КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предметная и методологическая специфика социально-гуманитарного знания
Отличия гуманитарной науки от естественной: 1) частичное совпадение субъекта и объекта познания 2) идеологическая нагруженность социального познания, т.е. явная или неявная представленность в нём различных социальных интересов 3) динамичность изучаемых объектов 4) идеальный (т.е. нематериальный) характер многих объектов социального познания 5) затруднённость количественных и экспериментальных методов познания Все эти особенности делают гуманитарное знание, если и не более сложным, то во всяком случае иным, чем естественнонаучное. И наработанные в последнем эталоны научности и строгости знания не во всём применимы к познанию социальному. В силу отмеченных особенностей в социальном познании открывается куда больший простор для различного толкования одних и тех же событий, значительно прочнее в нём держатся многочисленные иллюзии и заблуждения, но делать отсюда вывод о некой неполноценности социального познания было бы большой ошибкой. Социальные науки развиваются в принципиально ином русле нежели естественные: ведь это знание не только о сущем, но и о должном (не только о том, что есть, но и том, что должно быть). В естествознание если что не так, ищут изъян в теории, природа не может быть виновата. В познании же гуманитарном «виноватой» может оказаться и сама реальность. Да и главный объект социального познания (чел) не зря же столько веков считался венцом творения - наиболее сложный объект мироздания. Нельзя не учитывать и то, что явственную потребность именно в научном познании человека и общества человечество ощутило по историческим меркам совсем недавно. Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную область; знания, представляющие всю науку. 2 уровень: в науке всегда осуществляется интегративная фукц., то есть любая научн. дисц. интегрирует охватываемые ею знания. 3 уровень: Наука существует не только для того, чтобы отображать действительность, но и для того, чтобы рез-ты этого отражения могли быть использованы людьми. На науку оказывает влияние определенная форма культуры, в которой она формируется. 1 уровень: В науке различают эмпир. и теорет. уровни исследования. Это различение имеет своим основанием: 1. методов познавания активности 2. характер достигаемых результатов. Эмпир. исследование предполагает выработку программы исследований, организ. наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер. данных, их классификацию, первичное обобщение. Теорет. познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир. познание предшествует теорет., но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания. Эмпир. исследование выявляет все новые данные наблюд. и эксперим., ставит перед теорет. мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет. знание ставит перед наблюдением и эксперим. все более сложные задачи. Постановка проблемы и исследов. программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл. в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследов. программу, строит план своей деятельности. Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ. свойств и отношений объекта познания. Оно м.б. непосредств. и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв. с исследов. программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Эксперимент одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности людей, использует теоретич. знания, являясь частью эмпирики. Виды экс.: исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий. Мысленный - особый вид между теор. и эмпирич. Все уровни локального знания взаимосвязаны: теоретическое знание опирается на эмпирическое, эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений, оно обязательно погружено в некий теоретический контекст, философские представления пронизывают оба уровня, ученые всегда работают на основе некоторых теоретических предпосылок, которые определяют общую позицию в исследовании. Методы научного исследования имеют три аспекта: предметно-содержательный, операциональный и аксиологический. 1. метод содержателен, эта та же теория, но направленная на познание и преобразование объекта. 2. зависимость метода от субъекта, уровень научной подготовки спец, его умение и опыт. 3. степень эффективности, надежности, экономичности метода. Вопрос о выборе метода. Методы специальные относятся к лок знаниям, к соответствующим теориям (метод спектрального анализа, стат моделирования, метод Монте-Карло и тд), общенаучные методы - ко второму уровню знаний. Их объективной основой становятся общеметодологические закономерности познания (метод экспер и набл, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и тд). Универсальные методы характеризуют чел мышление и применимы во всех обл познавательной деятельности. Их основа - общефил понимание и мировоззрение, это принципы мышления типа диалектической противоречивости, принципа историзма итд.
Специфика методологии социогуманитарного знания заключается в главенстве интегративных, синтезирующих тенденций. Они позволяют за отдельными субъективными впечатлениями усмотреть закономерность, избежать шаблонности в объяснении тех или иных переживаний, эмоциональных состояний, чувств. Но главное, эти методы дают возможность воссоздать целостный образ (хотя это и не гарантировано: не случайно мы используем слова "позволяют", "дают возможность" и т.п.). Целостное видение многомерно, схватывает не только линейные связи, по горизонтали, но и точечные, по вертикали. Целостность достигается через способность видеть как бы сверху, с высоты, что позволяет уловить одновременность этих связей, не только их последовательный, но и одновременный характер, когда в одном присутствует все: в миге — вечность, в точке — полнота бытия. Как говорил японский поэт Сэн-Цань (VII век): "Нет ни прошлого, ни будущего, ни настоящего — все в одном, одно во всем". Мир, возникший когда-то из точки, — сингулярен, он присутствует в каждой точке, и в этом основа его единства. Недаром перед смертью Будда произнес: "Состоящее из частей подвержено разрушению, трудитесь прилежно". Предметом изучения в социальной философии ялвяется не поддающиеся наглядному описанию (не фиксируемые эмпирически) элементы, которые мы обозначим как формы и социальные связи. Социальная философия – размышления об обществе как системое вне- и над- индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |