КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Групповая беседа
Одним из этапов работы психолога с осужденными в карантине является групповая беседа. Впечатление первых дней пребывания в колонии являются наиболее важными, именно тогда формируется отношение осужденных к учреждению, его администрации, сотрудникам. От того, какое первое впечатление сложится у осужденных от встречи с психологом, будет во многом зависеть исход обследования и последующего контакта. Задача психолога – создать положительную мотивацию к работе с психологом, расположить осужденного к себе. Психолог рассказывает осужденным о колонии, различных службах учреждения, в том числе психологической, о том, что такое психология, чем занимается психологическая служба учреждения, как и когда можно обратиться к психологу (Приложение 1). Подобное занятие не должно превращаться в простую лекцию. Необходимо уже на этом этапе устанавливать диалог, сочетать информационные блоки и активное общение с осужденными. Проводя беседу, психолог осуществляет наблюдение за поведением осужденных, определяет такие качества осужденных как активность (пассивность), стремление к лидерству или конформизму, эрудированность, агрессивность или доброжелательность, уравновешенность или вспыльчивость и т.д. 3.3. Психодиагностическое обследование Психодиагностика – это область психологической науки и, одновременно, важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов, методик распознавания индивидуальных психологических особенностей конкретного человека, а также общностей (групп). Основным инструментарием психодиагностического обследования является тест (англ. test - проба, испытание, проверка) – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных психологических различий испытуемых. Существует несколько проблем применения психодиагностического инструментария в исправительных учреждениях, которые психолог должен учитывать: – склонность осужденных к сокрытию информации, к противоречию представителям закона. Психологу необходимо мотивировать осужденного к искренним ответам на вопросы психодиагностических методик; – заведомая фальсификация результатов, когда осужденный дает заведомо ложные ответы или отвечает, не слушая вопроса. При психологической диагностике лучше использовать те опросники, в которых имеются шкалы контроля случайных ответов, шкалы лжи. Психолог должен более внимательно следить за процессом заполнения осужденными бланков теста; – неправильное понимание или непонимание осужденными вопросов тестовой методики вследствие низкого интеллектуального уровня; – групповое обследование увеличивает процент недостоверных результатов. Психолог на этапе групповой беседы уже должен выделить тех осужденных, которые могут давать ложные ответы и уделять им больше внимания. Эффективность и достоверность психологической диагностики осужденных достигается комплексным применением нескольких методик. Для психодиагностических обследований необходимо использовать только стандартизированные, адаптированные методики, надёжность которых проверена. В связи с этим необходимо предварительно ознакомиться с тем, кто является разработчиком методики, на какую выборку она рассчитана. Нельзя использовать и делать выводы на основе: - результатов выполнения популярных, развлекательных методик; - методик, не имеющих норм (кроме ситуаций их адаптации); - интерпретации компьютерных методик неизвестных разработчиков. В уголовно-исполнительной системе стандартизация и адаптация психодиагностических методик возложена на межрегиональную психологическую лабораторию УФСИН России по Ярославской области. Это относится как к компьютерным, так и бланковым методикам. Поэтому рекомендуется использовать тесты, прошедшие апробацию в данном подразделении. Как правило, психодиагностическое обследование проводится с группой осужденных. Помещение, в котором проводится обследование, должно располагать столами и стульями. Недопустимо чтобы осужденные заполняли бланки ответов на коленях, книгах и т.д. Они должны располагаться относительно независимо друг от друга, чтобы исключить возможность подглядывать, как отвечает сосед, не допустить «коллективные» ответы. Если этапировано большое количество осужденных, то целесообразно разделить их на несколько групп с целью повышения достоверности результатов тестирования. Важным условием объективности психологического тестирования является единообразие инструкций, бланков, способов регистрации результатов, условий проведения. К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении обследования, относятся: - инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере; - временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми. Строгое соблюдение данных требований обеспечивает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными психологами, поскольку известно, что особенности сообщения инструкции (например, специфическая расстановка акцентов), объяснение целей обследования, реакции самого психолога на вопросы и т.д. приводят к различным результатам. Это особенно важно при проведении групповых обследований, где будут сравниваться между собой результаты групп, изучаемых разными психологами. Необходимо уделять особое внимание формированию мотивации осуждённого на психологическое обследование, для чего следует: § в определённой мере занижать значимость обследования, чтобы исключить страх перед последствиями изучения личности осуждённого; § нейтрализовать «миф», будто цель психологического тестирования – выявление психической патологии (смешение понятий «психолог» – «психиатр») или сбор «компромата»; § определять цель обследования, прежде всего, как оказание помощи осуждённому в самопознании; § объяснять, что обследование полезно для самого осуждённого, так как предохраняет его от поверхностной, предубеждённой оценки со стороны сотрудников; § использовать результаты обследований в индивидуально-психологической работе с осуждённым; § гарантировать осуждённому ознакомление с результатами обследования с целью формирования интереса к особенностям своей личности; § следить за тем, каким образом подаётся обследование другими сотрудниками, следует всячески пресекать любые попытки запугивания осуждённых («Вот направлю вас к психологу, он быстро с вами разберётся»), использования психодиагностического обследования в контексте различных мер наказания. Необходимо помнить, что если осуждённые будут считать, что полученная в результате обследования информация будет направлена против них, то вряд ли она может считаться достоверной. Поэтому важным моментом в работе психолога является постоянное внимание к тому, как осужденный воспринимает ситуацию, поскольку, в конечном счёте, от этого зависят результаты обследования. Нельзя называть полное название теста и его шкал, разрешать просматривать какие-либо методические материалы, а также просматривать заранее задания теста. В условиях пенитенциарной системы в отдельных случаях с опросников желательно снимать верхнюю «корочку» с названием теста. При объяснениях предпочтительнее слова «задание», а не «тест», «умения», а не «способности», «характер», а не «особенности личности». Другими словами, необходимо всячески избегать определений и оценок ситуации обследования, которые могут вызвать повышенное мотивационное напряжение. В момент проведения обследования нельзя давать осужденным обратную связь, пока результаты не обработаны. Не следует влиять на процесс выполнения задания, направляя его усилия в определённое русло. Необходимо объяснить осужденному, что вся информация в полном объёме будет доведена до него в своё время. Допускается лишь ободряющие реакции, похвала, удовлетворение работой обследуемого. Качественные аспекты тестового поведения осужденного часто сами служат для аргументации выводов, основанных на количественных оценках. Например, чрезмерное увеличение среднего времени выполнения методики может быть показателем нерешительности, психомоторной заторможенности, замешательства, излишней педантичности или пассивного сопротивления процедуре тестирования. Чрезмерно быстрое выполнение теста предполагает, что испытуемый либо очень импульсивен, либо не читал и не обдумывал каждый вопрос или задание. При ответе на вопросы опросника проблемы типа «не могу сказать» могут означать нерешительность, двойственность или попытку избегать принятия негативных сторон в самом себе без умышленной лжи. Практика тестирования осуждённых показывает, что они весьма чувствительны к личностным особенностям и поведению психолога. Последний не должен своими действиями создавать негативную обстановку, провоцирующую агрессию, тревогу и другие эмоции, отрицательно влияющие на результаты обследования. Поскольку осуждённые чаще всего настороженно и подозрительно относятся к обследованиям, инициируемым администрацией или самим психологом, обязательным условием успешного проведения тестирования является создание необходимой психологической обстановки. Необходимо вести себя корректно, доброжелательно. Положительно влияет на создание такой обстановки предоставляемая осуждённому определённая свобода выбора их действий (в разумных пределах), безоценочность суждений, касающихся его поведения. Психодиагностическое обследование рекомендуется осуществлять в два этапа (экспресс-диагностика и углубленное изучение): Первичное обследование (экспресс-диагностика). Цель – определение общих личностных особенностей осуждённого, вновь прибывшего в исправительные учреждение. На основе этого обследования может составляться психологическая характеристика на осужденного. Но чаще при экспресс-диагностике определяются «проблемные зоны», качества, которые требуют более глубокого изучения лиц, нуждающихся в постановке на профилактический учет. В качестве минимального стандарта для первоначального психодиагностического обследования вновь прибывших осужденных предлагаются следующие методики: – 8-ми цветовой тест М. Люшера; – опросник Мини-мульт; – одна из проективных методик (методика незаконченных предложений, рисунок несуществующего животного, конструктивный рисунок человека, «Дом-Дерево-Человек»). Углублённое изучение проводится с целью получения более полного психологического портрета осужденного и прогнозирования особенностей его поведения в местах лишения свободы. В качестве методик для углубленной психологической диагностики предлагаются комплексные личностные опросники (16-ти факторный личностный опросник Р.Кеттела, Фрайбургский личностный опросник, пятифакторный личностный опросник, индивидуально-типологический опросник, опросник Леонгарда-Шмишека, опросник Г.Айзенка и др.), и методики направленные на выявление отдельных психологических свойств личности (методика Басса-Дарки, опросник индекса жизненного стиля, опросник суицидального риска, шкала социального самоконтроля, шкала измерения одиночества, опросник экспресс-диагностики состояния стресса и др.). При оценке поведения осужденных с помощью адаптированных методик отношение их к наказанию может приниматься во внимание только в совокупности составляющих его элементов. К ним, в частности, относятся: 1) моральные переживания, вызванные чувством стыда в связи с назначением исполнения наказания; 2) осознание справедливости осуждения и наказания; 3) правильное понимание содержания и целей наказания; 4) осознание общественной опасности совершенного преступления; 5) осознание несовместимости преступного поведения с требованиями общества; 6) моральное осуждение совершенного общественно опасного деяния и преступности в целом; 7) раскаяние в совершенном преступлении и, наконец, осознание необходимости отбыть наказание, исправиться и перевоспитаться.
Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 1785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |