КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка эффективности функционирования малого предприятия
Показатели, используемые для оценки эффективности функционирования малого предприятия, могут быть разделены ш три основные группы. 1.Коэффициенты рентабельности компании. 2. Показатели финансовой устойчивости компании. 3. Показатели управления ресурсами. В первую группу показателей включены коэффициенты, позволяющие проанализировать эффективность работы МП как единого хозяйственного комплекса, сравнить эффективность вложения средств предпринимателей в данный вид бизнеса с альтерна- тивными вложениями, а также с показателями компании-конкурентов; также на основе данных показателей компания может планировать величину прироста средств компании, оценивать влияние на эффективность работы компании различных видов расходов. Данная группа показателей включает: • рентабельность продукции где Ri — рентабельность i-ro вида продукции; Р, — прибыль от реализации i-ro вида продукции; С, — себестоимость г-го вида продукции; • рентабельность активов компании где Ra — рентабельность активов компании; Рп — чистая годовая прибыль компании; А — стоимость активов компании на конец года; • рентабельность собственного капитала компании где Ra.0 — рентабельность собственного капитала компании; Р„ — чистая годовая прибыль компании; А0 — стоимость собственного капитала компании на конец года; • коэффициенты затратоемкости валовой выручки компании где Ка — коэффициент затратоемкости валовой выручки компании (по г-му виду затрат); Ci — годовой уровень i-ro вида затрат; / — валовая годовая выручка от реализации продукции МП. Коэффициенты финансовой устойчивости компании позволяют оценивать возможности компании погашать долги кредиторам и соответственно возможности компании выступать заемщиком:
• коэффициент общей ликвидности
где Л™ — денежные средства компании; Lc — стоимость краткосрочных обязательств компании; • коэффициент концентрации собственного капитала гдеЛос — стоимость собственного капитала компании; At — стоимость общего капитала компании. Коэффициенты управления ресурсами позволяют оценивать эффективность различных подсистем предприятия: системы управления персоналом, системы снабжения и сбыта и др. Показатели данной группы можно сгруппировать следующим образом: 1) эффективность управления персоналом: • выручка от реализации продукции на одного работающего • прибыль на одного работающего на МП; • производительность труда одного работника; • эффективность затрат на рабочую силу где 1„ег empi — валовая выручка (прибыль)от реализации продукции МП на одного занятого; Sperempi — среднегодовой объем затрат на рабочую силу; 2) эффективность управления основным капиталом компании: • коэффициент обновления основных фондов где Ап — стоимость новых основных фондов; Л,1 — стоимость основных фондов МП на конец года; • фондоотдача где 1р — годовая выручка от реализации продукции МП; А\ — стоимость основных фондов МП на конец года;
• коэффициент интенсивной загрузки оборудования
где Т(— фактическое время работы оборудования; Тр — проектное (нормативное) время работы оборудования; 3) эффективность использования оборотного капитала: • коэффициент оборачиваемости оборотных средств где п — число оборотов оборотного капитала компании за год; 1р — годовая выручка компании от реализации продукции; Ас — стоимость оборотных активов компании; • коэффициент оборотов запасов
где ns — число оборотов производственных запасов компании за год; Ус — годовая величина переменных затрат на производство продукции; 5 — величина производственных запасов компании. Литература 1. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. СПб.: Ле- 2. Уилсон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: Пер. с англ. / Под 3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд. 4. Андреева О.Д. Технология бизнеса. Маркетинг: Учеб. пособие. М.: Дело,
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего 6. Бирюков Е.В. Инновационная деятельность в антикризисном управлении. 7. Богатин Ю.В. Экономическое управление бизнесом. М.: ЮНИТИ-ДА- 8. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций / Р. Брюк, Е. Калин- 9. МиротинЛ.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, поло
10. Попондопуло В.Ф. Правовое регулирование несостоятельности (банкрот 11. Сергеев И.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. 12.Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия решений / Под ред. Вопросы для самоконтроля 1 Какие виды финансовых планов составляются на малом предприятии? 2. Какие концепции маркетинга могут использоваться предпринимателем 3. Какие этапы включает маркетинговое исследование? 4. Охарактеризуйте особенности планирования численности и профессио 5. Какие формы оплаты труда могут применяться на малом предприятии? 7. Какие системы налогообложения может применять малое предприятие? В
8. Какие показатели финансового состояния компании подлежат постоянно 9. Перечислите основные направления внешнеэкономической деятельности 10. Какие показатели используются при оценке эффективности функциони Глава 4. ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 4.1. Мировой опыт стимулирования деловой активности Стимулирование деловой активности в экономике направлено на решение ряда задач в зависимости от состояния национальной экономики. 1. Повышение деловой активности в период экономического спада и снижение (торможение) деловой активности в период подъема. 2. Стимулирование деловой 3. Управление деловой ак Процесс стимулирования деловой активности включает следующие этапы (рис 4.1). Система стимулирования деловой активности формируется исходя из целей и задач государственной политики, условий и факторов ее реализации; види- мая (для предпринимателей) часть этого механизма включает конкретные инструменты в форме налоговых льгот, дотаций и последующего изменения экономической среды деятельности предпринимателей. Представленная схема объясняет причины, по которым часть предпринимательского сектора остается без внимания со стороны государства: система инструментов включает, как правило, различные виды финансовых льгот, поскольку основным стимулом для предпринимателя была и остается прибыльность вложения капитала; эти льготы представляют собой не что иное, как государственные ресурсы, ограниченность которых и объясняет необходимость целевого, выборочного поощрения предпринимательского сектора. Инструменты государственного регулирования подразделяются на две группы: 1) административные: государство прямо через соответству
