Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Правила оформления управленческих




Документ и его виды. Классификация документов

 

Результатом документирования является документ. Понятия «управление», «информация», «документ» неразделимы. Документы используются в различных областях деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин, поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. По мнению специалистов – документоведов, документ представляет собой результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Он создается посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи. Документ изготавливается на специальном материале.

Под документами в узком смысле слова, – писал К. Г. Митяев, – обычно понимаются письменные, отвечающие установленным требованием засвидетельствования, удостоверяющие факты и права, обязательства и служащие для их доказательства (например: удостоверения, дипломы, договоры). Ссылаясь на многие источники, автор назвал виды документов: письменные, исторические, архивные, печатные, документы, имеющие юридическое значение (акт ревизии, свидетельство о рождении, диплом об образовании), служебные (заключение должностного лица, письменный доклад, донесение, служебное письмо) и т.д.

Авторы книги «Основы информатики» А.И. Михайлов, А. И. Чёрный, Р. С. Гильяревский полагают, что в широком смысле документами можно считать не только надписи, рукописи, и печатные издания, но и произведения искусства, музейные экспонаты минерального, ботанического, зоологического или антропологического характера. Документом признаётся любой материальный объект, который фиксирует или подтверждает какие-либо знания и может быть включён в определённое собрание. Понятие «документ» теснейшим образом связано с информацией, поскольку документ является её основным носителем.

Документ — «это информация, зафиксированная на любом материальном носителе, имеющая юридическую силу, содержащая реквизиты, позволяющие ее идентифицировать» (ГОСТ Р.6.30.2003).

Носитель — это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде (в древности – глиняные таблички, папирус, пергамент и т.д.; в настоящее время – самый распространенный носитель – бумага, магнитные диски, ленты и т.п.)

Юридическая сила документа — это свойства официального документа, сообщаемые ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления. Юридическая сила обеспечивается установленным для каждой разновидности комплексом реквизитов – обязательных элементов оформления документа (дата документа, номер, подпись, печать и т.д.).

Формуляр — набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности. Формуляр регламентирован ГОСТом, поэтому для правильного составления документа необходимо знать не только реквизиты документа, но и последовательность их расположения в документе. Наличие формуляра в документе обеспечивает единство документирования и единство документации как в рамках одного учреждения, так и в целом по стране.

Документ имеет два свойства: информативное и эксплуатационное.

Информативное свойство документа — это его способность передавать информацию. Сюда относят актуальность, достоверность, доступность информации и др.

Эксплуатационные свойства документа— долговечность, прочность документа, способность противостоять различным воздействиям. Эксплуатационные свойства определяют сохранность документа, которая зависит от материального носителя и средств письма.

Основные функции документа:

1. Информационная — в документе фиксируются факты, события, явления

2. Организационная — с помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности.

3. Коммуникативная — документ обеспечивает внешние связи предприятия.

4. Юридическая — содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов.

5. Воспитательная — документ дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки.

6. Учебная — для начинающих работников и молодых специалистов готовые документы или их копии становятся образцами для подготовки и оформления новых документов.

В процессе управленческой деятельности мы сталкиваемся с огромным количеством разновидностей документов. Каждую из них отличают от других не только оформление и содержание, но и порядок исполнения. Все документы в зависимости от отражаемых в них вопросов деятельности делятся на два класса:

1. Документы по общим и административным вопросам. Такие документы могут составлять работники всех подразделений, они отражают вопросы общего управления организацией.

2. Документы по функциям управления. Эти документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, планирования, снабжения и сбыта.

Современные требования к оформлению документов фиксируют в государственных стандартах, в частности для ОРД установлен ГОСТ Р 6.30 – 2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Любой документ состоит из двух частей: формулярной и текстовой.

В целях рационализации порядка работы с документами в практической деятельности их принято классифицировать. Классификация документов служит для повышения эффективности работы с ними, позволяет лучше организовать документационную деятельность (таблица 1).

Таблица 1 – Классификация управленческих документов

Классификационный признак Виды документов
1. По наименованиям: – приказы; – протоколы; – акты; – справки и т.д.
2. По содержанию: – простые; – сложные
3. По месту составления: – внутренние; – внешние.
4. По форме изложения: – индивидуальные; – трафаретные; – типовые; – примерные; – унифицированные.
5. По виду оформления (юридической силе): – подлинники; – копии; – черновики; – выписки; – дубликаты.
6. По происхождению: – служебные; – личные.
7. По срокам исполнения: – срочные; – несрочные.
8. По средствам фиксации: – рукописные; – графические; – электронные; – фото- и кино- документы и др.
9. По степени гласности: – открытые; – с грифом ограничения доступа («конфиденциально», «секретно», «совершенно секретно» и др.)
10. По срокам хранения: – временного хранения (до 10 лет); – длительного хранения (свыше 10 лет); – постоянного хранения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.