Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация внешнеэкономической деятельности малых предприятий




Vrurur/» Traunrr't

где И — сумма капиталовложений в проект в i-м году; Rj — сумма доходов от проектов (прибыль + амортизационные отчисления) в;-м году; г — ставка процента по депозитам; i — год вложения средств в проект; / — год получения дохода от реализации проекта; т + п + 1 — время жизни инвестиционного проекта; 1 / (1 + г)1') — коэффициент дисконтирования, q.

Если NPV > 0, капиталовложения в проект считаются эффек­тивными.

Если NPV < О, капиталовложения в проект считаются неэф­фективными.

Пример. Срок жизни инвестиционного проекта — 6 лет; капитальные вложе­ния составляют 100 млн р. в 1-й год, 100 млн р. во 2-й год; чистый доход (при­быль + амортизационные отчисления) по проекту составляет 10 млн р. (3-й год), 10 млн р. (4-й год), 15 млн р. (5-й год), 20 млн р. (б-й год), в конце 6-го года ком­пания продана внешнему инвестору с чистой прибылью в 150 млн р. Ставка про­цента (г) по депозитам составляет 10 %. Определить внутреннюю норму рента­бельности проекта.

 

Период времени Объем инвес­тиций (It), млн р. Чистый до­ход (Rj), млн р. Коэффициент дисконтирования при г = 0,1 Чистая дисконтиро­ванная стоимость проекта, млн р.
0 100 1 100 2 _ 3 4 5 0,9091 10 0,8264 10 0,7513 15 0,6830 270 0,6209 100 -91 83 75 -65 NPV = 103

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет со­бой совокупность производственных, коммерческих и финансо­вых операций компании, осуществляемых на зарубежных рынках в рамках выбранной внешнеэкономической стратегии. Реализа­цию ВЭД компания осуществляет, руководствуясь собственными целями на основе принципа коммерческого расчета и окупаемости внешнеэкономических операций МП. Основными видами ВЭД являются:


• внешнеторговая деятельность — предпринимательство в об­
ласти международного обмена товарами, услугами, результатами
интеллектуальной деятельности;

. производственная кооперация (см. § 6.1);

• международное инвестиционное сотрудничество; предпола­
гает совместное участие хозяйствующих субъектов из разных
стран в реализации международных инвестиционных проектов;

• валютно-финансовые операции — деятельность хозяйствую­
щих субъектов по привлечению финансовых средств из-за рубе­
жа, осуществлению зарубежных инвестиций, международных
расчетов.

Основным видом внешнеэкономической деятельности МП являются экспортно-импортные операции. Однако сама внеш­неторговая операция помимо собственно экспортно-импортной сделки, т.е. контакта МП с иностранной компанией-импорте­ром, предполагает более широкий спектр необходимых контак­тов и включает ряд связанных операций: так, например, экспор­тная сделка для МП предполагает контакты с таможенными ор­ганами, субъектами валютного контроля (банки), профессио­нальными участниками валютно-финансового рынка в рамках операций купли-продажи иностранной валюты и хеджирования валютных рисков, международными перевозчиками и страхо­выми компаниями и др. (рис. 3.7).

Таким образом, внешнеторговая сделка является одним из наиболее сложных видов экономических операций малого пред­приятия, требует от руководителя компании знания основ меж­дународного права, законодательства страны-импортера, наци­онального таможенного, валютного, внешнеторгового законода­тельства.

Основным элементом внешнеторговой операции является эк­спортно-импортная сделка между малым предприятием и инос­транной компанией-импортером. Этапы подготовки и реализации внешнеторговой сделки включают:

1. Исследование рынка: определение цены, качества товара на
иностранном рынке.