2) экономические: государство воздействует на поведение Эти типы инструментов взаимосвязаны; например, государство создает целевой инвестиционный фонд и обязывает предпринимателей определенную часть своих доходов перечислять в этот фонд: в результате применения административной меры незначительно снизится рентабельность предпринимательской деятельности, одновременно данный фонд используется для поддержки инновационного предпринимательства, т.е. становится основой системы экономического стимулирования предпринимательской деятельности в приоритетной сфере. Особенности государственной поддержки малого бизнеса определяются особенностями функционирования МП: 1) небольшой размер располагаемых ресурсов; 2) большая чувствительность к изменениям экономической 3) невысокое качество ресурсов; 4) высокая чувствительность к изменению постоянных из Система государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации сходна с системой государ- 43ак 2124 ственной поддержки развития малого бизнеса, которая действует в Республике Беларусь- действует закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", постановления Правительства РФ "О развитии инвестиционной деятельности", "О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса", Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на определенный год, создан Государственный комитет РФ по поддержке малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В реализации системы стимулирования деловой активности в сфере малого бизнеса задействованы как профильные учреждения — Торгово-промышленная палата, Министерство экономики, Министерство внешнеэкономических связей, так и другие — Министерство финансов, МИД, Государственный таможенный комитет, Роспатент, МЧС России, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Министерство культуры, Министерство образования РФ. Система льгот включает: 1.Гарантированное участие субъектов малого предпринима-, 2. Льготное кредитование и долевое участие государства в ор 3. Освобождение или уменьшение ставки налогов, налоговое Так, например, в соответствии с указом Президента РФ от 22 12.1993 № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней" и постановлением Правительства РФ от 29.04.1994 № 409 "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994 — 1995 гг." установлены налоговые каникулы по налогу на прибыль для малых предприятий в АПК, производстве ТИП, ме-! дицинской техники, лекарственных средств, строительстве, занимающихся производственной деятельностью, при условии, что* выручка от указанных видов деятельности составляет 70 % общей ] суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Малые и средние предприятия в США создают 50 % ВНП, з действуют около 54 % занятых в экономике, в Японии на долю мел- j ких и средних предприятий приходится 55 % реализованной про-] дукции промышленности, 80,6 % занятых в экономике. Практичес-j ки во всех развитых странах особенности государственного регули-1 рования малых предприятий закреплены в специальных законода-] тельных актах "Акт о мелком бизнесе" в США, "Основной закон < мелких и средних предприятиях" в Японии, "Картельное право" ъ\ Германии В США в 1953 г создана Администрация по делам мало-| го бизнеса (АМБ), в функции которой входят финансовая помощь| технические и консультационные услуги, содействие в получении госзаказов Структура АМБ имеет три уровня' штаб-квартиру в Нью-Йорке, 10 региональных объединений, более 100 местных отделений, расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с местными органами государственной власти, колледжами, университетами, предприятиями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и другими федеральными ведомствами: центрами развития мелкого бизнеса, институтами мелкого бизнеса, министерством внутренних дел, министерством жилищного строительства и городского развития, национальным научным фондом, осуществляющим узкоцелевые программы помощи отдельным группам предпринимателей, торгово-промышленными палатами, которых насчитывается более 2700. Сходные структуры поддержки развития мелкого предпринимательства существуют в Германии, Японии, Франции. В правительственную политику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и создание так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уставе которых оговорен бесприбыльный характер, обычно создаются совместно государственным и частным секторами для содействия какому-то региону в создании и развитии частных предприятий. Общая стратегия оказания государственной поддержки развития малого предпринимательства в развитых странах направлена на: упрощение процедуры регистрации, повышение уровня деловой квалификации, оказание юридических услуг, обеспечение определенных гарантий на случай дефицита финансовых ресурсов, налаживание контактов между инвесторами и МП, улучшение доступа малого и среднего предпринимательства к государственным контрактам. Финансовая поддержка МП в развитых странах предусматривает: • кредитование — предоставление прямых кредитов, т.е. фи Во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кредитования на льготных условиях закупок оборудования малыми и средними предприятиями, создано национальное агентство по внедрению результатов исследований, компенсирующее до 50 % расходов на НИОКР малых и средних компаний, • целевое бюджетное финансирование проектов малого бизне В Германии государство для поддержки инновационной деятельности созда-^° около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в 2 млрд евро, из от°рых 20 % инвестируется в инновационные предприятия, • налоговое регулирование — широко используется уменьше В США действует закон "Об инвестициях в трудовые ресурсы", который предоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную подготовку сотрудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и Франции предприятия, занимающиеся профессиональной подготовкой и переподготовкой молодых сотрудников, получают льготы по обязательным выплатам на социальное страхование. Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития малого бизнеса в развитых странах являются: • юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, • информационная помощь: доступ к информационным систе • материально-техническая помощь: сдача в аренду производ • инфраструктурная помощь: обустройство промышленных • коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов; • развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на Поддержку развития малого бизнеса осуществляют и Международные организации, среди них можно отметить следующие: • Международная финансовая корпорация, являющаяся • Европейский банк реконструкции и развития (проект техни • экономические организации и программы ООН: например, пяти инкубаторам РБ), "Содействие созданию кредитных союзов в РБ" (разработка механизма кредитных союзов), "Формирование и развитие микрокредитования в РБ" (выдано 19 микрокредитов); • организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в • агентство международного развития США: участвует в про
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |