Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление образованием и наукой




Тема 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Целевая установка: Раскрыть сущность и содержание государственного управления в социально-культурной сфере.

 

После изучения данной темы слушатели смогут:

назвать особенности государственного управления в социально-культурной сфере;

объяснить условия и задачи государственного управления в социально-культурной сфере;

охарактеризовать административно-правовое регулирование отношений в отдельных сегментах социально-культурной сферы.

 

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

15.1. Государственное управление образованием и наукой

15.2. Государственное управление в области здравоохранения и социальной сферы

15.3. Государственное управление в сфере культуры

Контрольные вопросы для самопроверки

Государственное управление образованием и наукой является на сегодняшний день одной из актуальных тем, рассмотрение которой обусловлено рядом существенных причин. Наиболее важная причина – это глобализация роли грамотного государственного управления образованием и наукой, причем с учетом их постоянного развития. Повышение общей грамотности население способствует повышению уровня развития и науки в стране, т.к. грамотное население может вносить существенную роль в развитие различных областей науки.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование бесплатно. Под образованием следует понимать целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который связан с прохождением обучающимся определенных государством образовательных уровней.

Система образования в России представляет собой сложное и многоплановое явление, включающее совокупность различных образовательных учреждений; органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием, а также общепризнанных образовательных стандартов, методик обучения, программ и т.д.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в установленном порядке деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти, является Министерство образования и науки РФ. Основными задачами Минобразования и науки России являются: осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования; реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности в системе образования; разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования; создание системы оценки деятельности образовательных учреждений; совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования; осуществление информатизации в области образования; обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; организация и развитие международного сотрудничества в области образования; организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.

Высшее и послевузовское профессиональное образование, являясь составной частью системы образования, характеризуется относительной организационной обособленностью. Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые, а также свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены только законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Система органов, которые осуществляют государственное управление российским образованием, включает в себя органы исполнительной власти как федеральные, так и субъектов Российской Федерации. Выражение отношения государства к научной деятельности осуществляется при помощи государственной научно-технической политики.

Возглавляет российскую систему органов управления в области образования – Министерство образования и науки РФ. Ответ1 (начало). Государственное управление образованием и наукой Министерством образования и науки РФ осуществляется в нескольких направлениях:

  • надзор и контроль за качественным исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • контроль за качеством полученного образования в различных образовательных учреждениях, качеством подготовки выпускников данных учреждений;
  • контроль за деятельностью существующих советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Также контроль за деятельностью ученых советов, которые принимают решения о присвоении очередных ученых званий работникам учебных заведений;
  • осуществление лицензирования, государственной аккредитации или аттестации образовательных учреждений, а также их филиалов;
  • рассмотрение решений о присуждении ученых степеней, выдачу соответствующих аттестатов и дипломов докторам и кандидатам наук. При этом рассматриваются вопросы о присвоении, лишении или восстановлении ученых званий, таких как профессор по кафедре или специальности, доцент по кафедре или специальности;
  • выдача необходимого разрешения на создание диссертационных советов в рамках учебных заведений; установление прав и компетенций данных диссертационных советов; формирование перечня тех научных специальностей, по которым дается право диссертационным советам осуществлять защиту диссертаций;
  • признание, установление подлинности и подтверждение различных полученных человеком документов об образовании, ученых званий и степеней, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Ответ3 (начало). Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении.

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.

В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

Правовую основу деятельности управляющих субъектов в сфере образования и науки составляют: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании", Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Положение о Федеральном агентстве по образованию.

Важнейшей составной частью государственного управления в социально-культурной сфере является управление в области науки и технологий. РФ проводит единую государственную политику в области науки и управления федеральными научными учреждениями.

Наиболее значимые отношения между субъектами научной и(или)научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и(или) научно-технической продукции (работ и услуг) регулирует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 № 254-ФЗ).

Новой формой организации науки, появившейся в последние годы, являются Государственные научные центры РФ (ГНЦ). ГНЦ создаются на базе действующих академических и ведомственных научно-исследовательских, научно-производственных учреждений и высших учебных заведений в целях создания благоприятных условий для сохранения в РФ ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Высшим научным учреждением России является Российская Академия наук (РАН), состоящая из отделений, региональных отделений, научных центров. В России также действуют отраслевые академии наук и разветвленная сеть отраслевых и ведомственных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.