Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация взаимодействия малых и крупных предприятий




В рыночных условиях существует объективная необходи­мость интеграции, взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Для этого компании могут использовать следующие основные до­говорные формы взаимодействия: субподрядные соглашения, франчайзинговые соглашения, лицензионные соглашения, ли­зинговые соглашения и механизм венчурного финансирования.

Субподряд обеспечивает эффективное взаимодействие мел­ких предприятий-производителей отдельных частей готовых из­делий и крупных компаний, производящих готовые изделия. Франчайзинг предполагает интеграцию ресурсов МП и крупного бизнеса в области маркетинга. Лицензирование позволяет МП по­лучить необходимые технологии производства от крупных компа­ний либо реализовать собственные интеллектуальные активы. Лизинг решает проблему обеспечения МП основными фондами в случае высокого уровня единовременных капитальных затрат, а также позволяет крупным компаниям-производителям оборудо­вания организовать сбыт собственной продукции. Венчурное фи­нансирование позволяет организовать совместную работу МП и крупных предприятий при реализации наукоемких проектов с по­вышенным уровнем риска.

Лизинг — это контрактное соглашение, в соответствии с кото­рым арендодатель передает арендатору право использовать опре­деленное имущество на определенный срок в обмен на согласо­ванные, периодические платежи. В лизинговой сделке участвуют три основных субъекта: компания, производящая оборудование (крупное предприятие), лизингодатель (специализированные ли­зинговые компании, подразделения коммерческих банков), ли­зингополучатель (малое предприятие).

Лизинг предоставляет МП ряд важных преимуществ:

. возможность получить оборудование и начать собственное производство без несения крупных единовременных затрат. Час­то для малых компаний лизинг является единственным способом обеспечения основными фондами ввиду высокой чувствительнос­ти малых фирм к постоянным затратам и недоступности банков­ских кредитов соответствующей величины;

. возможность совмещать в рамках одной сделки операции купли-продажи оборудования и кредитного соглашения, хотя проценты за кредит по лизинговой сделке несколько выше.

Пример Размер лизинговых платежей зависит от следующих факторов, пол­ная стоимость оборудования (устанавливается на договорной основе), полный нормативный срок службы оборудования и остаточный нормативный срок служ­бы оборудования (устанавливается на договорной основе), уровень ставки ссуд­ного процента в стране,


. снижение риска морального износа оборудования, поскольку по окончании сделки объект лизинга возвращается к лизингодате­лю. В отдельных случаях договор лизинга может предусматривать право арендатора досрочно прекратить аренду и вернуть оборудо­вание; это условие страхует МП на случай непредвиденного мо­рального старения оборудования, позволяет своевременно осво­бождаться от арендуемого имущества, если в нем нет потребности;

. дополнительные возможности в области налогового плани­рования (по налогу на прибыль, налогу на недвижимость).

Выделяются два основных типа лизинга:

Финансовый лизинг — период лизингового договора охваты­вает период полной амортизации арендуемого имущества. Размер лизинговых платежей включает возмещение арендодателю пол­ной стоимости имущества плюс проценты за кредит и прибыль; возмещение осуществляется путем периодических платежей и имеет форму арендной платы.

Оперативный лизинг — период лизингового договора меньше периода полной амортизации объекта лизинга.

Для крупных компаний-производителей лизинг обеспечивает дополнительный рынок сбыта и удовлетворение потенциального спроса, при лизинговых операциях компания-производитель мо­жет использовать дополнительные налогово-амортизационные льготы, крупная компания имеет возможность получить доход от временно простаивающих производственных мощностей.

Субподряд представляет собой принципиально новую систему отношений между потребителем и поставщиком. В соответствии с ней крупное предприятие на контрактной основе передает малому специализированному предприятию обязанности по производ­ству отдельных полуфабрикатов, запасных частей для продук­ции, выпускаемой крупной фирмой. Часто крупное предприятие размещает заказ, на выполнение которого требуется длительный срок, оно может поставлять малому предприятию сырьевые ре­сурсы, оборудование, услуги по подготовке кадров. Таким обра­зом, устанавливаются достаточно устойчивые производственные связи.

Франчайзинг — это система договорных отношений крупных и мелких фирм в области сбыта. Он предполагает, что одна сторо­на^ крупное предприятие) за вознаграждение предоставляет дру­гой стороне (малому предприятию) право использования фир­менного наименования, товарного знака.

Преимущества от франчайзинга получают как крупные, так и малые предприятия. Для МП это выражается в следующем:

а) увеличение объема продаж. При этом необходимо разде­лить понятия "объем продаж" и "доля рынка", поскольку в ре­зультате использования франчайзинга рост рыночной доли МП происходит за счет торговой марки крупного предприятия, соот-


ветственно и дополнительная доля рынка принадлежит владель­цу торговой марки;

б) получение новых современных технологий в области права,
менеджмента, маркетинга;

в) возможность получения от крупного предприятия сырья и
материалов по более низкой цене;

г) постоянное обучение представителей малой фирмы в облас­
ти производства и реализации данного вида продукции за счет
крупной фирмы.

По данным Агентства малого бизнеса, в США к концу пятого года деятель­ности разорялись 15 % малых предприятий, использовавших франчайзинг, и 65 % малых предприятий, не использовавших франчайзинг

Крупное предприятие получает следующие преимущества:

а) продвижение с использованием МП собственной торговой
марки, увеличение доходов от ее использования;

б) МП при франчайзинговом договоре обязуются тратить оп­
ределенную долю дохода на рекламу;

в) МП, расположенное в другой стране, создает основу для
проникновения крупной компании на рынок.

Франчайзинговый договор (соглашение о франшизе) не рас­сматривается как особый вид контракта, обычно его трактуют как гибридную форму, сочетающую в себе элементы лицензионного и дистрибьюторского договора. Предметом договора является право использования имени, репутации и способа ведения дела, цена и срок исполнения; объект франчайзингового договора должен быть защищен от несанкционированного использования. В договоре дол­жна быть оговорена эксклюзивность передаваемых франчайзи (по­купателю) прав и то, на какой территории они действительны, воз­можность осуществления субфранчайзинга. В договоре должна быть оговорена техническая и консультационная помощь франчай­зера в области подготовки кадров, маркетинга, управления, дизай­на, оговорен порядок передачи технической документации и лицен­зий, консультаций, поставки дополнительного оборудования, за­купки необходимых ресурсов по сниженным ценам, порядок осу­ществления контроля качества со стороны франчайзера. Отдель­ный блок составляют обязательства франчайзи:

• использовать фирменное наименование франчайзера ука­
занным в договоре способом;

• обеспечивать соответствие качества произведенных товаров
качеству товаров, производимых франчайзером;

• соблюдать конфиденциальность;

• осуществлять рекламную деятельность в отношении торго­
вой марки франчайзера (как правило, расходы по продвижению
торговой марки разделяются между участниками договора).


Во франчайзинг-ежом договоре оговаривается размер платы за франшизу и роялти (должны находиться в пределах отраслевых норм), размер вложения в развитие объекта франчайзингового договора, платежи за оказание франчайзером услуг по консульти рованию, рекламе, управлению

где Pf — платежи по договору франчайзинга со стороны МП; Рс единовременный (паушальный) взнос, Rf — сумма роялти за период действия контракта; If — необходимые инвестиции в объект франчайзинга (единовременные затраты МП по адапта­ции технологий производства и бизнеса, текущие затраты МП на маркетинг торговой марки, продукта и др.); Тр платежи МП франчайзеру за управленческие технологии, консалтинг.

При заключении франчайзингового договора МП необходимо проанализировать перспективы целевого товара и услуги на пред­полагаемом рынке сбыта, стоимость ресурсов и услуг, поставляе­мых крупной фирмой (должна находиться в пределах отрасле­вых норм), эффективность предоставляемых технологий и про­дуктов (желательно проанализировать экономические показате­ли других предприятий-франчайзи), экономические показатели деятельности франчайзера.

Выделяют три основных вида франчайзинга:

товарный предусматривает покупку прав на продажу това­
ров, произведенных франчайзером, с его торговой маркой;

производственный предусматривает покупку прав на про­
изводство и сбыт товара с использованием сырья и материалов,
купленных у материнской компании, с использованием ее торго­
вой марки; при этом важнейшим обязательством МП является
соблюдение стандартов качества материнской компании;

деловой предусматривает покупку права на организацию ма­
лой фирмы, которая будет носить название материнской компа­
нии и выберет тот же профиль деятельности.

Главным недостатком франчайзинга для МП является утрата самостоятельности. Например, в США, где в качестве требования для предоставления компании статуса МП и выдачи предусмот­ренных льгот установлена самостоятельность управления компа­нией, франчайзи статусом МП не обладают, даже если соответ­ствуют количественно установленным параметрам (численность персонала менее 500 человек) Другими недостатками франчай­зинга для МП являются зависимость от успеха работы франчай­зера, утрата гибкости управления.

Венчурное финансирование можно трактовать двояко. В широком смысле оно означает все вложения в рискованные с точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в


области высоких технологий. В узком смысле оно означает долгосрочные и среднесрочные инвестиции в виде кредитов или приобретения акций, осуществляемых венчурным фондом в це­лях создания МП при реализации наукоемких проектов.

Лицензирование представляет собой форму организации от­ношений между крупной компанией и МП, предполагающую пе­редачу лицензиаром права лицензиату на использование техноло­гии производства, патента, ноу-хау в обмен на периодические и/или единовременные платежи. При этом, как правило, лицен­зирование применяется в случаях, когда лицензиар — крупное предприятие и, соответственно, лицензиат — малое предприятие. Это связано с тем, что масштабы бизнеса и величина располагае­мых ресурсов не позволяют МП сразу приобрести необходимый нематериальный актив; одновременно крупная компания в ре­зультате установления долгосрочных контрактных отношений получает возможность контролировать деятельность МП. Круп­ное же предприятие для получения необходимых нематериаль­ных активов, находящихся в собственности МП, как правило, ис­пользует метод единовременной покупки (для патентованных технологий).

Литература

1. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. посо­
бие. М., 2002.

2. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн.: Нац. центр правовой ин­
формации Республики Беларусь, 1999.

4. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. 2-е изд., испр. М., 2000.

5. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика:
В 2т.: Пер. с англ. М., 1996.

6. Финансовая глобализация и механизм функционирования предприятия:
Курс лекций / Под ред. С.П. Гурко. Мн., 1999.

7. Ясин Е. Малый бизнес просит не мешать работать // Рос. газ. 2000. 8 апр.

8. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса//Экономист. 1999. № 2.

9. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учеб. пособие. СПб., 2000.

 

10. Абчук В.А. Курс предпринимательства. СПб.: Альфа, 2001.

11. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. посо­
бие. М.: Финансы и статистика, 2002.

12. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: Практ. ру-
ков. по орг. и ведению бизнеса. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999.

13. Муравьев А.И., Игнатьев Л.М, Крутик А.Б. Малый бизнес: экономи­
ка, организация, финансы: Учеб. пособие для вузов. М.: Вильяме, 1999.

14. Основы предпринимательства: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пелиха.
Ростов н/Д: Феникс, 2001.

15. Предпринимательский тип хозяйствования / В.А. Швандер, В.Я. Гор-
финкель, М Г. Лапуста. М.: Путь России, 2002.

16. ШарковаА.В. Экономика малого предпринимательства. М.. ИВЦ "Мар­
кетинг", 2001.


17. Шлындиков В.М Малое предпринимательство Мн. УП "Бсстпринт",
2002.

18. Балашевич М.И Малый бизнес отечественный и зарубежный опыт
Учеб. пособие. Мн.: НКФ "Экопсрспектива", 1995.

Вопросы для самоконтроля

1 Сформулируйте определение предпринимательства и охарактеризуйте особенности предпринимательской деятельности.

2. Назовите права и обязанности предпринимателя.

3. Какие виды дохода включает прибыль предпринимателя?

4. Какие виды деятельности включает предпринимательская деятельность?

5. Охарактеризуйте роль предпринимательского фактора в экономической
системе.

6. Перечислите виды предпринимательской деятельности (по способу орга­
низации).

7. Перечислите критерии, по которым предприятия относятся к субъектам
малого предпринимательства.

8. Охарактеризуйте особенности функционирования малых предприятий в
современной экономике.

9. Охарактеризуйте роль малого предприятия в механизме функционирова­
ния экономической системы.

10. Охарактеризуйте основные формы взаимодействия малых и крупных
предприятий.

Глава 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. Организационно-правовые формы

Субъекты малого предпринимательства могут быть разделены на несколько основных групп. По основной цели деятельности они подразделяются:

• на коммерческие, преследующие в качестве основной цели
деятельности извлечение прибыли и распределяющие ее между
участниками;

• на некоммерческие, не имеющие в качестве основной цели
деятельности извлечение прибыли и не распределяющие получен­
ную прибыль между участниками. Субъектами малого предпри­
нимательства некоммерческие организации становятся, посколь­
ку могут (в соответствии с Гражданским кодексом Республики
Беларусь) осуществлять предпринимательскую деятельность в
случае, если она необходима для достижения их уставных целей.

По степени самостоятельности в принятии решений субъек­ты предпринимательской деятельности подразделяются (рис. 2.1):

• на самостоятельные хозяйствующие субъекты:

• физические лица — индивидуальные предприниматели, рас­
поряжающиеся имуществом без каких-либо ограничений;


Рис. 2.1. Виды предприятий по степени самостоятельности

• юридические лица:

«наделенные правом собственности на имущество — хо­зяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы;

»не наделенные правом собственности на имущество — унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, унитарные предприятия на праве оперативного управле­ния;

• объединения юридических лиц — хозяйственные группы;

• дочерние и зависимые юридические лица — это общество ли­
бо товарищество, в котором другие юридические лица в силу пре­
обладающего участия в уставном фонде либо в соответствии с до­
говором имеет возможность определять решения, принимаемые
данным юридическим лицом; по "зависимым" решениям основ­
ное юридическое лицо несет солидарную ответственность;

• представительства и филиалы — обособленные подразделе­
ния юридического лица, расположенные вне места его нахожде­
ния, совершающие от его имени сделки и иные юридические дей­
ствия. Они не являются юридическими лицами, должны быть
указаны в уставе юридического лица.

По организационно-правовому статусу субъекты малого пред­принимательства могут быть разделены на две основные группы:

• индивидуальные предприниматели;

• юридические лица.

Индивидуальным предпринимателем является гражданин, за­регистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (в данной стране либо за ее пределами), изъявивший желание за­ниматься коммерческой деятельностью. Индивидуальный пред-


приниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежа­щим ему имуществом. При этом к индивидуальным предпринима­телям применяются общие правила гражданского законодательс­тва, которые регулируют деятельность юридических лиц — ком­мерческих организаций.

Организация предпринимательской деятельности в форме ин­дивидуального предпринимателя имеет преимущества и недостат­ки перед другими организационно-правовыми формами предпри­нимательской деятельности. К преимуществам можно отнести следующие:

. упрощенный порядок регистрации и бухгалтерского учета;

. упрощенный порядок налогообложения, меньший уровень налоговой нагрузки по сравнению с коммерческими организа­циям.

Среди недостатков следует выделить полную имущественную ответственность предпринимателя и невысокий экономический имидж среди кредиторов и крупных компаний.

Юридическим лицом признается организация в следующем случае:

1.Если она имеет в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное имущество.

2. Если она несет самостоятельную ответственность по своим
обязательствам.

3. Если она может от своего имени приобретать и осущес­
твлять имущественные и личные неимущественные права, испол­
нять обязанности.

