Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия. Документоведение — это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования и функционирования систем документационного обеспечения управления




ТЕМА 2. ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ

 

Документоведение — это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования и функционирования систем документационного обеспечения управления.

Документационное обеспечение управления (ДОУ) — есть процесс документирования управленческой деятельности хозяйствующих субъектов и организация работы с документами. Процесс документирования управленческой деятельности включает следующие этапы:

– фиксация информации;

– создание и оформление документа;

– организация работы с документами;

– использование и хранение документов.

Термин «документационное обеспечение управления» появился в период внедрения в управление компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе. Термины «документационное обеспечение управления» и «делопроизводство» являются синонимами.

Делопроизводство это отрасль управленческой деятельности в организациях различного вида, связанная с работой над документами. Термин «делопроизводство» возник во второй половине ХVIII века и был образован от словосочетания слов «производство» и «дело». В то время термин «дело» обозначал вопрос, решаемый органом управления (судебный, административный), то есть термин «дело» появлялся только при разговоре о рассмотрении и решении дел. Термин «дело» в значении совокупности документов, относящихся к определенному вопросу, стал употребляться значительно позже. Основой документационного обеспечения управления служит непосредственно процесс документирования.

Документирование управленческой деятельности охватывает все процессы, относящиеся к записи (фиксации) на различных материальных носителях и оформлению в соответствии с установленными правилами информации, необходимой для осуществления управленческих действий. Документирование осуществляется на естественном языке (рукописные, машинописные документы, в том числе телеграммы, телефонограммы, машинограммы), а также на искусственных языках с использованием магнитных и электронных носителей. Результатом документирования является документ.

Документ — информация, зафиксированная на любом материальном носителе, с реквизитами, идентифицирующими ее.

В технологической цепочке работы с документами можно выделить следующие основные этапы:

– прием и первичная обработка поступающих в организацию документов;

– предварительное рассмотрение и распределение документов;

– регистрация;

– контроль за исполнением документов;

– информационно-справочная работа;

– исполнение документов, их составление, согласование, оформление;

– отправка документов.

Существует следующие формы организации делопроизводства: централизованная, децентрализованная и смешанная.

При централизованной форме организации делопроизводства все операции по обработке документов сосредоточиваются (централизуются) в едином для всего учреждения центре — канцелярии, общем отделе или у секретаря. Децентрализованная форма предполагает рассредоточение делопроизводственных операций между структурными подразделениями учреждения; при этом в каждом из них выполняется относительно однородный набор делопроизводственных операций. Не следует смешивать децентрализованную форму организации делопроизводства, при которой делопроизводственные операции выполняются в различных структурных подразделениях учреждения, с организационной структурой службы делопроизводства, имеющей специализированные подразделения: экспедиции, машбюро, контрольные группы и т.д. При смешанной форме операции выполняют централизованно (прием, регистрация, контроль, размножение документов) и децентрализованно (справочно-информационное обслуживание, хранение документов, формирование дел).

Форму организации делопроизводства выбирают с учетом размера учреждения, объема документооборота, состава структурных подразделений. В мелких учреждениях (когда документирование осуществляется непосредственно в подразделениях), а также в территориально разобщенных (расположенных, например, в различных районах большого города) выбирают централизованную форму. В большинстве же учреждений и организаций используют смешанную форму организации делопроизводства. Наиболее рациональной формой организации отдельных делопроизводственных процессов и операций является централизация, поскольку она позволяет:

– снизить стоимость делопроизводственных операций;

– улучшить организацию труда делопроизводственного персонала и,

в частности, внедрить его нормирование;

– обеспечить специализацию и взаимозаменяемость работников;

– использовать прогрессивные и производительные технические средства;

– обеспечить единство организационного и методического руководства.

В современных условиях полностью централизовать делопроизводственное обслуживание можно только в сравнительно небольших учреждениях. В крупных учреждениях следует стремиться к целесообразной централизации отдельных функций делопроизводства, таких, как прием и отправка документов, регистрация и контроль исполнения документов, стенографирование и печатание документов, их размножение, методическое руководство делопроизводством.

В небольших учреждениях, не имеющих общих отделов, отделов делопроизводства, делопроизводственное обслуживание осуществляет секретарь-референт руководителя.

Если организация или учреждение имеют большой объем документов, то вводится структурное подразделение, отвечающее за делопроизводство: служба документационного обеспечения управления, канцелярия, общий отдел, отдел делопроизводства и т.д. Деятельность этого структурного подразделения отражается в специально разрабатываемых положениях (см. тема 3, п.2.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.