это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей. Чтобы обеспечить устойчивое функционирование экономической системы, государству достаточно сохранить у потенциальных предпринимателей желание открыть свое дело, поэтому во многих странах оно старается сделать процедуру банкротства как можно менее болезненной для предпринимателя. С этой точки зрения важно найти четкий баланс между стимулированием деловой активности и минимальным уровнем ответственности предпринимателя, предохраняющим общество от нежелательных экспериментов с экономическими ресурсами и снижающим количество микрокризисов в экономике в форме банкротства компаний. Рассмотренные выше отличительные черты МП характеризуют наиболее важные особенности функционирования малого бизнеса. В то же время следует отметить, что количество отличительных признаков МП и крупных предприятий, которые выделяют отечественные и зарубежные ученые — М. Балашевич, Г. Пфоль, П. Келлервессель, Дж. Муглер и другие, — гораздо больше. Отличительные особенности в подходах к ведению бизнеса малых и крупных компаний выделяются в области управления, организации производства, сбыта, НИОКР и управления персоналом.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |