Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мумификация или семь частей одной души




Египетская Книга Мертвых или Путешествие на Запад

 

До нас дошло несколько произведений эпохи Нового царства, которые можно назвать " Книгой мертвых ". Каждое из них разделяется на 12 частей – на "12 часов ночи" или на 12 ступеней посвящения. Их можно понять только в единстве текста и символических изображений, сопровождающих рассказ. Наиболее доступна для современного восприятия "Книга Амдуат" (Запретная Секция, полка древностей).

 

В древнеегипетской Книге Мертвых человеческая душа вслед за закатным солнцем путешествует то по страшному миру Дуат (преисподняя), то по светлому — «полям Иалу». Путешествие происходит в солнечной барке, плывущей на Запад, где свет умирает, и где находится страна мертвых душ. "Рог Заката" - это гора, за которой садится Солнце.

 

По дороге описываются встающие перед инициируемым читателем картины и называются имена божеств данного часа, их вид, и имена самих этих часов. В процессе следование, в сердце ночи, происходит битва змея, опоясывающего мир и имеющего много имен, в частности – «Душа - Того - Кто - Позволяет - Жить - Богам» и с Атумом (Амоном-Ра) – скрытым Солнцем или Мировой Душой.

 

В Книге Амдуат не действует логика будничного мира, исчезают привычные представления о структуре пространства и времени – в ней властвует вечность. В конце пути читателя ждет возрождение Солнца и человека, но дойти до этого мига трудно, а сам он – далеко. Солнце вступает в первый час ночи...

 

Почти все описания Книги Мертвых и философия ее образов не отличаются от представлений наших современников об аде и рае, где, по представлениям, находятся человеческие души умерших. Знаменитая «Божественная комедия» Данте вообще почти сливается с представлениями древних египтян. Так что можно утверждать – как и многое другое догма о рае и аде берет начало из религии Древнего Египта.

 

* * *

Обычай класть в гроб покойника листок с молитвой так же идет из Египта, где в саркофаг к умершему клали листок с магическими формулами, чтобы при их помощи он мог оправдаться перед Владыкой душ на Загробном Суде. Именно в древнем Египте впервые в мире начали писаться иконы, которые затем вошли в христианство. Даже монашество своими корнями уходит в египетские культы, являясь отображением мистерий, то есть инициаций духовной смерти для мирского общества и посвящения себя миру «горнему». Известное всем слово «скит» (т. е. поселение монахов) так же образовано от египетских слов «ши хот», что значит «вес сердца».

 

 

Знаменитый египетский «культ мертвых», огромные некрополи и Пирамиды, являющиеся местами захоронения правителей, обычай бальзамировать трупы и превращать их в мумии, сохранившиеся по сей день и насчитывающие уже по 35 веков; обилие церемоний, связанных с погребением, смертью и последующим путешествием души на запад в Золотой Лодке Солнца (Ра); изготовление и помещение в горло мумий капсулы с «эликсиром вечной молодости» (за которым охотятся нынешние разорители египетских гробниц) - не что иное как попытки преодолеть смерть и уверенность в возможности Возврата в Собственное Тело.

 

Магические практики, применяемые для этого, в современном обществе почти невозможно повторить. Прежде всего, тело умершего мага подвергалось омовению, над ним читались особые тексты и заклинания, долженствующие вернуть астральное тело обратно. Если этого не происходило, то жрецы-парасхиты очищали тело и вскрывали его, из него вынимались все органы, включая мозг и глаза. Для изъятия мозга применялась не самая легкая и не самая приятная процедура: раскаленной кочергой пробивали носовую перегородку в черепе, взбалтывали мозг, и в таком состоянии вынимали его через ноздри.

 

Внутренние органы – сердце, печень, почки, легкие, язык и т.д. извлекались и помещались в семь богато украшенных сосудов с крышками. По магическим представлениям такое изъятие обеспечивало не только сохранность тела, но и его дальнейшую работоспособность – когда после возвращения двойника Ка (души) через эти законсервированные по-отдельности и сохраненные в золотых ковчегах органы воскресший человек восстановит свои силы и вернет подлинное имя своей душе. В органах тела сохранялась и магия крови, и сама личность волшебнка.

 

Герметичные сосуды для органов назывались назывались канопами или хорусами.

 

Далее полое тело обкладывалось солью, которая его высушивала. Через несколько дней внутренние полости тела заполнялись особыми веществами и составами, в горло мумии помещалась капсула с эликсиром молодости, чтобы в тот момент, когда душа умершего снова вернется в плоть (египтяне называли ее Ка, «двойник») - тело оказалось бы молодым, и оставалось таковым вечно. Затем тело заворачивали в льняные покровы, между которых клали различные амулеты и драгоценности. Среди амулетов преобладали анх - символ жизни и бессмертия, уджат (уаджет)- символическое изображение глаза, чтобы через него покойник мог видеть солнце, а также изображение солнечного (утреннего) жука скоробея.

 

После этого на лицо возлагалась портретная маска, которая наиболее точно воспроизводила черты лица усопшего, чтобы Ка, при возвращении назад, могла узнать своё тело. Делать слепки таких масок и впоследствии отливать их было непросто, так как тут мало одного «художественного таланта». Золотые лики фараонов производят живое впечатление, они очень красивы как чертами лица, так и выражением, и египтяне до сих пор утверждают, что такие мастера по лицам рождаются лишь в определенных семьях, один человек на тысячу.

 

Кроме маски приготовленное к вечности тело украшалось на саркофаге ожерельями, кольцами и браслетами, драгоценным поясом, голову венчал венец в виде змеи и глаза – урей. Соединение образов крылатого змея и глаза обозначало предвечную, довременную форму Атума - Великого Бога Ночного Солнца, который символизирует начало и конец бытия Вселенной, то есть время. Надписи рядом со змеем гласили: "Тот - Который - Забирает - Часы".

* * *

Необходимо знать, что у древних волшебников магия текла в крови и действительно прописывала все их тело. При определенной степени знаний и искусства достаточно было отнять от живого тела некоторую его часть, чтобы потом иметь возможность возродиться через нее, как через некий резервный запас, законсервированный и оставленный до своего срока.

 

Это доносят до нас легенды об Озирисе, древнем волшебнике с оливковой кожей, который был разъят на части, и сестра-супруга которого – Изида – собрала его вновь из многих частей. Последнюю из них ей предоставил ее сын Гор. Кровь сына запустила жизненные механизмы отца. Озирис, переживший свою смерть и восстановление из мертвых, почитался в Египте как божество загробного мира и одновременно как проводник туда.

 

Отраженная мифами мумификация тела Озириса Анубисом и Изидой наложила отпечаток на этот процесс вплоть до самых тонких мелочей. Так, отрезание кожи со ступней умершего должно было помочь ему не совершить ложного шага, когда он вновь ступит на землю. Вложенный вместо сердца камень показывал, что в теле не присутствует более телесный символ жизни, замененный символом вечности, камнем воскресения. На тканях изображались колдовские формулы, не позволявшие телу последовать за душой, и так далее.

 

Итак, жизнь, согласно египетской философии, состояла из постоянно чередующихся процессов жизни и смерти, где человек уподоблялся шагающему путнику. В конце дороги стоял Амон-Ра, скрытая Мировая Душа, с которой человек мечтал слиться воедино. Египтяне практиковали перерождение души в одно и то же тело. Для достижения этого обязательным условием являлась мумификация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.