Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие высокоскоростного движения на ж/д транспорте 1 страница




Единая транспортная система, ее структура. Структурная схема видов транспорта. Транспортный комплекс

 

Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономической и социальной потребности страны в перевозках. Базовой основой единой транспортной системы является сеть путей сообщения – железнодорожных, автодорожных, водных, трубопроводных, воздушных. Это общая сеть путей сообщения с общей протяженностью более 2 миллионов километров, большую часть которых (75%) составляет воздушный и автомобильный транспорт. Доли других видов транспорта не так значительны.

В транспортный комплекс страны входят также предприятия транспортного машиностроения, строительства, транспортно-экспедиторские фирмы, структуры по подготовке и переподготовке кадров. Каждый вид транспорта занимает определенную долю в общей структуре перевозок. Величина этой доли определяется спросом на перевозки, зависит от качества, надежности и регулярности.

Ни один из видов транспорта нельзя полностью признать монопольным, т.к. он в определенных пунктах своей сети стыкуется с другими видами транспорта, которые продолжают процесс перевозки до пункта назначения.

Например: для отправки груза железнодорожным, водным, воздушным транспортом его для начала подвозят автотранспортом к станции, порту, аэропорту, а затем перегружают на соответствующий подвижной состав перевозки.

Автомобильный транспорт единственный отвечает логистическому принципу «от двери к двери», но в тоже время он является наземным видом транспорта и его эффективность во многом зависит от дальности перевозки.

Единая транспортная система предполагает комбинированное использование различных видов транспорта на основе технологического взаимодействия.

Общность различных видов транспорта проявляется также в сочетании технических параметров используемых видов подвижного состава, габаритов и весовых характеристик перевозимых грузов, возможностей их эффективного размещения и крепления на транспортных средствах. Широкое развитие контейнерных, паромных, контрейлерных перевозок, создание судов класса «река-море» послужило активному объединению видов транспорта в ЕТС.

Различные виды транспорта функционируют в едином экономическом и правовом пространстве, поэтому необходима увязка и согласование тарифной политики, нормативно-правовой базы. Кроме того, каждый вид транспорта испытывает на себе функции государственного регулирования (на региональном уровне и в масштабе всей страны).

 


Транспортный комплекс

 

Созданные в мире транспортные средства представляли собой технические достижения своего времени. Их появления связано с ростом производства, с тенденцией разделения труда, освоения новых территорий, с необходимостью ускорения и удешевления перевозок и поездок.

Транспорт - подвижной состав (устройство, аппарат), служащий для перемещения грузов и людей.

Транспортные средства - обеспечение какой-либо деятельности совокупностью транспортных средств, объектов, сооружений и систем управления ими.

Общая сеть транспортной системы состоит из самих транспортных средств и путей сообщения, по которым они и движутся.

Существует три вида путей сообщений:

естественные (самые дешевые). Они обладают большой пропускной способностью, не требуют затрат для поддержания эксплуатационного состояния - воздушная, морская среда;

улучшенные - с развитием производства и торговли, существующие естественные пути сообщений стали улучшать (устройство дорожных покрытий, укрепление берегов, удаление в руслах рек порогов и препятствий и т.д.);

искусственные – железные дороги, автомобильные дороги, водные каналы, монорельсовые дороги – пути «общего пользования».

Для обеспечения перевозок по путям сообщений общего пользования необходимы специальные сооружения – станции, вокзалы, склады, порты, называемые терминалами. На них осуществляется перевалка грузов из подвижного состава одного вида транспорта в подвижной состав другого вида транспорта, перевозка пассажиров. Здесь происходит переформирование грузовых и пассажирских потоков. Передвижением материальных потоков занимается промышленный транспорт.

Транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры, обеспечивая обмен товарами. Как субъект рынка транспорт продает свои услуги по перемещению грузов и пассажиров. Доля транспортной продукции достигает 15-20 %. Сам транспорт не создает новой продукции, т.к. его продукцией является сам процесс перевозки грузов и пассажиров. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления. Таким образом, транспорт продолжает процесс производства, начатый в сельском хозяйстве и в промышленности. Конечный результат производства реализуется у потребителя. Процесс перевозки грузов и пассажиров неотделим от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить и создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании резервов пропускной и провозной способности (особенно для направлений с быстрорастущими перевозками).

Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляет почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

Транспортные комплексы оказывают также негативное влияние на окружающую среду: 80% всех вредных выбросов в атмосферу и водную среду. Транспорт занимает также значительные площади земельных угодий и таит в себе угрозу жизни и безопасности людей.

Роль и значение транспорта

Экономическая роль

Государственное значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи.

Народнохозяйственное значение – удовлетворяет потребности народного хозяйства населения в перевозках грузов и пассажиров.

Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей.

Культурная функция

Оборонное значение

Уровень развития транспорта в стране определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому недооценивание значения транспорта отрицательно сказываются на экономике страны. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост страны, расширение торговли, повышение уровня жизни граждан, улучшение их социального проживания в современном обществе.

Транспортная система России представляет собой сложный транспортный комплекс путей сообщения, который делится на:

Магистральный – транспорт общего пользования: железнодорожный, водный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Промышленный – осуществляется перемещение предметов и продуктов транспорта в сфере производства.

Городской - перевозки внутри города: метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси.

Дополнительно к составляющим транспортного комплекса относят:

Ведомственный транспорт

Трубопроводный транспорт

Нетрадиционные виды транспорта (на воздушной подушке, на магнитном подвесе и др.).

Выбор вида транспорта зависит от уровня промышленной развитости страны, ее размеров, роли и значения перевозок.

Железнодорожный транспорт - первое место в большинстве промышленно – развитых странах, т.к. наиболее универсален: не зависит от климата, погоды, времени года. Железнодорожный транспорт входит в экономический потенциал страны, внося тем самым существенный вклад в научно-технический прогресс страны. В перспективе развития железнодорожного транспорта - создание высокоскоростного движения наземного транспорта, который сможет соперничать с воздушным транспортом.

Автомобильный транспорт - способен доставлять груз в различные регионы, где нет других видов транспорта; доставка от отправителя к получателю без перегрузки. Экономически выгоден только на дальние расстояния.

Морской транспорт – наиболее эффективен в тех направлениях, где морские пути короче сухопутных и нет других видов массового транспорта (Сибирь, Дальний Восток).

Речной транспорт – наиболее эффективен в тех направлениях, где местные и дальние перевозки совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Наибольшая провозная способность наблюдается при использовании больших грузоподъемных судов. В связи с природно-климатическими условиями России период навигации при небольшой себестоимости кратковременный.

Воздушный транспорт – востребован в труднодоступных местах для других видов транспорта. Высокая скорость движения компенсируется высокой себестоимостью перевозок и зависимостью от природных условий.

Трубопроводный транспорт – используется для транспортировки природного газа, нефти, нефтепродуктов, продуктов питания (минеральной воды, молока и др.). Самый дешевый вид транспорта. Не зависит от природных условий и занимает минимум площади земельных угодий.

Транспортный комплекс – совокупность пропорционально развитых отраслей народного хозяйства, специализированных на удовлетворении потребностей общественного производства в перемещении грузов и пассажиров.

 

1.3 Мировая транспортная система

 

Мировая транспортная система – глобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.

Примерно 75% общей протяженности мировых транспортных коммуникаций (без учета морских линий) приходиться на автомобильные дороги; 16% на линии гражданской авиации; 4% на трубопроводы, 3% на железные дороги; 2% - на судоходные реки и каналы.

Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая сеть в Западной Европе и Северной Америке. Хуже оснащены транспортными коммуникациями страны Азии и Африка.

В целом мировой объем перевозок грузов и пассажиров постоянно увеличивается. Заметно изменилось распределение перевозок между видами транспорта. Например, доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте увеличилась в 2 раза (11%). В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного (составляет соответственно 9 и 11%).

Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль (80% всего грузооборота мировой торговли).

Речной транспорт – ежегодно перевозится более 1,5 млрд. т груза, но в связи с конкуренцией с автомобильным транспортом наметилась тенденция к сокращению объемов перевозок.

Железнодорожный транспорт – общая протяженность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915 тыс. км. (перевозится более 3,7 млрд. т. груза). В мировом масштабе увеличение объемов железнодорожных перевозок не ожидается из-за конкуренции с автомобильным транспортом. Отмечено сокращение протяженности железных дорог на 100 тыс. км. в общемировом значении. При этом протяженность электрифицированных линий возросла в три раза.

Автомобильный транспорт - мировой парк автомобилей постоянно растет и динамично развивается объем перевозок. По мнению экспертов, расчетная цифра 160млн. единиц к 2010 году будет ежегодно увеличиваться на 4-4,5%. Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходиться на страны Западной Европы и Северной Америки.

Воздушный транспорт – бурное развитие за последние 10 лет: выросла протяженность трасс почти вдвое и объем перевозок по ним пассажиров и грузов в 2 раза.

Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно-развитые страны.

Трубопроводный транспорт – общая мировая протяженность достигла 450 тыс. км. Самыми крупными странами-владельцами нефтепроводов являются США и Россия.

 


2. Основные направления грузовых и пассажирских потоков

 

2.1 Понятие о перевозках

 

Любые перевозки, осуществляемыми различными видами транспорта, служат для удовлетворения потребностей в перемещениях материальных и людских потоков.

Маршруты следования материальных потоков сырья, полуфабрикатов, готовой продукции обусловлены географией размещения производственных сил, рынков сферы потребления.

Факторы, определяющие направления, объемы, структуру и сроки осуществления грузовых перевозок:

Сложившийся товарообмен готовой продукции между экономическими регионами и в международных рамках, включая транзит.

Развитие специализации и кооперации производственных связей между предприятиями внутри страны и за рубежом.

Хозяйственное освоение новых территорий, природных ресурсов и появление новых рынков сбыта готовой продукции.

Уровень транспортных тарифов и таможенных пошлин.

Климатические и сезонные условий доставки грузов.

Политические, военные и чрезвычайные ситуации.

Каждый продукт имеет свой рынок сбыта и производства. Из тысячи наименований перевозимых грузов выделяют несколько групп, объемы перевозок которых преобладают на различных видах транспорта. Эти грузы относят к массовым (универсальным) – 9 наименований, которые и определяют основной грузооборот на каждом виде транспорта.

После перехода России к рыночной экономике и отказа от директивного планирования и государственных планов перевозок существенно сократились перевозки как между предприятиями бывших союзных республик, так и внутри страны.

Переход к свободным ценам сказался на быстром росте транспортных тарифов, что повлияло на уменьшение объемов грузо- и пассажиропотока. Следствием этого стало сужение экономического пространства вокруг России, в котором свободно могли перемещаться грузы и пассажиры. Особенно осложнились связи России с Восточной и Западной Европой – товаропотоки между Россией и странами Запада вынуждены пересекать границы и территории соседних стран СНГ и Балтии.

В результате высоких таможенных пошлин грузопотоки переориентировались и устремились в самый дешевый транспортный коридор (через Беларусь). В результате для сегодняшней России характерен сдвиг в сторону приоритетного обслуживания внешнеэкономических и транзитных связей при снижении объемов работы во внутреннем экономическом пространстве. Сфера транспортных услуг в этом пространстве решается снизу – через систему рыночного спроса и предложения, социальных потребностей общества.

Практика показала повышение в объемах производства доли малых и средних предприятий и становление новых транспортно-экономических связей. Предприятия оптовой торговли представляют сегодня многочисленную группу грузополучателей и грузоотправителей. Прикрепление грузоотправителей к грузополучателям (поставщиков к потребителям) решается в условиях рыночных отношений на основе маркетинга и использования современных технологий организации товаропотоков, обеспечивающих оптимальные транспортные расходы.

Пассажирские перевозки имеют иные факторы формирования: спрос на эти перевозки в основном зависят от тарифной и ценовой политики, уровня доходов населения, потребностей в деловых поездках. Направление и объемы перевозок во многом зависят от демографической подвижности населения, социальной политики государства, условий труда и отдыха. Пассажиропотоки не постоянны во времени и пространстве: изменяются по часам суток, дням недели, сезонам года, дальности поездок, а также выбор маршрутов поездок определяется льготами на оплату проезда, уровнем комфорта, удобства, согласованностью расписаний взаимодействующих видов транспорта.

Качественными показателями формирующими грузовые перевозки являются: надежность, безопасность поездки и перевозки, высокая скорость, сохранность грузов в пути следования, соблюдение графика движения.

Для достижения единства в оценке транспортных услуг на территории России действуют государственные стандарты: ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества»

ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества»

 

2.2 Грузовые перевозки

 

Грузовые перевозки- транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки.

Договор перевозки – документ между исполнителем и потребителем транспортной услуги, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.

Грузополучатель – потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки.

Грузоотправитель – потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки.

Грузовые перевозки можно классифицировать:

Внутрихозяйственные, предусматривающие перемещение грузов в пределах одного предприятия.

Местные, осуществляемые между предприятиями в пределах одного экономического района.

Межрегиональные, обеспечивающие обмен грузов между предприятиями и фирмами, находящимися в разных экономических регионах.

Международные, предназначенные для товарообмена между предприятиями и фирмами, расположенными в разных странах.

Перевозки грузов между пунктами их отправления и назначения с участием различных видов транспорта называют комбинированными или смешанными (иногда - мультимодальные или интермодальные).

Мультимодальные и интермодальные перевозки имеют по сути однозначные определения смешанным. Мультимодальные перевозки - те, где всю ответственность за организацию перевозок в пути следования принимает один из перевозчиков независимо от числа используемых видов транспорта по маршруту доставки с оформлением единого перевозочного документа. Под интермодальными перевозками понимают смешанные перевозки укрупненных грузовых единиц (контейнеров), организуемые экспедитором по всему маршруту следования, но с оформлением им перевозочных документов на каждом виде транспорте.

Сроки перемещения грузов зависят от скорости используемого транспорта, а также от продолжительности перегрузки отправок и оформления грузовых документов. Доставку грузов в сжатые сроки называют экспресс - доставкой.

 

2.3 Регионы, производящие и добывающие массовые грузы

 

Структуру грузопотоков характеризуют долевые соотношения различных родов грузов в общем объеме перевозок и грузообороте. Эти грузы относят к массовым: 9 наименований, которые и определяют основной грузооборот на каждом виде транспорта (уголь, нефть и нефтепродукты, руда, черные металлы, удобрения, зерно, лесные и строительные материалы).

Значительные объемы перевозок строительных и лесных грузов осуществляется речным транспортом, а более 2/3 общего объема нефти и нефтепродуктов поступает к потребителям по нефтепроводам.

Номенклатура товаров, доставляемых автомобильным транспортом весьма разнообразна. Ее основу составляют товары народного потребления, строительные материалы, нефтепродукты.

В европейской части России сосредоточено 4/5 всей обрабатывающей промышленности, а на ее азиатской территории 2/3 всей добывающей промышленности страны, что полностью отражает специфику производственного потенциала страны. Восточные регионы играют роль грузообразующих (топливно-энергетические ресурсы, черные и цветные металлы), 60% которых экспортируется за рубеж.

В европейской части России расположены основные ресурсы железных руд, бокситов, фосфоритов, горно-химического сырья. Так на Курской магнитной аномалии сосредоточено 2/3 национальных запасов железных руд. В Сибири запасы этих руд невелики (7%). До 60 % всех меднорудных месторождений страны находятся в Уральском экономическом регионе, а остальные 40% - в Восточной Сибири.

Наибольшими запасами угольных ресурсов располагают Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регионы. Западно-Сибирский регион еще является главным по запасам нефти и газа. На втором месте – Волго-Уральская нефтеносная зона.

На Европейской части России расположены почти 90% предприятий химической и нефтехимической промышленности.

Подавляющая часть машиностроительной продукции, производимой в восточных регионах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока удовлетворяются за счет поставок из западных регионов страны и импорта.

Характерная особенность лесной промышленности – ее размещение практически во всех регионах страны. В общем объеме перевозок лесные грузы занимают значительный удельный вес, уступая лишь перевозкам угля, нефти, нефтепродуктов. До 40% всех потребностей ближнего зарубежья в продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности обеспечиваются поставками из России.

Промышленность стройматериалов в основном базируется на европейской территории России, а потребность в ее продукции востребована в восточных регионах в связи с ростом нефтяной и газовой промышленности.

Предприятия легкой промышленности расположены на европейской территории страны и имеют тесные транспортно-экономические связи сырьевыми центрами сельского хозяйства, химической промышленности.

Аналогичная зависимость от сырьевых баз присуща отраслям пищевой промышленности.

К основным показателям, характеризующим размеры грузовых перевозок и связанные с ним величины транспортной работы, относят:

Объем перевозок грузов, млн. т.

Грузооборот, млрд. т-км

В последнее время доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок грузов самая значительная (53%). Вместе с тем из-за небольшой средней дальности перевозок (около 23 км) его грузооборот уступает грузообороту трубопроводного, железнодорожного и морского транспорта. Аналогичная ситуация с промышленным железнодорожным транспортом – низкий показатель грузооборота, но второе место- по годовому объему перевозок.

Используют и другие показатели, которые отражают качественные параметры этих перевозок, а также уровень предоставляемых транспортных услуг:

Неравномерность грузовых перевозок – оценивают коэффициент неравномерности, значение которого определяют как отношение максимального объема перевозок в самый напряженный их период к среднему объему перевозок за такой же период.

Уровень выполнения сроков доставки – характеризуется отношением объема продукции, доставленной покупателю в сроки (по договору перевозки), к общему объему доставленной ему продукции.

Степень сохранности перевозимых грузов – отношение объемов перевозок, при которых не было допущено потерь или повреждений грузов, к общему объему перевозок этих грузов.

Для одних грузов сохранность означает неизменность их массы или количества в начале и конце перевозки или изменение этой массы в пределах норм естественной убыли. Для других грузов сохранность предполагает соблюдение полной комплектности отправок за период их перевозки. В ряде случаев под сохранностью груза понимают недопущение его загрязнения во время перевозки в пределах установленных норм.

 

2.4 Основные направления перевозки угля

 

Топливно-энергетическая база является важным условием развития народного хозяйства страны. Объемы производства и перевозок различных видов топлива определяются масштабами и темпами роста всех отраслей экономики.

Доля топливных грузов составляет 45% грузооборота всех видов транспорта, в том числе железнодорожного и речного – 30%, морского (в малом каботаже) – 54%. На ряде важных направлений транспортной сети топливные грузы образуют мощные потоки.

В топливно-энергетическом балансе страны значительно возросла доля наиболее экономичных и эффективных видов топлива – нефти и газа, при этом уменьшилась доля каменного угля и других видов топлива (дрова, торф, сланцы и др). Велись в эксплуатацию АЭС, ГЭС, ТЭЦ.

Несмотря на значительное изменение структуры топливно - энергетического баланса страны, уголь и в дальнейшем останется одним из основных видов топлива, т.к. необходимо повсеместно экономить невозобновляемые нефтяные ресурсы.

Увеличилась добыча угля на Донбассе, была освоена европейская (Печерский, Подмосковный, Южно-Уральский и др) и азиатская часть страны (Канско-Ачинский, Кузнецкий и др). Из года в год возрастает в добыче угольного топлива доля регионов, расположенных восточнее Урала.

Направление и объемы перевозок угля обусловлены размещением угольных баз страны, качеством угля, особенностями районов потребления и порайонной структурой топливно-энергетического баланса.

Решающая роль в перевозках угля принадлежит железнодорожному транспорту (90% перевозимого каменного и бурого угля и 100% - кокса). Особенно мощные потоки угля сложились на дорогах, обслуживающих угольно-металлургические районы и промышленные центры страны.

Одним из крупных бассейнов страны по добыче каменного угля остается Донбасс (около 200 млн. т. угля в год). Дальнейшее развитие добычи угля в этом районе будет идти за счет коксующихся углей (для металлургических отраслей и экспорта).

Добыча угля в европейских районах в последние годы не растет, т.к. многие эксплуатируемые длительное время месторождения вырабатываются. Поэтому увеличились перевозки кузнецкого, канско-ачинского угля на запад, сузилась зона распространения угля европейских бассейнов.

Крупнейший потребитель донецкого угля – южная угольно-металлургическая база. Наиболее мощный поток угля следует по магистрали Донбасс-Кривой Рог. Значительных размеров достигают грузопотоки на направлениях Лихая – Волгоград, через Харьков на Москву, Лихая - Рязань – Москва (центральный район), через Ростов -на –Дону на Кавказ, на северо-запад (Санкт-Петербург).

Значительные объемы донецкого угля следуют в смешанном железнодорожно-водном сообщении (Днепр, Волга, Дон).

В обеспечении северных районов европейской части страны играют угли Печерского бассейна. Основной поток их направляется по магистрали Воркута – Котлас – Коноша и далее на Вологду и Санкт-Петербург. Печерский уголь отдельно следует через Коношу на Архангельск, Мурманск, через Котлас на Киров. В Котласе уголь переваливают на речной транспорт.

Бурый уголь Подмосковного бассейна сжигается преимущественно на электростанциях Центрального района. Угли бассейнов Урала (Челябинского, Богословского, Егоршинского) имеют в основном местное значение.

Наиболее мощные потоки угля Кузнецкого бассейна следуют в западном и северо-западном направлениях (на Новосибирск, Омск – Челябинск, Омск - Екатеринбург, на Барнаул, на Магнитогорск и др.). Значительные объемы кузнецкого угля перевозятся в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Перевалка его на речной транспорт осуществляется в портах Камы, Волги, Иртыша.

Ряд значительных месторождений каменных и бурых углей разрабатываются в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Особое значение среди них приобретает Канско-Ачинский бассейн с исключительно благоприятными условиями эксплуатации и огромными запасами топлива. На его базе строят крупные тепловые электростанции.

Начата разработка открытым способом углей Южно-Якутского бассейна, располагающего крупными запасами коксующегося и энергетического угля высшего качества.

 


2.5 Основные направления перевозки нефти и нефтепродуктов

 

Нефтяная промышленность – одна из ведущих отраслей России. Добыча и переработка нефти занимают важное место в промышленном комплексе многих экономических районов.

На транспортно-экономические связи по сырой нефти непосредственное влияние оказывают такие факторы, как размещение районов добычи нефти и нефтеперерабатывающих заводов, качество нефти и технология ее переработки, а на перевозки нефтепродуктов - особенности размещения и специализации нефтедобывающих предприятий, а также порайонное потребление нефтепродуктов.

Выявлены и интенсивно работают месторождения нефти в Поволжье, Урале, Западной Сибири. В крупнейших центрах потребления нефтепродуктов различных экономических районов построены нефтеперерабатывающие заводы:

- центральный район – в Рязани, Москве, Ярославле, С- Петербургской области

- в западной Сибири – в Омске

- на Дальнем Востоке – в Хабаровске, Комсомольске – на – Амуре

- в Поволжье – в Волгограде, Саратове, Уфе и т.д.

Нефтяные грузы перевозят на большие расстояния железнодорожным и трубопроводным транспортом. Ведущее место в отправлении грузов занимают Урало – Волжский нефтяной район и Западная Сибирь. Потоки урало-волжской нефти поступают в центральный район России (Москва, Н. Новгород, Ярославль, Пермь и др.

Наиболее крупными продуктопроводами являются магистрали Уфа-Челябинск-Новосибирск (перекачка автомобильного бензина и дизельного топлива), Уфа – Куйбышев (перекачка светлых нефтепродуктов).

Большую роль в перевозке нефтегрузов играет железнодорожный транспорт. В восточном направлении основной поток нефтепродуктов проходит по магистрали Уфа-Челябинск-Омск и далее на восток до Владивостока.

Значительное количество нефтепродуктов перевозится по Волге и Каме из районов Урала и Поволжья. По Иртышу, Оби, Енисею и Лене после перевалки с железной дороги доставляются нефтепродукты в отдаленные северные районы.

Нефть и нефтепродукты являются важным грузом морского транспорта (по Черному, Балтийскому и дальневосточным морям как в каботаже, так и на экспорт)

 

2.6 Основные направления перевозки руды, черных металлов, минеральных удобрений

 

Черные и цветные металлы

Черные и цветные металлы являются материальной основой машиностроения, строительства, транспорта, других отраслей хозяйства и обороноспособности страны. Для производства 1т металла необходимо перевезти до 6 тонн руды, флюсов, огнеупоров и других материалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.