КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для повторения
Р Р1 MPC Р
MSB Е ЕС
q2 q3 q1 Q
При рыночной цене Р оптимальным с общественной точки зрения объемом производства на данном предприятии является q1, при котором МРС =Р, при этом q1 больше q2. Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов, продукции выпускается слишком много и она реализуется по низким ценам. Каковы же способы разрешения проблемы отрицательных внешних эффектов? Государственное регулирование данной проблемы может осуществляться следующими способами: · запретить производство какого-либо продукта, если внешние затраты слишком высоки; · установить предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды; · ввести корректирующие налоги; · установить права собственности. Рассмотрим введение налогов как способ борьбы с загрязнением окружающей среды. Предположим, что на производство данного товара установлен налог Е рублей на единицу продукции. Для предприятия это дополнительные издержки, поэтому МРС поднимется на Е рублей вверх и совпадет с кривой MSC. Таким образом, с помощью налога внешние затраты «интернализируются». Теперь оптимальным для предприятия является выпуск q2, при котором MSC=Р. Однако рыночная цена Р также изменится, так как установится новая равновесная цена. Проиллюстрируем это на графике:
S1 P1
P S
D
Q2 Q2 , Q1 Q
Q – общее количество продукции, выпускаемое всеми предприятиями отрасли. Введение налога вызвало сдвиг кривой предложения S до S1 и новая рыночная цена установится на уровне Р1, ей соответствует оптимальный выпуск Q2 , . Таким образом, введение налога на производство товара сокращает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает теперь не только частные затраты производителей, но и внешние затраты. Положительные внешние эффекты (выгоды) возникают в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Предельная общественная выгода при этом: MSB=MPB+MEB MSB – предельная общественная выгода, MPB - предельная частная выгода, MEB – предельные внешние выгоды. Предельные внешние выгоды получают третьи лица, не являющиеся участниками сделки. Примером может служить получение образования в университете. Рассмотрим на графике данный пример.
Р MSC=S E2 P2 E1 P1
MSB=MPB+MEB
D=MPB Q Q1 Q2
Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1 (предельные частные выгоды МРВ пересекаются с предельными социальными издержками). Количество желающих получить образование в университете Q1. Предельные социальные выгоды MSB больше предельных частных МРВ, поскольку получатели внешней полезности убеждены, что им выгодно жить в обществе, в котором люди более образованы. Поэтому эффективное для общества равновесие достигается в точке Е2, а эффективное количество обучающихся Q2. При этом Q2 больше Q1, при таком количестве плата за обучение составит Р2, а не Р1. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта, экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме, по сравнению с эффективным, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг. При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность ниже предельной общественной на величину предельной внешней полезности. Последняя представляет собой предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого товара. Внешние эффекты трансформируются во внутренние, когда цены скорректированы так, что они отражают полные общественные издержки или общественную полезность. Для трансформации (интернализации) отрицательного внешнего эффекта используются корректирующие налоги. Корректирующий налог трансформирует отрицательный внешний эффект, увеличивая предельные идивидуальные издержки производства на сумму, равную предельным внешним издержкам. Введение налога поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня общественных и приводит к сокращению производства. Интернализация положительных внешних эффектов может осуществляться через введение корректирующих субсидий. Возьмем, к примеру, высшее образование. Получение образования создает положительные внешние эффекты. Помимо студентов, пользующихся образовательными услугами, и университетов, предлагающих эти услуги, третьи лица также выигрывают от их купли-продажи. Третьи лица, получатели внешней полезности, заинтересованы жить в обществе, в котором люди более образованы Если не учитывать существование внешнего эффекта и заинтересованности третьих лиц, то рыночное равновесие достигается в точке пересечения предельной индивидуальной полезности (спроса) и предельных издержек (предложения). Однако равновесный объем (в нашем примере, контингент студентов) меньше эффективного. Увеличение контингента студентов увеличивает предельные издержки, и, следовательно, плату за обучение. Поэтому получатели внешней полезности должны взять на себя часть расходов на обучение. Это достигается путем введения субсидий В таком случае эффективный контингент студентов (новая точка равновесия)будет в точке пересечения предельной общественной полезности и предельных издержек Напоминаем, что предельная общественная полезность получается путем суммирования предельной индивидуальной полезности и предельной внешней полезности. Внешние эффекты появляются там, где размыты права собственности. Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов. В таком случае вмешательство государства в экономику будет эффективным только в том случае, если издержки такого вмешательства будут меньше потерь, связанных с «провалами рынка».