Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы и перспективы общественного развития




Фил проблемы взаимодействия общества и природы.

Возникновение общества. История человеческого общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существует изначально. История его возникновения не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирование у него социальных побудит мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества которые подчинялись определенным социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естественным отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в человека общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд - та главная материальная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка, который является важнейшим средством осуществления трудового процесса.

Природная среда - естественное условие жизни общества. История Земли и история человечества - это две главы одного романа”- Герцен. Общество является частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической Среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Географическая Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической Среды.

Ограничивается ли Среда жизни общества лишь географической средой? Нет. качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. В результате длительной эволюции биосферы сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера таким образом новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразования воздействия общества на природу.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамики равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамики равновесия системы общество-природа. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение экологических проблем невозможно...

18 Философская антропология. Человек как проблема философии.

Человек в древнегреческой философии Уже на первых этапах мирового философского развития в древней китайской, индийской, греческой философии вопрос о природе человека, его происхождении, месте в мире занимал значительное место. При этом человек мыслился как составная часть единого сверхмерного порядка, космоса. Сам человек рассматривался как микрокосм, отображение и символ Вселенной. В древнегреческой философии несмотря на аморфность космологических установок и вопреки им оформились подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблематики.

Сократ непосредственно обращается к человеку к его внутренней жизни призванию и жизненному пути. Учение о чел душе разуме занимает центр место в его философии, а самопознание человека выступает главной целью философии. Его творчество - начало философско-этической традиции рассмотрения человека Задача человека - стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины

Платон стоит на позиции дуализма души и тела. Душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем - душа тирана. В единстве и противоположности души и тела заключен человеческое существования.

Аристотель У него этика и политика образуют единый комплекс “ философии о человеческом”, занимающемся изучением практической деятельности и поведения человека. Наряду с дальнейшим углублением философско-этических представлений о человеке, его духовности нравственности, аристотель исследовал связь человека и политики. В его учении о человеке как бы синтезировались 2 тенденции в изучении человека: религиозно-этическая и космологически-натуралистическая

Человек в философии христианского Средневековья Постановка и развитие философского понимания человека в христианском Средневековье отмечены воздействием христианского Мировоззрения. Утверждение философско-христианских предпосылок позволило окончательно преодолеть космолог-натуралистические методологические установки в изучении человека. Потенциал христианских методологических установок в рассмотрении человека был достаточно ориентирован на признание его вторичности, зависимости от Бога. Человек имеет предел выше которого значение и роль человека простираться не могли, Этот предел Бог по сравнению с которым человек всегда подчиненная величина. Религиозно-философский взгляд задает и высокую шкалу измерения оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Эта шкала – Бог - эталон созидания и добродетели.

Августин В его концепции на первом плане стоит принцип духовной приверженности человека к Богу. Значение он придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональной вере, а живой надежде. Он рассматривал идею о бессмертии человеческой души, развивая также идею божественной предопределенности человеческой жизни, которая не исключает определенной степени свободы выбора взглядов и убеждений, поступков.

Фома Аквинский рассматривал человека как частицу установленного Богом миропорядка. Ценность человека измеряется соответствием его этому миропорядку. Вместе с тем он не отрицал, а всячески поддерживал самоценность чел. Души. Она у него выступает как субстанциональная форма тела. Он считал, что личность - самое благородное во всей разумной природе.

Человек в философии Возрождения и Нового времени Наступление эпохи Возрождения ознаменовалось поворотом к раскрытию автономии человека, признанием его безграничных творческих возможностей,

Пико делла Мирандола стоял на позициях антропоцентризма. Бог ставит человека в самом центре Космоса, делая его судьей мудрости, величия и красоты. Человек составляет особый четвертый мир наряду с подлунным, поднебесным и небесным мирами. Чудеса человеческого духа превосходят чудеса небес. Развитием научного потенциала общество открыло путь к рациональному истолкованию человека его сущности. Известное изречение Декарта “Я мыслю следовательно я существую” ознаменовало начало этого пути.

Кант С его именем связано становление одной из первых в истории философии программ. Исходя из понимания человека как существа, принадлежащего к 2 мирам - природной необходимости и нравственной свободы, он разграничивает антропологию в”физиологическом” и ”прагматическом” отношении,

Человек - это индивид. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Человек - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека.;

2)Натуралистическое (биологич.) понимание человека.

3)Сущностное понимание человека.

4)Целостное понимание человек - развитая индивидуальность - многообразие социальных качеств.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни. Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели считал, что желания человека ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

Маркс, последователь Гегеля разделял многие установки немецкой классической школы. В пролетариате он видел класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Борьба с этим положением — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других групп общества. Пролетариат — это практическая сила, в союзе с которой философия может осуществить своё призвание: «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека». Фундаментальным отчуждением для всякого человека, по Марксу, является экологическое отчуждение, или отчуждённый труд. Отчуждённый труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает в 4-х аспектах: рабочий использует материалы, которые в конечном счёте взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Исходный материал, продукты не принадлежат рабочему. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий, тем больше вещей ему принадлежащих. Природа делается для рабочего лишь средством труда, а созданные предметы — средством жизни, они подчиняют себе рабочих и они полностью от них зависят. процесс трудовой деятельности принудителен, он не имеет выбора, так как не может иначе обеспечить возможность существования. Рабочий в процессе труда остаётся подчинённым, вне труда он освобождается. Труд — форма жизнедеятельности специфически человеческая, для рабочего представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции. труд подневольный отнимает у рабочего родовую жизнь. Сам человек — природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь деятельный контакт с природой, в котором главное — труд. Но для рабочего труд лишь средство поддержания собственной индивидуальной жизни, а не жизни “рода”. Рабочий относится к производству не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчуждённо. подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, так как они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; они чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда, так как этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет. Процесс, обратный отчуждению, — присвоение человеком собственной подлинной человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными преобразованиями, с “общечеловеческой эмансипацией”, с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчуждённого труда. Характеристика присвоения человеком собственной сущности рассматривается по тем же параметрам, что и отчуждение: а) по присвоению предмета труда и его результата; б) по присвоению или освобождению самой деятельности; в) по присвоению человеком труда общей “родовой сущности”; г) по гармонизации отношений человека с человеком, “Я” и “ТЫ” в самой деятельности. Уничтожение отчуждения превращения труда в свободную самореализацию человека означает и полное “переворачивание” и человека, и его отношения к природе и другим людям. Человек живёт в единстве с природой, преобразует природу “по мерке каждого вида”, в соответствии с её законами. Гармония с природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам утилитарной пользы, а “по законам красоты”. Внутренняя природа человека также преобразуется — вместо искалеченных, отчуждённых, стремящихся только к удовлетворению животных потребностей людей появляется человек, природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества.

Проблема человека – одно из основных проблем философии. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных принципов науки, политики. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: социологии, биологии, медицины, географии. Она продиктована научно-технической революцией, развитием человечества как мирового сообщества, обострением глобальных проблем и вопросом о человеческих издержках прогресса в 20 веке. Она задается и возрастающей ролью человека во всех процессах развития нашего общества, в перестройке его экономической, политической и духовной жизни.

Поскольку нет отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные науки, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему.

Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология, социология и др. Философия же стремится к постижению его целостности, т.к. простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому пытается выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Философскую программу можно повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя».

Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, кем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.