4. Если она может выступать истцом и ответчиком в суде.

5. Если она имеет самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица включают следующие группы хозяйству­
ющих субъектов:

• хозяйственные товарищества:

• полные товарищества;

• коммандитные товарищества или товарищества "на вере";

• хозяйственные общества:

«общества с ограниченной ответственностью;

• общества с дополнительной ответственностью;

• акционерные общества:

«акционерные общества закрытого типа;. акционерные общества открытого типа;

• производственные кооперативы (потребительские коопера­
тивы являются некоммерческими организациями);

• унитарные предприятия.

Среди отличительных особенностей выделенных типов юри­дических лиц, на которые следует обратить внимание при выборе способа организации бизнеса предпринимателем, можно выде­лить следующие:


• характер ответственности собственника юридического
по обязательствам юридического лица;

«устойчивость функционирования и управляемость троль над принятием управленческих решений) хозяйствуют-то субъекта;

• возможности привлечения ресурсов с внешнего рынка;

• экономический статус (имидж) хозяйствующего субъекта;

• идентификация хозяйствующего субъекта в системе госуда;
ственного регулирования (с точки зрения налогообложения, л
цензирования, трудового законодательства).

Хозяйственными товариществами (обществами) являют коммерческие организации с разделенным на доли учредите. (участников) уставным фондом. Имущество хозяйственного варищества (общества), созданное за счет вкладов участников процессе хозяйственной деятельности товарищества (обществ принадлежит коммерческой организации на праве собственное

Полное товарищество представляет собой товарищество, уча1 тники которого в соответствии с заключенным между ними дого; вором (учредительный договор), занимаются предпринимател кой деятельностью от имени товарищества и солидарно друг другом несут субсидиарную ответственность всем своим имущес­твом по обязательствам товарищества. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименования) всех его участников, а также слово "полное товарищество" либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и "полное товарищество".

Управление полным товариществом осуществляется по обще­му согласию всех участников. В случаях, оговоренных в учреди тельном договоре, решения могут приниматься большинством го лосов участников; при этом каждый участник имеет один голос. Каждый участник товарищества может заключать сделки от име­ни товарищества, если иное не предусмотрено договором. Специ­фика отношений с полным товариществом состоит в том, что в уч­редительном договоре ведение дел товарищества может быть воз­ложено на одного участника. В этом случае остальные участники товарищества для совершения сделок от лица товарищества дол­жны иметь доверенность от лица, на которое возложено ведение дел товарищества. В Гражданском кодексе Республики Беларусь специально оговаривается, что товарищество не вправе ссылаться на данное положение учредительного договора в случае, если по­добные сделки были заключены.

Коммандитное товарищество представляет собой товарищес­тво, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающи­ми по обязательствам товарищества всем своим имуществом (пол­ными товарищами), имеются участники (вкладчики или комман-.


i) которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не при­нимают участия в осуществлении товариществом предпринима­тельской деятельности. Фирменное наименование коммандитного товарищества должно содержать имена (наименования) всех пол­ных товарищей, а также слово "коммандитное товарищество" ли­бо имя одного или нескольких полных товарищей с добавлением слов "и компания" и "коммандитное товарищество".

Коммандитное товарищество называется также товарищес­твом "на вере", поскольку его члены-коммандиты не участвуют в управлении коммерческой организацией, т.е. фактически доверя­ют управление вложенным имуществом другим лицам — полным товарищам. Права коммандитов ограничиваются только правом участия в распределении прибылей; их доля определяется в соот­ветствии с учредительным договором.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) представ­ляет собой общество, учрежденное двумя и более лицами, устав­ный фонд которого разделен на доли в соответствии с учредитель­ными документами. Участники ООО не отвечают по его обяза­тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью об­щества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответ­ственностью". ООО действует на основании Учредительного до­говора и Устава.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) пред­ставляет собой общество, учрежденное двумя и более лицами, ус­тавный фонд которого разделен на доли в соответствии с учреди­тельными документами. Участники ОДО солидарно несут субси­диарную ответственность по его обязательствам своим имущес­твом в пределах, установленных учредительными документами. Размер ответственности определяется следующим образом: обяза­тельная ответственность (вклад учредителя в ОДО) + дополни­тельная ответственность (имущество, находящееся в собственнос­ти учредителя, пропорционально его вкладу в ОДО и в размере, установленном в учредительном договоре). Фирменное наимено­вание ОДО должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью". ОДО действует на основа­нии Учредительного договора и Устава.

Акционерное общество (АО) представляет собой общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пре­делах стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наимено­вание АО должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным. АО действует на основании


Учредительного договора и Устава. Акционерные общества под­разделяются на открытые и закрытые.

Открытое акционерное общество (ОАО) — это акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кру­гу лиц. ОАО проводит открытую подписку на акции и свободную их продажу на условиях установленных законодательством.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) — это акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции ограниченному кругу лиц с согласия других акционе­ров.

Производственный кооператив (ПК) представляет собой ком­мерческую организацию, участники которой обязаны внести иму­щественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обяза­тельствам производственного кооператива в равных долях, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полу­ченного годового дохода. Фирменное наименование ПК должно содержать его наименование и слова "производственный коопера­тив" или "артель". ПК действует на основании Устава. Член коо­ператива имеет один голос при принятии решений общим соб­ранием ПК. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иное не пре­дусмотрено Уставом ПК.

Унитарное предприятие (УП) представляет собой коммерчес­кую организацию, не наделенную правом собственности на зак­репленное за ней собственником имущество. УП действует на ос­новании Устава. Фирменное наименование УП должно содер-; жать указание собственника имущества. УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. УП могут быть созданы в форме государственных (республиканских, ко---мунальных) и частных унитарных предприятий.

Изменение организационно-правовой формы компании мож г
осуществляться добровольно — по решению учредителей/учас -
тников и принудительно — по решению суда или в соответствии с
требованиями законодательства. Например, в случае, если в сос­
таве ООО либо ОДО остался один участник, либо если в АО один
акционер приобрел все акции, то такие общества подлежат пре­
образованию в унитарные предприятия. •

Генетически организационно-правовые формы МП связаны следующим образом:

1. Хозяйственные товарищества могут участвовать в создании других хозяйственных товариществ и обществ; хозяйственные то­варищества одного вида могут преобразовываться в хозяйствен­ные товарищества другого вида, а также в хозяйственные общес­тва, производственные кооперативы, унитарные предприятия.


2. Хозяйственные общества могут участвовать в создании дру­
гих хозяйственных товариществ и обществ; хозяйственные об­
щества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные об­
щества другого вида, а также в хозяйственные товарищества, про­
изводственные кооперативы, унитарные предприятия.

3. Унитарные предприятия могут участвовать в создании хо­
зяйственных обществ, являться вкладчиками в коммандитных то­
вариществах, создавать унитарные предприятия; унитарные
предприятия могут быть преобразованы в хозяйственные товари­
щества или общества.

4. Производственные кооперативы не могут принимать учас­
тия в создании других хозяйствующих субъектов; производствен­
ный кооператив может быть преобразован в хозяйственное общес­
тво или товарищество, а также в унитарное предприятие.

5. Все коммерческие организации могут создавать представи­
тельства и филиалы.

Таким образом, преобразование организационно-правовой фор­мы МП может осуществляться на любой стадии жизненного цикла компании. Следовательно, выбор организационно-правовой формы МП не является критическим фактором с точки зрения ограничения потенциала роста экономической единицы; поэтому на начальном этапе следует выбирать ту организационно-правовую форму, кото­рая является оптимальной с точки зрения экономического риска, возможности мобилизации ресурсов, управляемости, сложности и скорости создания. Оптимальным является вариант создания МП в форме общества с ограниченной ответственностью.