где Ех — экономическая эффективность экспорта, тыс. р. / тыс. р.; Icur — рублевый эквивалент перечислений в валютный фонд пред-

 

2. Оценка экономической целесообразности внешнеторго­
вой сделки. Основным принципом оценки эффективности
внешнеторговых сделок является принцип приведения затрат и
результатов в сопоставимый вид по объему, качеству, периоду
времени. Экономическая эффективность экспорта оценивается
следующим образом:



 


приятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки в рубли по рыночному курсу на дату поступления валюты (Icur = F(Px, CUR)), тыс. p.; In — рублевая выручка от обязательной продажи части валютной выручки государству, тыс. р.; Сх — полные затраты предприятия на экспорт—затраты на производство и реализацию продукции, тыс. р.


где Еп — эффективность реализации продукции на внутреннем рынке.


Решение об экспорте является экономически обоснованным в том случае, если эффективность экспортной сделки выше эффек­тивности реализации данной продукции на национальном рынке (не внутреннем, так как продукция может быть реализована иностранным покупателям — их представительствам на террито­рии РБ).

где Р* — стоимость данного количества экспортной продукции во внутренних ценах; С* — затраты на производство экспортной продукции и ее реализацию на внутреннем рынке.

В данном случае имеется в виду бухгалтерский подход, кото­рый учитывает только явные выгоды и издержки; в то же время эффект от экспортной сделки может выражаться в таких преиму­ществах для МП как расширение рынков сбыта, приобретение опыта международных операций, приближение масштаба про­изводства к минимальному эффективному масштабу.

3. Оценка таможенных, технических барьеров для реализа­
ции сделки: в частности, проблемы могут возникнуть при несоот­
ветствии качества товара, его упаковки и маркировки националь­
ным стандартам.

4. Заключение контракта международной купли-продажи то­
вара и реализация внешнеторговой сделки. При проведении пере­
говоров и заключении внешнеторговой сделки МП целесообразно
использовать международную систему электронного документоо­
борота (EDI), позволяющую существенно снизить расходы и по­
высить скорость реализации сделки.

Договор международной купли-продажи товаров включает следующие основные статьи:

1. Предмет и объект договора. Предметом договора являются действия, которые должны совершить стороны сделки: для наци­онального предприятия — поставить товар в соответствии с усло­виями договора, для иностранной компании — принять и опла­тить товар. Объектом договора являются продукция (работы, ус-


луги), соответствующая установленным в контракте требованиям по количеству и качеству.

2. Базисные условия поставки товара. Базисными условиями
в контракте купли-продажи называют специальные условия, ко­
торые определяют обязанности продавца и покупателя по постав­
ке товара и устанавливают момент перехода риска случайной ги­
бели или повреждения товара с продавца на покупателя. Расходы
по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену
товара, поэтому эти условия называются базисными. Эти расхо­
ды могут достигать 40 — 50 % цены товара и включают: расходы
по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества,
отбор проб, упаковка); оплату погрузки товара на перевозочные
средства внутреннего перевозчика; оплату перевозки товара от
пункта отправления до основных перевозочных средств; оплату
расходов по погрузке товара на основные перевозочные средства
в пункте экспорта; оплату стоимости транспортировки товара
международным транспортом; оплату страхования груза в пути
при перевозке морским транспортом; расходы по хранению това­
ра в пути, перегрузке, выгрузке товара в пункте назначения; рас­
ходы по доставке товара от пункта назначения до склада покупа­
теля; оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе
таможенной границы. Международные коммерческие термины —
ИНКОТЕРМС (действующая редакция вступила в силу
01.01.2000 г.) представляют собой свод международных правил
для единообразного толкования наиболее употребительных в
международной торговле терминов, относящихся к базисным ус­
ловиям международных контрактов. Они носят так называемый
факультативный характер и их применение в полном объеме или
в какой-то части зависит от желания сторон. При несовпадении
толкования базисных условий поставки в контракте купли-прода­
жи товаров и в ИНКОТЕРМС —2000 приоритет имеют условия
контракта. Если стороны при определении базисных условий пос­
тавки в контракте купли-продажи намерены придерживаться тол­
кования, предложенного в ИНКОТЕРМС —2000, они должны
сделать соответствующую ссылку на него в контракте.

