Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 14: Культура белорусских земель в составе Российской империи в 19-20 вв




Вопрос 13: Формирование белорусской нации. Возрождение бел. языка и литературы. Демократическое и национально-освободительное движение в Бел. Во 2-ой половине 19-20 вв.

Развитие капитализма расш. хоз. связей способствовали ликвидации к концу 19 в. экономического разъединения народов Беларуси, складыванию эк. единства, формирование нац. рынка с центром в Минске, который стал частью Всероссийского рынка. Важную роль в этом сыграло строительство ж/д. Создание общности эк. жизни сыграло решающую роль в формировании бел. нации. Она же обусловило формирование нового бел. языка, который сложился на основе среднебелорусской группы говоров. Чечет, Рыпиский обратились к бел.фальклору, а затем перешли к лит.творчеству на бел. языке, а это привело к возрождению бел. письменности, которая стала затем источником нац.мысли, т.о. и нац.-культ. возрождения в целом. Бел. этнич.террит. сложилась еще в период формирования бел. народности и была разделена в РП и РИ между различными террит. Единицами, т.о. бел. нация формировалось в неблагоприятных условиях на протяжении длительного времени. Народники теоретически обосновали идею существования самостоятельного бел. этноса определяли территорию его обитания, этнические приметы, особенности исторического пути и выдвинули лозунг федеративной самостоятельности Беларуси в рамках Росси. В нач. 90 гг. 20века в Москве и Петербурге действовали организации бел. студентов под руководством Гуриновича и др. БСГ выступала за уничтожения самодержавия и создания соц-ого общества, за демократическую Бел. в рамках РФ. БСГ стала инициатором издания первой легальной газеты *Наша доля*. Борьбу за нац. возрождение продолжала *Наша нива*. Она стала трибуной бел.нац. движения, выступала за нац. равноправие, свободное развитие бел. культуры, языка, т.о. *Наша нива* сыграла определяющую роль в формировании нац. самосознания белорусов.

 

После присоединения Беларуси к РИ в 1803-1804 гг здесь была начата реформа образо-вания (25 лет). В результате были образованы: Министерство народного просвещения и в 6 учебных округах Беларусь вошла в состав Виленского учебного округа. Главным центром округа был Виленский университет, который был образован 18 мая 1803 г. Под опекой университета было 69 заведений. Обучение велось на польском языке. Именно Вил. ун-тет сыграл решающую роль в развитии просвещения, науки и культуры на Беларуси.В нач 19 в на Бел. действовало 130 начальных школ; а в поветовых городах действовало 6 малых народных училищ. Продолжали действовать школы каталитических и униацких орденов. Согласно реформе на Бел. были образованы нач. школы (для крестьян и ремесленников) неполные средние и средние училища для буржуазии, гимназии и высшие школы для дворян. В образовании женщин главную роль играли различные ордена. В 1820 г иезуитский орден Росси был запрещен, а его учебные заведения закрыты. После восстаний 1830-1831 г был закрыт Виленский унив., но на его базе медицинского ф-та ста действовать медико-хирургическая академия, духовная римско-каталитическая академия. С 1836 г все заведения Бел. переводятся на русский язык обучения. Проведение этих мер способствовало распространению концепций *заподнорусизма*, которая не признавала белорусов как самостоятельный этнос. Проведение школьной реформы на Бел. совпало с периодом реакции, который наступил после разгрома восстания 1863-1864 гг, был закрыт Горе-Горенский землевладельческий институт, Свичелочская гимназия, а так же все школы на польском языке. Уровень образования на Бел. был низким, грамотное население составляло 25%. Большую роль в просвещении сыграли библиотеки: публичные, частые и учебные заведения. В 19 в появляются первые газеты: *Гродненская газета*, *Курьер Литовский *

1834г – были проведены успешные испытания подводной лодки. Впервые в мировой практике Шильдер использовал для поджигания пороха элементарный заряд. В нач. 20 в на Бел. действовало более 50 научных и культурных просветительских товариществ.

В19 в первые произведения печатались на латинке, в конце 50 гг. издания на латинке были запрещены. Становление новой бел. культуры происходило в условиях романтизма. Характерной особенностью в худ. лит-ре этого времени была ее связь с фольклором. Значительную работу по сбору фольклора сделал Ян Чечет. В этот период времени были такие писатели как: В.Дунин-Марцинкевич, А.Мицкевич. Реформы 60 гг 19 в и восстание 63-64 гг, развитие капитализма и зарождение пролетариата лит-ры – К.Калиновский. Он утверждал новое направление в лит-ре – критический реализм (Богушевича, Гуриновича).

Со 2-ой половины 19 в в бел. архитектуре происходит отход от стиля барокко, утверждается новый стиль – классицизм. Многие города перестраиваются в нач. 19 в. Наиболее значительным памятником классицизма в культурном зодчестве является собор Иосифова в Могилеве. Общие тенденции, характерные для культуры в целом привели к возникновению нового стиля – романтизма – неготические постройки(Косовский дворец).

В архитектуре хар-сь развитие типологии, принципами изменения, борьбой различных стилей. В 20-е годы 19 в появились новые жанры: натюрморт, городской пейзаж, литография. Представителем романтизма – Вонькович. Викентий Дмаховский – яркий представитель реализма, он работал в жанре пейзажа. Иван Фомин Хруцкий вошел в историю мировой живописи как основатель классического натюрморта и представителем портретной живописи, * Старая за работой*, * Цветы и фрукты*

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.