Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие 15




Темы докладов

Основные понятия

История – последовательность мировых событий, развертывающихся во времени.

Культура – феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

Цивилизация – (лат. civis - гражданин) – совокупность всех форм и видов материального выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства, всех видов коммуникаций, включая и язык, социальных институтов и т.д. Цивилизация – явление историческое. Ее развитие постепенно приближает общество к такой ступени развития, которая позволяет реализовать свободу для всех или большинства граждан.

Темы рефератов

1. Формационный и цивилизационный подход к трактовке исторического процесса.

2. Общественный прогресс и его критерии.

3. Философия истории: основные направления развития.

4. Философия насилия.

5. Проблема свободы выбора и смысла жизни в философии персонализма.

6. Философия свободы в творческом наследии Н.А. Бердяева.

7. Проблема человека в философии символизма.

8. Национальное и общечеловеческое в культуре.

Модели культуры.

Соотношение культуры и цивилизации.

Человек как творец и творение культуры.

Культура и типы рациональности.

Цивилизационный процесс в России и на Западе.

История в зеркале философии (Августин, Вико, Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Шпенглер, Сорокин, Тойнби, Ясперс, Соловьев, Карсавин, Бердяев и др.).

Исторические судьбы России.

Проблема “прогресс-регресс” в концепции “восстания масс” Х.Ортеги-и-Гассета.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие исторического процесса.

2. Расскажите о концепции истории Дж. Вико.

3. Раскройте суть цивилизационного подхода.

4. Расскажите о формационном подходе.

5. Раскройте понятие культуры.

6. Представьте типологию культур.

7. Расскажите о национальном в культуре.

8. Представьте диалог «Запад-Восток» в культуре.

9. Расскажите о функциях культуры.

 

Тема: Ценность как способ освоения мира человеком

Методические указания:

Изучив предложенную литературу, источники, конспект лекций, раскройте понятие ценности. Представьте имеющиеся в литературе концепции, раскройте общее и особенное. Раскройте принципы классификации ценностей, покажите соотношение ценности и целеполагания, ценности и истины. Особое внимание обратите на понятие общечеловеческих ценностей.

Обратите внимание на проблему формирования нравственных, эстетических, религиозных ценностей. Раскройте понятия: идеал, добро, любовь, свобода, долг и др.

Изучая предлагаемые источники, раскройте существующие концепции и учения о совершенном человеке. Обратите внимание на понятия «духовность» и «бездуховность», дискуссии в литературе по вопросу критериев духовности. Подготовьтесь к обсуждению данного вопроса на семинарском занятии. Изучите дополнительную литературу, предлагаемую в разделе «Материал для обсуждения на семинарском занятии», подготовьтесь к дискуссии. Обозначьте актуальность данной темы на современном этапе.

Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения понятий: ценность, духовность, мораль, нравственность, этика, эстетика, идеал;

- определения эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное;

- критерии духовности;

- понятия свобода, долг, ответственность, любовь и др.;

- понятия этические, эстетические религиозные, социальные, научные и др. ценности; понятия материальные и духовные ценности;

- понятие совершенного человека, концепции «совершенного человека» в истории философии;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Ценности, их природы и принципы классификации. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Проблема общечеловеческих ценностей. Проблема единства истины, добра и красоты.

2. Мораль и нравственность: общее и особенное. Иерархия моральных и нравственных ценностей. Особенности функционирования морали. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования нравственных ценностей. Золотое правило нравственности. Общие моральные понятия: идеал, добро, любовь (привязанность, дружба, влюбленность, милосердие), ненасилие, свобода и ответственность.

3. Эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Ответственность художника. Красота спасет мир?

4. Религиозные ценности, их динамика и разнообразие. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. История формирования представления о свободе совести. Отношение мировых религий к ценностям.

5. Представления о совершенном человеке в различных культурах (античность – Сократ; буддизм – Сиддхартха Гаутама (Будда); христианство – Иисус Христос; ислам – Мухаммед; европейское средневековье – Франциск Ассизкий, Сергий Радонежский; Новое время – Фауст; ХХ век – Сизиф).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.