[3] В свою очередь перераспределение прав собственности будет происходить лишь в том случае, если издержки необходимых для этого трансакций меньше, чем возрастание ценности в результате такого перераспределения. Для интернализации внешнего эффекта необходимо установление прав собственности на ресурсы. Тогда эти права могут быть проданы. Теорема Р.Коуза утверждает, что когда затраты на проведение переговоров ничтожно малы, внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права. В этой связи представляет интерес практическая реализация теоремы Р.Коуза. Например, во многих районах США управление по охране окружающей среды (ЕРА) применяет политику "компенсаций". Суть ее в том, что фирмы, желающие разместить производство в тех районах, где ранее это было запрещено, должны купить право на загрязнение. Это выглядит следующим образом. Фирма не получит разрешение на размещение производства, пока не побудит другие фирмы снизить объем выбросов. Обычно это достигается путем выплаты некоторой суммы. Такая практика более предпочтительна, чем использование корректирующих налогов, ибо размер налогов не отражает величину предельных внешних издержек. Экономический подход к содержанию собственности имеет некоторые существенные отличия от юридического (правового) подхода. Анализ данных отличий позволит выделить основные черты экономического содержания собственности. Во-первых, экономическая наука изучает приобретение благ (средств и результатов производственно-экономической деятельности) путем производства, обмена, распределения. Во-вторых, для экономического подхода существенно важен объект приобретения. Разделение объектов на факторы, условия и средства производства, с одной стороны, и потребительские блага, с другой стороны, имеет решающее значение. В-третьих, характер соединения со средствами производства. Он определяет социальный характер производственно-экономической деятельности людей и социальную форму продукта. Экономическая власть одних участников отношений собственности порождает экономическую зависимость других. В-четвертых, понятие «присвоение» принадлежит к числу ключевых отношений собственности. Речь идет не столько о присвоении готовых предметов природы, сколько о присвоении общественно-обусловленной производственно-экономической деятельности. При этом присвоение (приобретение) благ одним участником предполагает отчуждение (утрату) этого блага другим. В-пятых, важнейшей экономической формой реализации собственности и важнейшим экономическим признаком собственности являются доходы. Форма дохода связана с положением собственника. В-шестых, для экономического подхода к раскрытию содержания собственности существенно важным является ответ на вопрос: кому принадлежит процесс производства. Плоды собственности (доходы) принадлежат тому, кто присвоил сам процесс их образования. Итак, специфика экономического содержания собственности состоит в следующих основных характеристиках. 1. Собственность – это не вещь и не просто отношение людей к вещам, а отношения между людьми, которые могут быть связаны с вещами (средствами и результатами производства). Но эти отношения имеют не вещественное, а социально-экономическое содержание и формы. 2. Монополизация условий производства одними субъектами и отчуждение от других или равные права доступа работников к условиям производства характеризуют социально-экономическое содержание отношений собственности и определяют характер соединения основных факторов производства – работников и производительных ресурсов, и присвоения результатов. 3. Формы доходов образуют экономическую реализацию собственности и определяются положением субъектов в отношениях собственности. В рамках правовой науки развивались два основных направления, изучающих права собственности, - континентальное и англо-саксонское. Континентальная традиция абсолютизирует концентрацию прав собственности на объекты присвоения у одного владельца. Ее классическим воплощением является Кодекс Наполеона. Англо-саксонская правовая концепция оказала влияние на экономическую науку и послужила основой формирования теории прав собственности. Существуют различные варианты классификации прав собственности, в том числе и классическая классификация А.Оноре: · Право владения; · Право пользования; · Право управления; · Право на доход; · Право на капитальную ценность вещи, т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление, проматывание, изменение, уничтожение); · Право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации; · Право на завещание и наследование; · Бессрочность; · Запрещение вредного использования; · Ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга; · Остаточный характер, т.е. обязательность возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока. Собственность на процесс, созидающий блага и доход, отличают экономическую природу собственности от юридической. Количественное изменение набора правомочий «пучка прав» приводит к качественному изменению в статусе участников экономического и юридического процессов и их взаимоотношениях Формы собственности представляют собой различные комбинации выделенных выше признаков (правомочий). Существуют следующие формы собственности: Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном объекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. Частная собственность. Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной, так как основные правомочия сконцентрированы в одном физическом или юридическом лице. Отличие состоит в том, что правомочия здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Кооперативная собственность. В ее основе лежит объединение индивидуальных собственников. Кооперативная собственность может быть долевой, где определены доли каждого участника в имуществе кооператива, или бездолевой, т.е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника. Государственная собственность. Абсолютные права собственности находятся у государственного института публичной, политической и экономической власти. Муниципальная собственность. Верховными распорядителями имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти. Смешанные формы. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Комбинированные формы. Предполагается объединение различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. Под приватизацией понимается процесс привлечения частного сектора к владению или управлению государственными предприятиями. Этот термин может обозначать либо: а) покупку существующего предприятия или его части, либо Кроме того, он также может означать приватизацию управления путем заключения договоров на управление или сдачу в аренду. Общие выгоды приватизации (при ее надлежащем планировании и осуществлении) заключаются в следующем: · высвобождение государственных ресурсов для инвестиций в инфраструктуру и социальные программы; · рост масштабов и динамизма существующего частного сектора; · более широкое распределение собственности; · стимулирование и облегчение капиталовложений частного сектора как из отечественных, так и зарубежных источников; · получение доходов для государства и создание новых рабочих мест; · сокращение административного бремени государства; · в случае бывших социалистических стран - начало и обеспечение продолжения перехода экономики от административно-командной к рыночной модели экономики; · в целом потребители также получают выгоду от приватизации. Конкретные выгоды приватизации могут включать: · повышение производительности труда; · рост производственного потенциала; · рост прибыли для новых владельцев и других акционеров; · рост прибыли ускорение роста и более эффективное сдерживание расходов. В некоторых случаях приватизация приводит к ликвидации нежизнеспособных фирм, которые раньше удерживались на плаву благодаря правительственным субсидиям, покровительству. В России основные цели приватизации состояли в следующем: 1. Стимулирование частного сектора и создание основы рыночной экономики; 2. Повышение эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий; 3. Создание системы социальной защиты и социальной инфраструктуры с использованием доходов от аукционов; 4. Создание надлежащей среды и организационной структуры для расширения масштабов приватизации; 5. Содействие финансовой стабилизации; 6. Развитие конкуренции и демонополизация; 7. Привлечение иностранных инвестиций. В России приватизация происходила в два этапа. Первый этап (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992-первую половину 1994 г. Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К июню 1994 г. в целом по стране 70% малых предприятий перешли в частные руки. Что касается остальных предприятий, то их в большей части акционировали, а затем и сразу или постепенно продавали. Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96%населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей, за который каждый получатель уплачивал 25 руб. Ваучеры являлись ценными бумагами на предъявителя. Второй этап приватизации (денежный) начался с 1 июля 1994 г. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа: а) инвестиционная ориентация продаж; б) обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия. Законодательством предусматривались следующие способы приватизации: · продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации; · продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционах; · продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по коммерческому курсу, в том числе с ограничением состава его участников; · продажа пакетов акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу; · продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также объектов, не завершенных строительством, на аукционах и по конкурсу; · выкуп арендованного имущества; · продажа предприятий товариществам, созданным в соответствии с дополнительными льготами; · продажа долей (паев, акций), находящихся в государственной и муниципальной собственности, на аукционе, коммерческом конкурсе, в том числе с ограниченным составом участников. Коммерческим банкам России и иностранным банкам предоставлено право осуществлять кредитование сделок приватизации в соответствии с действующим законодательством.
1. Определите содержание категории внешний эффект. Покажите источники его возникновения. 2. Какие формы государственного воздействия можно использовать для нейтрализации отрицательного и положительного внешнего эффекта. 3. Раскройте содержание теоремы Р.Коуза и объясните ее практическую значимость. 4. В чем состоит теория «пучка прав» собственности. Какие альтернативные теории собственности вам известны. РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |