Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 15.8




Характеристика благотворительной деятельности в России. В первом полугодии 2002 г. в стране было официально объявлено 136 конкурсов на участие в разнообразных программах, осуществляемых более чем 70 организациями и фондами из 10 стран, включая Россию. Авторы исследования, организованного Союзом благотворительных организаций, пришли к следующим выводам:

· основными организаторами конкурсов в России являются иностранные частные и общественные благотворительные фонды и организации, ими объявлено более 60% конкурсов;

· подавляющее число всех иностранных благотворительных организаций, распределяющих свои средства в России, составляют организации США (более 64%). Среди них лидером является Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Его программы составляют 47% от общего числа конкурсов, проводимых американскими организациями, и 30% от всей зарубежной грантовой поддержки;

· приоритетными направлениями поддержки благотворительными организациями являются: наука и образование (53%). Значительно отстает от них культура, программы ее поддержки составляют лишь 6% от общего числа программ;

· культура поддерживается прежде всего иностранными организаторами конкурсов, их вложения составляют 86% всех средств, выделяемых на нее благотворительными организациями;

· российские благотворительные организации предпочитают поддержку проектов, связанных с инновационной деятельностью, а также направленных на развитие экономики и бизнеса.

 

Результаты приведенного исследования свидетельствуют, что поддержка культурной деятельности еще не стала приоритетной для благотворительных организаций, работающих в России. Однако немало зарубежных фондов такую поддержку оказывают и в настоящее время.

Большую часть благотворительных поступлений для учреждений культуры могут обеспечить в России коммерческие хозяйствующие субъекты. Практика показывает, что именно к коммерческим структурам (фирмам, банкам, агентствам) менеджеры культуры обращаются прежде всего, и именно у них организации культуры чаще, чем у благотворительных фондов или частных лиц, находят необходимую поддержку.

Так, по данным российского представительства британского благотворительного фонда CAF (Cbarity Aid Foundations), 70% отечественных фирм жертвуют деньги на благотворительность организациям социальной сферы. В среднем на эти цели они перечисляют в год 1,5 млрд. долл.14 Эти цифры пока несопоставимы с данными о благотворительности в США, где ежегодные пожертвования исчисляются сотнями миллиардов долларов. Возрождение благотворительности в России — процесс длительный, зависящий от многих факторов: стабильного развития экономики, роста банковского и промышленного капитала, возрождения норм морали и нравственности владельцев больших и малых капиталов. Но начало положено. Свидетельство тому — деятельность отдельных коммерческих структур.

Даже после отмены налоговых льгот активную благотворительную деятельность продолжают вести такие крупные компании, как «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», холдинг «Интеррос», стремящиеся поддерживать новые проекты в области культуры, которые продвигают государственные организации. На этом же поле действуют известные кредитные организации: Альфа-банк, Внешэкономбанк, Банк Москвы, Национальный резервный банк и др. Так, финансовая помощь культуре является основным направлением благотворительной деятельности Альфа-банка, который, в первую очередь, поддерживает изобразительное искусаво, балет и джаз. Московский кредитный банк сосредоточил свою благотворительную деятельность на обеспечении сотрудничества деятелей культуры и искусства России и Германии и т. д. Приведем еще ряд примеров.

Пример 15.9.

Благотворительность банков. О возрождении благотворительности в России говорят сведения о деятельности 18 банков, входящих в Ассоциацию банков Северо-Запада15. Некоторые из них перечислили значительные средства на поддержку социально значимых программ. Например, Балтийский банк потратил 3,8 млн. руб.; банк «Менатеп - С.-Петербург» — 11 млн. руб.; Северо-западный Сбербанк России - 8 млн. руб. Всего за год банками было поддержано 189 проектов. На первом месте в их числе (45 проектов, т. е. 23,8 %) - оказание социальной помощи малообеспеченным, инвалидам, больным, особенно нуждающимся в помощи детям. На втором месте (41 проект, 21,7%) - поддержка культуры, искусства и восстановления исторических памятников. На третьем, четвертом и пятом местах - взносы в проекты, связанные с развитием городов (30 проектов), науки и образования (29 проектов) и спорта (17 проектов). И это далеко не полный перечень благотворительности банков в России.

