Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и история как предмет фил анализа




Философия истории - раздел философии, связаный с интерпритацией исторического процесса и исторического познания.. В современном западной философии истории условно можно выделить 2 основных направленияя: 1) онтологическое (Шпенглер, Тойнби). Сторонники 1-го направления главное внимание обращают на исследование бытия исторического процесса, смысла истории, социального прогресса. Философия истории должна анализировать ход событий, показывать как сменяются одни цивили­зации другими, почему они погибают. Поэтому философии истории в качестве объекта берет весь исторический процесс; 2)гносеологическое (Дилтей, Мару, Арон и др.) Главное внимание уделялось теоретической реконструкции исторического прошлого. Предметом философии истории являются как гносеологические, так и онтологические проблемы. Философия истории представляет философско-исторический анализ общества. Философия истории абстрагирует от конкретного много­образия и главное внимание уделяет имманентной логике всемирной истории, ее сущности, ее внутренним меха­низмам функционирования и развития Она синтезирует все человечество, выделяет в нем некие общие законы, черты, свойства, присущие всем социальным организациям, но проявляющиеся по-разному в зависимости от исторических обстоятельств, конкретной ситуации и природ условий. Она устанавливает истинность исторических фактов и событий.

Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе: 1)М. Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, а стало быть теряет смысл и цели социальное бытие. 2)Марксизм: в обществе имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизнь детерменирована). но существуют особенности общественных законов.

Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека.

Специфика общественных законов:

1)они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны.

2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей.

3)носят более сложный характер

4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним.

На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве.

Общество и история прошли через три стадии. 1 - теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формируется мораль, решаются обыденные проблемы и тд.

2 - метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями, метод познания ориентируется на познание реальных явлений.

3- позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений. Развитие общества есть закономерное и прогрессивное явление. Особая роль - разделение труда и позитивная политика.

СПЕНСЕР. Органическая школа в философии. проблема соотношения биологического и социального. Особая роль государству как мозгу и церкви (душа).

МАРКСИЗМ. Общество есть совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов, что через систему общественных отношений, условий материального производства, политических и социальных институтов определяет содержание и направленность деятельности людей. Сведение индивидуального к социальному. Материальные условия жизни и материальные потребности и интересы социальных субъектов определяют идеальные побудительные силы. Проблема общественного бытия и общественного сознания. Определяющим является первое, а его основной частью является производство материальных благ, общественное сознание, хоть и связано с бытовым, тем не менее относительно самостоятельно, имеет свою логику развития, обладает преемственностью и имеет колоссальное влияние. Психологическое направление. Натуралистический подход к обществу - от природы. Подчеркивается особая детерминирующая специфику общества роль географических (климат, пол иск, флора и фауна) и демографических факторов, биологии человека.

Философско-исторический анализ человече­ского общества предполагает выяснение во­проса о делении истории на определенные периоды, эпохи или этапы. Оно связано с тем, что необходимо представить, в каком направле­нии история развивается, какие этапы она проходит в процессе своей эволюции, чем они отличаются друг от друга и какие критерии существуют для их выделения. Наибольший след в философии истории оставили итальянский ученый Вико, французский мыслитель Кондорсе, а также Гегель и Маркс. Вико создал теорию исторического круго­ворота: каждая нация совершает поступательное движение от боже­ственной эпохи до человеческой, а потом воз­вращаются к своему перво­начальному состоя­нию. Каждой эпохе соответствуют свои нравы, обычаи, характеры, законы, формы правления, авторитеты. Кондорсе весь исторический процесс разбил на 10 эпох и дал соответствующую характеристику каждой из них:

1 - первобытное состояние людей;

2 - переход от пастушеского состоя­ния к земледелию;

3 - разделение труда,

4-5 - связаны с Др. Грецией и Др. Римом;

6-7 - Средневековье;

9 - начиная с Декарта и заканчивая образованием Француз­ской республики,

10 - буржуазный способ произ­водства. В основу деления истории на опреде­ленные эпохи Кон­дорсе положил прогресс человеческого разума, который охватывал все сферы человеческой жизни.

Гегель искал иные основы деления истории, главное внимание он обратил на человеческий фактор. Гегель утверждал, что не следует ни преувеличивать, ни приуменьшать значение природы. Гегель излагает географическую картину мира, его деление на Старый и Новый свет, затем характе­ризует каждый кон­тинент с точки зрения клима­тических условий: “Всемирная история направ­ляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец Всемирной истории, а Азия ее начало”. Таким образом Гегель делит историю на Восточ­ный мир (Китай, Индия, Персия, Сирия, Египет и т. Д.),




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.