КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинарское занятие 15
Темы докладов Основные понятия История – последовательность мировых событий, развертывающихся во времени. Культура – феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Цивилизация – (лат. civis - гражданин) – совокупность всех форм и видов материального выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства, всех видов коммуникаций, включая и язык, социальных институтов и т.д. Цивилизация – явление историческое. Ее развитие постепенно приближает общество к такой ступени развития, которая позволяет реализовать свободу для всех или большинства граждан. Темы рефератов 1. Формационный и цивилизационный подход к трактовке исторического процесса. 2. Общественный прогресс и его критерии. 3. Философия истории: основные направления развития. 4. Философия насилия. 5. Проблема свободы выбора и смысла жизни в философии персонализма. 6. Философия свободы в творческом наследии Н.А. Бердяева. 7. Проблема человека в философии символизма. 8. Национальное и общечеловеческое в культуре. Модели культуры. Соотношение культуры и цивилизации. Человек как творец и творение культуры. Культура и типы рациональности. Цивилизационный процесс в России и на Западе. История в зеркале философии (Августин, Вико, Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Шпенглер, Сорокин, Тойнби, Ясперс, Соловьев, Карсавин, Бердяев и др.). Исторические судьбы России. Проблема “прогресс-регресс” в концепции “восстания масс” Х.Ортеги-и-Гассета. Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте понятие исторического процесса. 2. Расскажите о концепции истории Дж. Вико. 3. Раскройте суть цивилизационного подхода. 4. Расскажите о формационном подходе. 5. Раскройте понятие культуры. 6. Представьте типологию культур. 7. Расскажите о национальном в культуре. 8. Представьте диалог «Запад-Восток» в культуре. 9. Расскажите о функциях культуры.
Тема: Ценность как способ освоения мира человеком Методические указания: Изучив предложенную литературу, источники, конспект лекций, раскройте понятие ценности. Представьте имеющиеся в литературе концепции, раскройте общее и особенное. Раскройте принципы классификации ценностей, покажите соотношение ценности и целеполагания, ценности и истины. Особое внимание обратите на понятие общечеловеческих ценностей. Обратите внимание на проблему формирования нравственных, эстетических, религиозных ценностей. Раскройте понятия: идеал, добро, любовь, свобода, долг и др. Изучая предлагаемые источники, раскройте существующие концепции и учения о совершенном человеке. Обратите внимание на понятия «духовность» и «бездуховность», дискуссии в литературе по вопросу критериев духовности. Подготовьтесь к обсуждению данного вопроса на семинарском занятии. Изучите дополнительную литературу, предлагаемую в разделе «Материал для обсуждения на семинарском занятии», подготовьтесь к дискуссии. Обозначьте актуальность данной темы на современном этапе. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии. Изучив данную тему, студент должен знать: - определения понятий: ценность, духовность, мораль, нравственность, этика, эстетика, идеал; - определения эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное; - критерии духовности; - понятия свобода, долг, ответственность, любовь и др.; - понятия этические, эстетические религиозные, социальные, научные и др. ценности; понятия материальные и духовные ценности; - понятие совершенного человека, концепции «совершенного человека» в истории философии; уметь: - анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли; - давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам; - вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Ценности, их природы и принципы классификации. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Проблема общечеловеческих ценностей. Проблема единства истины, добра и красоты. 2. Мораль и нравственность: общее и особенное. Иерархия моральных и нравственных ценностей. Особенности функционирования морали. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования нравственных ценностей. Золотое правило нравственности. Общие моральные понятия: идеал, добро, любовь (привязанность, дружба, влюбленность, милосердие), ненасилие, свобода и ответственность. 3. Эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Ответственность художника. Красота спасет мир? 4. Религиозные ценности, их динамика и разнообразие. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. История формирования представления о свободе совести. Отношение мировых религий к ценностям. 5. Представления о совершенном человеке в различных культурах (античность – Сократ; буддизм – Сиддхартха Гаутама (Будда); христианство – Иисус Христос; ислам – Мухаммед; европейское средневековье – Франциск Ассизкий, Сергий Радонежский; Новое время – Фауст; ХХ век – Сизиф).
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |