Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффективности функционирования малого предприятия




Показатели, используемые для оценки эффективности фун­кционирования малого предприятия, могут быть разделены ш три основные группы.

1.Коэффициенты рентабельности компании.

2. Показатели финансовой устойчивости компании.

3. Показатели управления ресурсами.

В первую группу показателей включены коэффициенты, поз­воляющие проанализировать эффективность работы МП как еди­ного хозяйственного комплекса, сравнить эффективность вложе­ния средств предпринимателей в данный вид бизнеса с альтерна-


тивными вложениями, а также с показателями компании-конку­рентов; также на основе данных показателей компания может планировать величину прироста средств компании, оценивать влияние на эффективность работы компании различных видов расходов. Данная группа показателей включает: • рентабельность продукции

где Ri — рентабельность i-ro вида продукции; Р, — прибыль от реализации i-ro вида продукции; С, — себестоимость г-го вида продукции;

• рентабельность активов компании

где Ra рентабельность активов компании; Рп чистая годовая прибыль компании; А — стоимость активов компании на конец года;

• рентабельность собственного капитала компании

где Ra.0 рентабельность собственного капитала компании; Р„ — чистая годовая прибыль компании; А0 стоимость соб­ственного капитала компании на конец года;

• коэффициенты затратоемкости валовой выручки компании

где Ка — коэффициент затратоемкости валовой выручки компа­нии (по г-му виду затрат); Ci — годовой уровень i-ro вида затрат; / — валовая годовая выручка от реализации продукции МП.

Коэффициенты финансовой устойчивости компании позволя­ют оценивать возможности компании погашать долги кредиторам и соответственно возможности компании выступать заемщиком:

• коэффициент общей ликвидности



коэффициент абсолютной ликвидности

где Л™ — денежные средства компании; Lc — стоимость краткос­рочных обязательств компании;

• коэффициент концентрации собственного капитала

гдеЛос — стоимость собственного капитала компании; At сто­имость общего капитала компании.

Коэффициенты управления ресурсами позволяют оценивать эффективность различных подсистем предприятия: системы уп­равления персоналом, системы снабжения и сбыта и др. Показа­тели данной группы можно сгруппировать следующим образом:

1) эффективность управления персоналом:

• выручка от реализации продукции на одного работающего
на МП;

• прибыль на одного работающего на МП;

• производительность труда одного работника;

• эффективность затрат на рабочую силу

где 1„ег empi — валовая выручка (прибыль)от реализации продук­ции МП на одного занятого; Sperempi — среднегодовой объем зат­рат на рабочую силу;

2) эффективность управления основным капиталом компании: • коэффициент обновления основных фондов

где Ап — стоимость новых основных фондов; Л,1 — стоимость ос­новных фондов МП на конец года; • фондоотдача

где 1р — годовая выручка от реализации продукции МП; А\ — стоимость основных фондов МП на конец года;


где Qf — фактически достигнутая производительность оборудо­вания; Qp проектная производительность оборудования;

 

• коэффициент интенсивной загрузки оборудования



коэффициент экстенсивной загрузки оборудования

где Т(— фактическое время работы оборудования; Тр про­ектное (нормативное) время работы оборудования;

3) эффективность использования оборотного капитала: • коэффициент оборачиваемости оборотных средств

где п — число оборотов оборотного капитала компании за год; 1р — годовая выручка компании от реализации продукции; Ас — стоимость оборотных активов компании; • коэффициент оборотов запасов

где ns число оборотов производственных запасов компании за год; Ус — годовая величина переменных затрат на производство продукции; 5 — величина производственных запасов компании.

Литература

1. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. СПб.: Ле-
низдат, 1996.

2. Уилсон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: Пер. с англ. / Под
ред. В.А. Мирюкова. М: Аудит, ЮНИТИ, 1995.

3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд.
доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999.

4. Андреева О.Д. Технология бизнеса. Маркетинг: Учеб. пособие. М.: Дело,
2001.