3. Цена товара. При установлении цены товара в контракте оп­
ределяются единица измерения, валюта цены, базис цены, способ
определения цены. При установлении единицы измерения товара
следует уделить внимание торговой практике страны-импортера.
Например, одинаковые по названию единицы измерения в разных
странах содержат совершенно различные количества товаров (аме­
риканская "короткая" тонна — 907 кг, английская "длинная" тон­
на — 1016 кг, метрическая тонна — 1000 кг). В зависимости от спо­
соба фиксации цены подразделяются на: твердые (устанавливаются
при заключении сделок и не подлежат в дальнейшем каким-либо из­
менениям); скользящие (устанавливаются в момент подписания


контракта и корректируются в случае изменения издержек про­изводства в период исполнения контракта); подвижные (фиксиру­ются в момент подписания контракта, в дальнейшем могут быть пе­ресмотрены в зависимости от изменения рыночных цен на данный товар, при этом должен быть указан источник, по которому можно судить об изменении рыночной цены, и предел, в рамках которого не производится пересмотр цены); цены с последующей фиксацией (не оговариваются в момент подписания контракта; в этом случае регламентируется порядок их исчисления к моменту платежа).

4. Срок поставки товара и условия приемки товара. Как пра­
вило, товар должен сдаваться/приниматься по качеству и коли­
честву в месте, где происходит переход права собственности на
товар с продавца на покупателя.

5. Условия платежа. При определении условия платежа в кон­
тракте устанавливаются: валюта платежа, срок платежа, способ
платежа и форма расчета, оговорки, направленные на уменьше­
ние или устранение валютного риска.

6. Права и обязанности сторон. Основная обязанность продав­
ца — поставить данный товар в установленный срок и в установ­
ленное место, обеспечив надлежащее качество, упаковку и марки­
ровку товара; основная обязанность покупателя — принять товар
и оплатить за него цену на условиях контракта. Механизм распре­
деления прав и обязанностей между покупателем и продавцом
оговаривается также в базисных условиях поставки.

7. Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение
обязательств по договору. Санкции в виде пени, неустойки, штра­
фов уплачиваются продавцом или покупателем за невыполнение
или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору.
При этом возмещению подлежит только ущерб, который является
непредотвратимым, т.е. на потерпевшую сторону возлагается обя­
занность по уменьшению неблагоприятных последствий, вызван­
ных условиями контракта.

8. Условия освобождения от ответственности и порядок рас­
торжения договора. Сторона не несет ответственности за неиспол­
нение своих обязательств в случае возникновения обстоятельств,
препятствующих выполнению контракта, которые невозможно
было предвидеть или предусмотреть при его подписании. Такие
обстоятельства называют обстоятельствами непреодолимой силы
(force-majeure). В контракте также указывается название органи­
зации (как правило, торговая палата), которая будет свидетельс­
твовать о наступлении и продолжительности действия непредви­
денных обстоятельств путем выдачи соответствующих докумен­
тов, как правило, Национальная торгово-промышленная палата.

9. Порядок разрешения споров. При заключении контракта
стороны могут установить, в какой орган они должны будут обра­
щаться при возникновении споров; это может быть Националь-


ный арбитражный суд, арбитражный суд при торгово-промыш­ленной палате, Международный коммерческий арбитражный] суд, арбитражный суд при Международной торговой палате и др.

10. Язык договора, применимое право. Вне зависимости от то-1 го, право какой страны регулирует реализацию внешнеэкономи­ческой сделки по соглашению сторон, все экспортно-импортные сделки регулируются Конвенцией ООН 1980 г. "О договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция)". Она содержит унифицированные правила, регулирующие куплю продажу товаров, которые могут быть применимы для большин­ства стран. При этом положения Конвенции носят диспозитивный характер, т.е. стороны могут в договоре отступить от любого из них или изменить его действие. Она применяется только к догово­рам, которые носят международный характер (коммерческие предприятия должны находиться в разных государствах).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.