Как видно из данных табл. 1.2, различные организацион­но-правовые формы малых предприятий имеют следующие осо­бенности:

• максимальные требования к собственнику установлены в
производственном кооперативе — собственник обязан не только
участвовать в управлении кооперативом (как полные товарищи в
полном и коммандитном товариществе), но и принимать личное
трудовое участие в деятельности кооператива. Далее следует пол­
ное товарищество — требования об обязательном участии в уп­
равлении малым предприятием, право управления может быть де­
легировано одному из участников. В хозяйственных обществах и
унитарных предприятиях собственник, сохраняя контроль над
Деятельностью предприятия, передает функции управления про­
фессиональному менеджменту;

• наибольшую степень контроля за деятельность созданного
субъекта хозяйствования обеспечивает собственнику организаци­
онно-правовая форма У П. УП могут участвовать в создании но­
вых субъектов хозяйствования только с разрешения собственни­
ка; отсутствует разделение права принятия решений между нес­
колькими собственниками;




 


• наибольшие возможности по привлечению ресурсов обеспе­
чивают ОАО: во-первых, не ограничивается круг потенциальных
вкладчиков в создаваемый хозяйствующий субъект; во-вторых,
больший размер уставного фонда ОАО создает дополнительные
гарантии для кредиторов. Поэтому традиционно форму ОАО ис­
пользуют при организации крупных компаний, не случайно поня­
тие "корпорация" в современной экономике ассоциируется с
объединением крупных капиталов и организацией крупномас­
штабного производства;

• наибольшую устойчивость функционирования имеют АО:
они не только позволяют привлечь с рынка значительный объем
ресурсов, но и без серьезных потрясений переносят выход из дела
одного из собственников; тогда как, например, полное товари­
щество при выходе из дела партнера прекращает свое существо­
вание;

• равные возможности минимизировать предпринимательский
риск предоставляют ОАО, ЗАО, ООО, поскольку в них отсут­
ствует возможность обращения взыскания на имущество соб­
ственников коммерческих организаций со стороны кредиторов
коммерческих организаций.

Выбор организационно-правовой формы малого бизнеса опре­деляется следующими факторами:

• вид деятельности (производство, торговля, строительство);

• предполагаемые масштабы деятельности;

• число учредителей;

• правовое регулирование предприятий: налогообложение,
нормативный механизм распределения доходов, правовой статус
компании в странах, в которых они планирует осуществление
внешнеэкономической деятельности;

• характер экономического риска деятельности.

2.2. Порядок создания и регистрации

Основными этапами создания МП являются: подготовка эко­номического обоснования создания и деятельности МП; выбор партнеров и проведение предварительных переговоров; подготов­ка учредительных документов и проведение собрания учредите­лей; оценка имущественного вклада и формирование уставного фонда МП; государственная регистрация МП (рис. 2.2).

Следует учитывать, что между этапами создания МП отсут­ствует четкая иерархия. Например, сначала может сформиро­ваться группа лиц, желающих совместно заниматься предпри­нимательской деятельностью, а затем начинается этап подго­товки обоснования экономической целесообразности; и наобо­рот: у предпринимателя появляется конкурентоспособная биз-


Рис. 2.2. Порядок создания малого предприятия

нес-идея, а затем уже он начинает поиск партнеров для ее сов­местной реализации.

Основные этапы создания МП более подробно рассматриваются ниже; в данном параграфе представлены общие требования к устав­ным документам МП и порядок его государственной регистрации.

Наиболее сложным является процесс подготовки учредитель­ных документов при организации хозяйственных обществ. Так, при организации общества с ограниченной ответственностью нор­мативный пакет учредительных документов включает: Договор о совместной деятельности (Учредительный договор) и Устав об­щества.

Учредительный договор устанавливает особенности взаимоот­ношений между участниками общества с ограниченной ответ­ственностью, а также обязательства участников перед обществом.

В уставе определяются особенности и правила, регулирующие деятельность компании, ее взаимоотношения с другими субъекта­ми, права и обязанности в определенной сфере хозяйственной де­ятельности. Устав должен содержать следующие сведения:


• вид общества (правовое положение, юридический адрес, на­
именование);

• цели деятельности общества;

• состав участников для общества с ограниченной ответствен­
ностью и общества с дополнительной ответственностью;

• размер уставного фонда общества, сведения о размере долей
каждого из участников, о размере, составе и порядке внесения
ими вкладов;

• порядок распределения прибыли;

• структуру и компетенцию органов управления и контроля
общества;

• права и обязанности участников общества;

• порядок принятия решений, в том числе перечень вопросов,
по которым необходимо единогласие или квалифицированное
большинство голосов;

• порядок ликвидации и реорганизации общества, в том числе
правила передачи участником своей доли третьему лицу, правила
выхода участника из общества.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган следующие документы [1]:

• заявление, анкету установленного образца, представляемую
каждым учредителем — физическим лицом;

• копию решения о создании коммерческой организации, ут­
вержденного в установленном порядке, или протокол собрания
учредителей (участников), содержащий такое решение;,

• учредительные документы: по два экземпляра копий устав!
и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммер-
ческой организации в случаях, когда законодательством пре­
дусмотрено заключение такого договора, нотариально заверен­
ных, если в соответствии с законодательством такое свидетель^
твование требуется;

• документы, подтверждающие формирование в cootbctctbi
с законодательством уставного фонда коммерческой организ
ции: платежный документ, подтверждающий внесение денежно]
вклада в уставный фонд, и заключение экспертизы о достоверно
ти оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в ус­
тавный фонд;

• документы, содержащие сведения о собственниках имущес­
тва (учредителях, участниках) коммерческой организации — фи­
зических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по послед­
нему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверен­
ная органом социального обеспечения по месту жительства или
иным органом в соответствии с законодательством, справка орга­
на занятости, если такие документы имеются;

• нотариально засвидетельствованные копии учредительных
документов и свидетельства о государственной регистрации в о г


ном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (учас­тника) коммерческой или некоммерческой организации;

. гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение коммерческой или некоммерческой органи­зации по месту нахождения;

• платежный документ, подтверждающий внесение платы за
государственную регистрацию.

Для государственной регистрации индивидуального предпри­нимателя в регистрирующий орган представляются:

. заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем, анкета ус­тановленного образца;

. документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту рабо­ты, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом соци­ального обеспечения по месту жительства или иным органом в со­ответствии с законодательством, справка органа занятости, если такие документы имеются);

. документ, подтверждающий внесение платы за государ­ственную регистрацию.

В отдельных случаях для начала деятельности после государ­ственной регистрации предприниматель (или коммерческая орга­низация) должны получить дополнительное разрешение — ли­цензию. Лицензирование предпринимательской деятельности осуществляется государственными органами для достижения сле­дующих целей:

• обеспечение национальной безопасности (производство про­
дукции военного и двойного назначения, атомная энергетика,
связь, средства массовой информации);

• обеспечение требуемого уровня качества продукции и услуг
в случаях, когда их производство требует специальных знаний
или специфических условий производства (производство лекар­
ственных препаратов, оказание аудиторских, медицинских услуг,
авиаперевозки и т.д.);

• контроль за уплатой налогов в высокодоходных сферах дея­
тельности (игорный бизнес);

• контроль за использованием полезных ископаемых, эколо­
гический контроль (нефтедобыча, экспорт редких видов полез­
ных ископаемых);

создание привилегированного положения на рынке для от­
дельных хозяйствующих субъектов.

Республике Беларусь лицензирование предпринимательской осУществляют соответствующие министерства и ве-a- кот°Рые занимаются регулированием экономических от-в выбранной сфере. Так, например, Министерство здраво-


охранения выдает разрешения МП для осуществления фармацевти­ческой деятельности, производства и реализации медицинской тех­ники, обучения медицинских работников, Министерство лесного хозяйства выдает лицензии на осуществление предпринимательс­кой деятельности в области заготовки древесины, древесных соков, лесопильного и строгального производства и т.д. [2].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.