 

5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего
субъекта. 2-е изд. доп. М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Бирюков Е.В. Инновационная деятельность в антикризисном управлении.
Ростов н/Д: Ростов, ун-т, 2001.

7. Богатин Ю.В. Экономическое управление бизнесом. М.: ЮНИТИ-ДА-
НА, 2001.

8. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций / Р. Брюк, Е. Калин-
кин, Ж. Виане и др. М.: Экономика, 2001.

9. МиротинЛ.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, поло­
жения, процедуры. М.: ИНФРА-М, 2002.

 

10. Попондопуло В.Ф. Правовое регулирование несостоятельности (банкрот­
ства) предпринимателя: Учеб.-метод, и практ. пособие. СПб.: Лань, 2001.

11. Сергеев И.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии.
М.: Финансы и статистика, 2002.

12.Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия решений / Под ред.
В-М. Попова, С.И. Ляпунова. М.. КноРус, 2001.


Вопросы для самоконтроля

1 Какие виды финансовых планов составляются на малом предприятии?

2. Какие концепции маркетинга могут использоваться предпринимателем
при организации сбыта?

3. Какие этапы включает маркетинговое исследование?

4. Охарактеризуйте особенности планирования численности и профессио­
нально-квалификационной структуры персонала на малом предприятии.

5. Какие формы оплаты труда могут применяться на малом предприятии?
6 Охарактеризуйте методику планирования закупок на малом предприятии.

7. Какие системы налогообложения может применять малое предприятие? В
чем их преимущества и недостатки?

8. Какие показатели финансового состояния компании подлежат постоянно­
му мониторингу со стороны менеджмента малого предприятия?

9. Перечислите основные направления внешнеэкономической деятельности
малого предприятия.

10. Какие показатели используются при оценке эффективности функциони­
рования малого предприятия?


Глава 4. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 4.1. Мировой опыт стимулирования деловой активности

Стимулирование деловой активности в экономике направлено на решение ряда задач в зависимости от состояния национальной экономики.

1. Повышение деловой активности в период экономического

спада и снижение (торможение) деловой активности в период подъема.

2. Стимулирование деловой
активности в определенных фор­
мах и сферах деятельности.

3. Управление деловой ак­
тивностью для достижения об­
щеэкономических целей (сниже­
ние общего уровня безработицы,
наукоемкая реструктуризация
экономики).

Процесс стимулирования де­ловой активности включает сле­дующие этапы (рис 4.1).

Система стимулирования де­ловой активности формируется исходя из целей и задач государ­ственной политики, условий и факторов ее реализации; види-


мая (для предпринимателей) часть этого механизма включает конкретные инструменты в форме налоговых льгот, дотаций и последующего изменения экономической среды деятельности предпринимателей. Представленная схема объясняет причины, по которым часть предпринимательского сектора остается без внимания со стороны государства: система инструментов включа­ет, как правило, различные виды финансовых льгот, поскольку основным стимулом для предпринимателя была и остается при­быльность вложения капитала; эти льготы представляют собой не что иное, как государственные ресурсы, ограниченность которых и объясняет необходимость целевого, выборочного поощрения предпринимательского сектора.

Инструменты государственного регулирования подразде­ляются на две группы:

1) административные: государство прямо через соответству­
ющие законодательные акты предписывает предпринимателям,
каким образом они должны изменить свою хозяйственную дея­
тельность. Например, вводя систему лицензирования, государ­
ство ограничивает предпринимательскую активность, конкурен­
цию в отдельных отраслях;

2) экономические: государство воздействует на поведение
предпринимателей путем изменения существующей системы сти­
мулов и/или экономического риска. Например, предоставляя га­
рантии по кредитам, государство стимулирует реализацию выгод­
ных для общества проектов или, снижая уровень налогов, повы­
шает прибыльность предпринимательской деятельности, что в
свою очередь стимулирует включение в бизнес новых субъектов.

Эти типы инструментов взаимосвязаны; например, государ­ство создает целевой инвестиционный фонд и обязывает предпри­нимателей определенную часть своих доходов перечислять в этот фонд: в результате применения административной меры незначи­тельно снизится рентабельность предпринимательской деятель­ности, одновременно данный фонд используется для поддержки инновационного предпринимательства, т.е. становится основой системы экономического стимулирования предпринимательской деятельности в приоритетной сфере.

Особенности государственной поддержки малого бизнеса оп­ределяются особенностями функционирования МП:

1) небольшой размер располагаемых ресурсов;

2) большая чувствительность к изменениям экономической
конъюнктуры;

3) невысокое качество ресурсов;

4) высокая чувствительность к изменению постоянных из­
держек.

Система государственной поддержки малого предпринима­тельства в Российской Федерации сходна с системой государ-

43ак 2124


ственной поддержки развития малого бизнеса, которая действует в Республике Беларусь- действует закон "О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации", постановления Правительства РФ "О развитии инвестиционной деятельности", "О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса", Федеральная программа поддержки малого предприни­мательства на определенный год, создан Государственный коми­тет РФ по поддержке малого предпринимательства, Федераль­ный фонд поддержки малого предпринимательства, Федераль­ный фонд содействия развитию малых форм предприятий в науч­но-технической сфере.

В реализации системы стимулирования деловой активности в сфере малого бизнеса задействованы как профильные учрежде­ния — Торгово-промышленная палата, Министерство экономики, Министерство внешнеэкономических связей, так и другие — Ми­нистерство финансов, МИД, Государственный таможенный коми­тет, Роспатент, МЧС России, Федеральная комиссия по ценным бу­магам, Министерство культуры, Министерство образования РФ.

Система льгот включает:

1.Гарантированное участие субъектов малого предпринима-,
тельства в размещении госзаказов.

2. Льготное кредитование и долевое участие государства в ор­
ганизации промышленных производств МП.

3. Освобождение или уменьшение ставки налогов, налоговое
кредитование.

Так, например, в соответствии с указом Президента РФ от 22 12.1993 № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней" и постановле­нием Правительства РФ от 29.04.1994 № 409 "О мерах по госу­дарственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994 — 1995 гг." установлены налоговые каникулы по налогу на прибыль для малых предприятий в АПК, производстве ТИП, ме-! дицинской техники, лекарственных средств, строительстве, зани­мающихся производственной деятельностью, при условии, что* выручка от указанных видов деятельности составляет 70 % общей ] суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).

Малые и средние предприятия в США создают 50 % ВНП, з действуют около 54 % занятых в экономике, в Японии на долю мел- j ких и средних предприятий приходится 55 % реализованной про-] дукции промышленности, 80,6 % занятых в экономике. Практичес-j ки во всех развитых странах особенности государственного регули-1 рования малых предприятий закреплены в специальных законода-] тельных актах "Акт о мелком бизнесе" в США, "Основной закон < мелких и средних предприятиях" в Японии, "Картельное право" ъ\ Германии В США в 1953 г создана Администрация по делам мало-| го бизнеса (АМБ), в функции которой входят финансовая помощь|


технические и консультационные услуги, содействие в получении госзаказов Структура АМБ имеет три уровня' штаб-квартиру в Нью-Йорке, 10 региональных объединений, более 100 местных от­делений, расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с местными органами государственной власти, колледжа­ми, университетами, предприятиями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и другими федеральными ведомствами: цен­трами развития мелкого бизнеса, институтами мелкого бизнеса, ми­нистерством внутренних дел, министерством жилищного строи­тельства и городского развития, национальным научным фондом, осуществляющим узкоцелевые программы помощи отдельным группам предпринимателей, торгово-промышленными палатами, которых насчитывается более 2700.

Сходные структуры поддержки развития мелкого предприни­мательства существуют в Германии, Японии, Франции. В прави­тельственную политику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и создание так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уставе которых оговорен бесприбыль­ный характер, обычно создаются совместно государственным и частным секторами для содействия какому-то региону в создании и развитии частных предприятий.

Общая стратегия оказания государственной поддержки разви­тия малого предпринимательства в развитых странах направлена на: упрощение процедуры регистрации, повышение уровня дело­вой квалификации, оказание юридических услуг, обеспечение оп­ределенных гарантий на случай дефицита финансовых ресурсов, налаживание контактов между инвесторами и МП, улучшение доступа малого и среднего предпринимательства к государствен­ным контрактам.

Финансовая поддержка МП в развитых странах предусмат­ривает:

• кредитование — предоставление прямых кредитов, т.е. фи­
нансируемых из государственных источников, гарантированных
кредитов, т.е. выдаваемых частными структурами под государ­
ственные гарантии, и смешанных кредитов.

Во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кредитова­ния на льготных условиях закупок оборудования малыми и средними предприя­тиями, создано национальное агентство по внедрению результатов исследований, компенсирующее до 50 % расходов на НИОКР малых и средних компаний,

• целевое бюджетное финансирование проектов малого бизне­
са, участие в акционерном капитале.

В Германии государство для поддержки инновационной деятельности созда-^° около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в 2 млрд евро, из от°рых 20 % инвестируется в инновационные предприятия,


• налоговое регулирование — широко используется уменьше­
ние ставки налогов в зависимости от размера предприятия, регио­
на, сферы деятельности, сужение налоговой базы, налоговые кани­
кулы и налоговые кредиты, ускоренная амортизация, установле­
ние минимума годового дохода, который не облагается налогом.

В США действует закон "Об инвестициях в трудовые ресурсы", который предоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную подготовку сот­рудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и Франции предприятия, за­нимающиеся профессиональной подготовкой и переподготовкой молодых сотруд­ников, получают льготы по обязательным выплатам на социальное страхование.

Помимо финансовой помощи формами стимулирования раз­вития малого бизнеса в развитых странах являются:

• юридическая помощь: облегченная процедура регистрации,
создание специализированных консалтинговых служб;

• информационная помощь: доступ к информационным систе­
мам правительства и научно-исследовательских организаций;

• материально-техническая помощь: сдача в аренду производ­
ственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к
дефицитным ресурсам;

• инфраструктурная помощь: обустройство промышленных
зон, создание бизнес-инкубаторов;

• коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов;

• развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на
международные рынки, защита интеллектуальной собственности.

Поддержку развития малого бизнеса осуществляют и Между­народные организации, среди них можно отметить следующие:

• Международная финансовая корпорация, являющаяся
структурным подразделением Мирового банка, она занимается
финансированием частного сектора на возмездной — льготное
кредитование и безвозмездной основе — выдача грантов, совмес­
тное финансирование различных проектов по развитию инфрас­
труктуры, консалтингу, повышению образовательного уровня
предпринимателей;

• Европейский банк реконструкции и развития (проект техни­
ческого содействия ЕС ТАСИС): в рамках программ содействия
трансформационным процессам в странах с переходной экономи­
кой осуществляется льготное кредитование МП, в том числе с ис-:
пользованием микрозаймов, создание фондов и центров поддер-j
жки предпринимательства;

• экономические организации и программы ООН: например,
совместная программа развития ПРООН и правительства РБ
"Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства" реализуется по трем направлениям:
"Создание национальной сети инкубаторов малого предприни-<
мательства" (финансовая и консультативная помощь оказанаj


пяти инкубаторам РБ), "Содействие созданию кредитных союзов в РБ" (разработка механизма кредитных союзов), "Формирова­ние и развитие микрокредитования в РБ" (выдано 19 микрокре­дитов);

• организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в
январе 1997 г. подписано Соглашение о поддержке ц развитию
малых предприятий в государствах-участниках СНГ. В качестве
основных направлений сотрудничества в соглашении определено
содействие межгосударственных и национальных структур под­
держки малого предпринимательства, стимулирование внешнеэ­
кономической и инновационной деятельности субъектов малого
бизнеса, финансово-кредитная помощь;

• агентство международного развития США: участвует в про­
граммах содействия организации МП и формирования стабиль­
ной среды для развития мелкого предпринимательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.