Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протофилософские школы Древней Индии. Сущность и специфика буддизма




Философия — наука

Предмет философии.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек».

философия выступает в двух ипостасях:

1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и

2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины: - Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.

- Гносеология как учение об общих законах и формах познания;

- Логика как учение о нормах и законах мышления;

- Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;

- Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.

Критерии научности следующие:

1) Объективность, или принцип объективности.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность.

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости.

 

*сходства и различия берём из критериев

**подробный текст в лекциях Миронова, на ботве

 

Во второй половине второго тысячелетия до нашей эры и Индии стало складываться классовое общество. И прежде свободные граждане стали делиться на 4 группы – варны: брахманы (жрецы), кшатрии (войны), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (все остальные). Брахманы происходят из уст бога Брахмы, кшатрии – из рук, вайшии – из бёдер, шудры – из ног. По кармой тогда понимался закон воздаяния. То в какой варне ты сейчас находишься зависит от твой прошлой жизни, то есть каждому воздаётся по его поступкам и переход из одной варны в другую при жизни происходить не мог. Сансара – учение о переселении душ и есть у него механизм – бхавачкара. Всё находится в вечном круговороте, всё живое имеет и тело и душу, тело смертно, а душа вечна и постоянно меняет свои телесные оболочки.

Важнейшим и древнейшим памятником древней Индии являются веды. «Веда» означает знание.

Первые – собственно веды или самхиты (в свою очередь они состоят из 4 книг: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа). Наиболее известной из них является Ригведа, содердащая более 1000 гимнов посвящённым разным богам. Религиями были тогда брахмаизм и индуизм.

Вторая крупная часть вед – брахманы. Писались самими брахманами и предназначались соответственно брахманам. Представляют собой пояснения к самхитам.

Третья и четвёртая – араньяки и упанишады. Поднимались вопросы строения мироздания, сотворения мира, но вопросов на них не было. В упанишадах показывается некая модель построения мира.

Буддизм. Возникновение буддизма относится к V-VI векам до н. э. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама. Уйдя в 29 лет из дома, фактически бродяжничать, он, после многих лет бесполезной аскезы постигает пробуждение (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, отвергающий крайности.

В основе буддийского учения лежат четыре благородные истинны. Само существование человека непрерывно связано со страданием. Первая истина: рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – все ведет к страданию. Второе, причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению. Третье, устранение причин страдания заключается в устранении жажды. Четвертое, путь к устранению страданий – благой восьмеричный путь, состоящий из правильных: суждений(есть правильное понимание жизни как, доли скорби и страданий), решений(проявлять сочувствие ко всем живым существам), жизни(заключается в соблюдении предписаний нравственности, буддийских пяти заповедей (панчшила):не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещённых половых контактов; не вести праздных и лживых речей; не использовать опьяняющих напитков), стремлений, внимания, сосредоточения(характеризуется четырьмя степенями погружения (джхана) и относится к медитации и медитационной практике).

Путь к освобождению от круговорота жизни (самсары) открыт только монахам. Монах же, прошедший все ступени восьмеричного пути, становится архатом, святым, стоящим в одном шаге от достижения конечной цели – нирваны (буквально угасание). Человек, достигший нирваны, выходит из круга перерождений.

В последствии, учение буддизма подразделилось на несколько течений: хинаяна (малая повозка), согласно этому течению путь к нирване открыт только монахам; махаяны (большая повозка) арахат уже не является высшей целью, а главным становиться культ бодхисатв – индивидов способных достичь нирваны.

В настоящее время буддизм сохранился в активной форме на Цейлоне и в восточных районах Индии (течение хинаяны) и в Китае, Японии, Тибете, Монголии и Гималаях (течение махаяны).

 

3. Основные протофилософские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Конфуцианство и даосизм. Возникли примерно в 5-6 веках до н.э., религиями по сути не являются.

Сам Конфуций ничего не писал, а ученики тщательно записывали и результатом явилась книга «Беседы и высказывания» - сборник высказываний, нравоучений. Каждый китаец должен был выучивать её наизусть и пользоваться её до своего конца.

Целью было создать идеальные отношения между людьми и в семье, и в обществе, и в государстве. Разрабатывает концепцию об идеальном муже. Идеализируется прошлое (чем что-то было раньше, тем тогда было лучше). Уважение к старшим. Был фаталистом – всё определено судьбой.А идеальный муж испытывает три страха: перед могуществом судьбы, перед великими людьми и перед словами мудреца Он должен вызывать уважение, не быть жестоким, справедливым, осторожен по отношению к тому, что не знает. Всегда надо руководствоваться словом «снисходительность». О государстве –должна соблюдаться иерархия. Мудрый правитель должен заботиться, чтобы у его подчинённых всегда была еда, военное снаряжение и чтобы народ доверял правителю. Не стоит заставлять людей делать что-то путём угроз. Закон фа – жизнь на основах доброты, человеколюбия и т.п.

После смерти Конфуция его школа распалась на 8 школ, наибольшее значение из которых имели две: школа мэн-цзи и школа сюнь-цзи. Мэн-цзи: все люди от природы добры, они стремяться к доброте, но на них действуют внешние факторы. Те кто работают силой ума, те подчиняют тех, кто работает силй мышц. У сюнь-цзи: человек имеет злую природу, всё что в нём есть хорошего есть благо приобретённое, о рождения человек стремится к выгоде, поэтому надо особое внимание надо уделять воспитанию. Атеизм

Позиция Даосизма. Дао в формулировке Лао-дзи (6-5век до н.э.). Дао, которое можно выразить словами не есть истинное дао.

Постоянным и вечным можно назвать только то, что родилось с возникновением неба. Таким можно считать только дао. Дао можно постагать, но нельзя воспринимать, оно лишено формы, беззвучно, лишино формы, беспредельно. Основа и причина всего сущего.

Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не будет драгоценных предметов, то не будет воров. Мудрый правитель делает сердца простых людей пустыми, а желудки – полными. Такое управление ослабит их волю и укрепит кости. У людей не должно быть не знаний, ни страстей. Государства надо сделать малыми, а население редким. Даже если есть оружие не следует его показывать. Вернуться к тем временам, когда люди плели узелки вместо письма, в таком случае никто ни у кого ничего отнимать не будет, все будут слушать пение петухов и лай собак и никто никого не потревожит. Умными людьми управлять трудно.

Легизм (законники) Государство - бездушный механизм. Надо иметь много наказаний и мало наград. Карать максимально жестоко, разобщать, поощрять доносы, пресекать искусство, философию. Всё государство должно развивать земледелие и воевать. Добродетель – мать всех пороков. Отменили наследственность власти. Ввели круговую поруку. Закон должен быть понятен всем, а искусство – никому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.