 

Многие организации культуры и искусства - Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Эрмитаж, ряд крупных и небольших театров - не сумели бы полностью реализовать концепции своего развития, не имей они донорской поддержки. Поэтому, продолжая разговор о благотворительной деятельности в России, приведем еще ряд иллюстративных примеров из практики культурного спонсорства и меценатства.

Пример 15.10.

Практика благотворительности. В 2000 г. Мариинский театр получил от американского миллиардера Альберто Виллара 14 млн. долл. на свое развитие и постановку новых произведений. Эрмитаж смог издать иллюстрированный путеводитель по своим залам при помощи Всемирного банка, получив на эту цель 200 тыс. долл. Этот же банк выделил 136 тыс. долл. Пушкинскому Дому на издание 35 книг по научно-массовому пушкиноведению. Блестящие проекты Русского музея были бы маловероятны без поддержки Балтонексимбанка, Сбербанка России и все того же Всемирного банка: последний предоставил сумму в 60 тыс. долл., чтобы осуществить проект «Русский музей — детям».

За последние несколько лет московский театр «Современник» неоднократно менял, искал и с успехом находил нового генерального спонсора. Издание одного из лучших журналов по искусству «Русская галерея» было бы невозможно без интенсивных усилий со стороны его руководства, направленных на привлечение спонсорских средств. Спонсором гастролей коллективов и исполнителей Красноярской филармонии по Сибири выступило МПС; гастроли Тюменского театра драмы и комедии по Сибири были обеспечены Тюменской нефтяной компанией; гастроли театра им. Евг. Вахтангова в Сургуте стали возможными благодаря Сургутнефтьбанку; гастроли Новосибирского театра музыкальной комедии в Усть-Илимске, где население никогда не видело музыкального спектакля, осуществились с помощью местного целлюлозно-бумажного комбината, пригласившего театр на свой юбилей.

Пример 15.11.

Практика благотворительности (продолжение). Финансовая поддержка от доноров поступает по самым разным адресам: от молодого художника из провинциального города до крупнейшего музея России. Количественное выражение этой поддержки колеблется в диапазоне от нескольких сотен рублей, пожертвованных на шитье костюмов для маленькой театральной студии, до миллионов долларов, которые крупные корпорации предоставляют организациям культуры, имеющим «имя». Предпочтение в своих симпатиях российские меценаты и спонсоры отдают элитарным направлениям в искусстве: музыка, театр, музеи, балет. Однако при продуманной работе с благотворителями даже небольшие организации культуры могут рассчитывать на их поддержку. Так, при своем становлении молодежный театр «Творческая Мастерская» в Петрозаводске нашел трех спонсоров для обеспечения начала своей творческой деятельности. В том же Петрозаводске совсем маленький музей истории села Соломенного получил денежную и организационную безвозмездную поддержку от крупного предпринимателя. Другой пример: в музыкальной школе поселка Красная Долина Ленинградской области создан клуб друзей, помогающих школе.

Вместе с тем наибольшее число благотворительных акций и наибольшие денежные средства связаны либо с выдающимися деятелями искусства, либо с крупными престижными культурными проектами. Без участия доноров было бы практически невозможно осуществление целого ряда крупных культурных акций, таких, например, как: организация вечера балета, доходы от которого поступили в Фонд развития Большого театра (финансирование в размере 150 тыс. долл. было осуществлено фирмой IСN Pbarmaceuticals) проведение ежегодного национального театрального фестиваля «Золотая Маска» (361 тыс. долл. в 2002 г. была получена от спонсоров, что составило более трети всех полученных средств); проведение театрального фестиваля «Чайка», фестиваля им. Соломона Михоэлса, международного музыкального фестиваля «MIF», генеральным спонсором которого выступила фирма «Hennessy» и т. д. Большой вклад благотворители внесли в подготовку к юбилейным торжествам в С.-Петербурге.

 

Пример 15.12. Практика благотворительности (продолжение). В 1995-1996 гг. иностранные доноры обеспечивали проведение 18% культурных акций в России, в 1997-1998 гг. -24%, в 1999-2000 гг. - 33%. Причем диапазон статуса благотворителя (как и в случае с отечественными донорами) весьма широк: от частного лица (Вэн Клайберн, Элен Строганова, Поль Леперк, Альберто Вилар и др.) до крупнейших корпораций и фондов (компании «Филип Моррис», «Де Бирс», автомобильный концерн «Фольксваген» и пр.). Как и отечественные благотворители, один иностранный спонсор зачастую финансирует разные культурные организации или даже разные культурные акции. Компания «Бритиш Американ Тобакко» выступает, например, как спонсор выставки «Живопись эпохи романтизма» в галерее «Дом Нащокина» (Москва) и как один из спонсоров Третьяковской галереи, подарив галерее работы В. Сурикова «Иллюминация московского Кремля» и К. Маковского «Цветущий миндаль». Фирма «Кодак» являлась спонсором фестиваля «Спорт в фотографиях» и финансово поддержала издание журнала «Русская галерея». Британский Совет передал в дар Челябинской областной научной универсальной библиотеке «Лучшие книги тысячелетия» - 250 произведений классиков литературы от Платона до Шекспира16.

 

Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает материальное стимулирование физических лиц, оказывающих благотворительную поддержку в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Вместе с тем, в отличие от американской традиции, пожертвования частных лиц российским организациям культуры не представляют пока сколько-нибудь значимую статью финансовых ресурсов указанных организаций.

Так, по итогам декларационной кампании 2002 г. из 2,5 млн. декларантов о вычете «на благотворительность» попросили всего 3,5 тыс. человек, направивших на эти цели около 107 млн. руб. По всей видимости, это связано с объективными причинами: отсутствием традиций благотворительной деятельности, низким уровнем жизни населения, сложностями передачи взносов и т. п. Однако физические лица могут принести немалую пользу организациям культуры, даруя им свой опыт, знания, свободное время. Речь идет о волонтерстве, которое начало возрождаться и в России17. Способствует привлечению волонтеров формирование при организациях культуры клубов друзей или иных обществ, которые объединяли бы людей, сочувствующих организации и желающих помочь ей в решении различных проблем. Привлекая добровольных помощников к деятельности музея, библиотеки, клуба, менеджеры дают им возможность проявить себя с позитивной стороны, совершить благое дело, приблизиться к популярным людям, к творческой жизни.

Примеры донорской активности можно было бы продолжить, но этот источник финансирования культурной деятельности не может заменить государственную поддержку, без которой развитие культуры в России просто невозможно. И, завершая сюжет о благотворительности, подчеркнем, что в отличие от американской практики в российской реальности донорские вклады не являются сегодня значимой статьей дохода организаций культуры (табл. 15.1).

 

 

Таблица 15.1. Донорский вклад в культуру

Тип учреждений Поступления от спонсоров и меценатов, в % к общей сумме доходов государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства России
   
Библиотеки 2,0 1,2
Музеи 3,6 2,7
Культурно-досуговые учреждения 1,5 1,1
Парки культуры и отдыха 0,9 1,7
Театры 3,6 2,9
Концертные организации и коллективы 4,3 1,4

 

В целом же оживление меценатства и спонсорства в России можно рассматривать лишь как начальную стадию развития благотворительности. Это процесс двусторонний, охватывающий не только спонсоров и меценатов, жертвующих принадлежащие им средства на культуру, но и сами организации культуры, занимающиеся фандрейзингом, формирующие интересы и создающие мотивы поддержки культурной деятельности у доноров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.